Повторительно-обобщающий урок по теме "Предложения с однородными членами"

Разделы: Русский язык


ПРОГРАММА: учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой

КЛАСС: 5

ТЕМА: « ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»

НАЗВАНИЕ УРОКА: «ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»

ЦЕЛИ УРОКА:

  • дифференцировать однородные члены предложения
  • закрепить понятие обобщающего слова при однородных членах
  • повторить способы соединения однородных членов и знаки препинания
  • провести повторение по разделам языкознания
  • развитие речи учащихся
  • развитие логического мышления, творческого мышления

ОБОРУДОВАНИЕ: дидактический материал: словарная статья (текст в конспекте), распечатка текста.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Приветствие

2. Постановка учебной цели и задач.

Обращение к схемам на доске:

[О, О]. [О, а О]. [О и О]. [О: О, О,О].

УЧИТЕЛЬ: Данные схемы говорят нам о теме нашего урока. Какова же она, на ваш взгляд? Над чем мы будем работать сегодня?

ДЕТИ: Мы будем работать над однородными членами предложения.

УЧИТЕЛЬ: Итак, действительно, тема нашего урока «Предложения с однородными членами», а проведем мы его под рабочим названием «Взгляд в будущее». (Запись даты и темы в тетради).

3. Работа со словарной статьей.

УЧИТЕЛЬ: Взгляд в будущее. Наверное, невозможно его представить теперь без компьютера. Поэтому, слово, о котором будем говорить, - КОМПЬЮТЕР.

В своих словарях запишите данное слово (производятся записи в ученических словарях). Непроверяемая гласная в первом слоге О, разделительный мягкий знак, звук [т] произносится твердо.

Выясним этимологию слова по словарной статье. (Работа со словарной статьей).

КОМПЬЮТЕР -а, м. (англ. сomputer- лат. сomputare- считать, вычислять) Автоматическое устройство, действующее по заданной определенной программе и обрабатывающее в кратчайшие сроки большие объемы информации для решения научных или промышленно- хозяйственных задач.
*Компьютеризация. Компьютерный.

ДЕТИ: Слово пришло к нам из английского языка, имеет латинский корень.

УЧИТЕЛЬ: Выясним лексическое значение слова.

ДЕТИ: читают статью.

УЧИТЕЛЬ: Данная статья взята из Школьного словаря иностранных слов 1990 года издания. Какую новую информацию вы бы добавили? Почему она появилась?

ДЕТИ: Компьютер служит средством общения ( Интернет). Можно получить всю необходимую информацию, например, подготовить сообщение.

Жизнь меняется, компьютер совершенствуется, и это несет изменения в значение слова.

УЧИТЕЛЬ: Какие слова образуются от основы слова КОМПЬЮТЕР?

ДЕТИ: отвечают по статье

4. Стилистическая разминка

УЧИТЕЛЬ: Определите, чем различаются пары слов: компьютер-комп, клавиатура-клава?

ДЕТИ: Сферой употребления, нормой употребления.

5. Объяснительный диктант.

УЧИТЕЛЬ: На следующем этапе работы запишем словосочетания, лексически связанные с темой «Компьютер», повторим правописание окончаний имен существительных в падежах. (Диктовка).

Появляется на экране, заглянуть на сайт, корпус из пластика, переключается автоматически, работать на компьютере, запись на диске, нажать на клавишу, объем памяти, в новой модели, найти файл.

Ученики выходят к доске, записывают словосочетания, комментируют, выделяют окончания, определяют падеж.

УЧИТЕЛЬ: Какими являются словосочетания в нашей диктовке? Докажите.

ДЕТИ: Подчинительными. Есть главное и зависимое слово. От главного к зависимому можно задать вопрос. Например, объем (чего?) памяти.

УЧИТЕЛЬ: Какими сочетаниями слов являются однородные члены предложения?

ДЕТИ: Сочинительными. Они равноправны по отношению друг к другу.

6. Устный опрос.

УЧИТЕЛЬ: Что называется однородными членами предложения?

Какие члены предложения являются однородными? Как связываются между собой однородные члены предложения?

ДЕТИ: дают теоретически обоснованные ответы.

7. Работа с предложениями.

УЧИТЕЛЬ: Проверим теоретические знания на практике.

- Наверное, ваши мамы говорят, что от компьютера вас за уши не оттащишь. Вы любите отстреливать страшных монстров, зарабатывать тысячи очков, путешествовать по виртуальным лабиринтам, обожаете компьютерные игрушки. Знакомьтесь, это компьютерные игры.

На доске записаны предложения (возможно использование интерактивной доски):

Существуют различные жанры компьютерных игр аркады квесты ролевые игры стратегия симуляторы.

В аркадах нужно выбрать оружие прицелиться и разнести в клочья врагов- монстров.

В квестах выбирается одно из возможных решений. Брать или не брать телефонную трубку отдать кому-то что-то или не отдавать.

В ролевых играх учитываются не только сила и боекомплект но и навыки заклинания

Мечтаешь о карьере великого автогонщика или космонавта? Тогда игра – симулятор для тебя.

Задание: найти однородные члены предложения, , определить их синтаксическую роль, найти обобщающее слово, расставить знаки препинания, составить схемы. (Выполняется коллективно с комментариями).

УЧИТЕЛЬ: Сделаем выводы: каким еще членом предложения может быть? Какие союзы соединяют однородные члены предложения? Обратите внимание на союз, соединяющий однородные члены в четвертом предложении. Это составной союз не только, но и

ДЕТИ: отвечают на вопросы

УЧИТЕЛЬ: Составить предложения по схемам (э.2), отвечающие на вопрос: «Какие игры нравятся вам или в какие вы бы хотели сыграть?»

ДЕТИ: Я люблю играть в аркады, квесты. Мне нравятся симуляторы, а не стратегия.

8. Реализация домашнего задания.

УЧИТЕЛЬ: Возможно, компьютерные игры – один из вариантов будущего. А каким оно представляется вам? В качестве домашнего задания вам было предложено написать мини- сочинение «Взгляд в будущее», употребив однородные члены предложения

ДЕТИ: читают работы

9. Работа с текстом. Беседа

УЧИТЕЛЬ: Ваши версии, безусловно, интересны. Теперь посмотрим на мнение ученых в прогнозе будущего. (Чтение текста).

Как легко жить!

Тебе повезло: жить в XXI веке легко, а скоро станет еще легче.

Жизнь твоей мамы значительно облегчают пылесос, холодильник, стиральная и посудомоечная машины, набор бытовой химии и «умных тряпочек» со спецпропиткой. А совсем скоро ты сможешь активировать роботов-уборщиков или запустить кухонные машины, чтобы они разогрели обед к твоему приходу.

Холодильник будет информировать тебя о наличии продуктов или самостоятельно пополнять запасы еды через интернет-магазины.

Ткани научатся самоочищаться и разглаживаться, пока ты спишь.

В массовую продажу поступят летающие машины, будут использоваться сверхскоростные поезда, развивающие скорость до 500 км/ч.

В ближайшее время должно появиться лекарство, способное победить ВИЧ, самую страшную болезнь XXI века.

Компьютеризовано будет все. Одежда научится подстраиваться под погоду или следить за здоровьем носящего. Суперзеркало сможет примерять на твое отражение не только прически, но и одежду.

И это не фантастика!

УЧИТЕЛЬ: Как вам будущее?

ДЕТИ: высказывают свое мнение.

УЧИТЕЛЬ: Выполним ряд заданий по тексту.

Что отражает заголовок- тему или основную мысль?

ДЕТИ: Основную мысль - развитие техники облегчает жизнь человека.

УЧИТЕЛЬ: Как связаны между собой предложения? Способ связи?

ДЕТИ: Параллельный. Все предложения подчинены одной мысли.

УЧИТЕЛЬ: Найдите предложения с однородными членами, Какова их роль в речи?

ДЕТИ: называют предложения. Однородные члены предложения экономят средства языка, служат раскрытию основной мысли текста - показать разнообразные приемы облегчения быта жизни.

УЧИТЕЛЬ: Объясните постановку знаков препинания во втором предложении.

ДЕТИ: Знаки препинания стоят при однородных членах предложения.

УЧИТЕЛЬ: Найдите сложные слова в данном тексте.

ДЕТИ: Спецпропитка, интернет-магазины, посудомоечная, роботы-уборщики.

УЧИТЕЛЬ: Найдите составной союз, соединяющий однородные члены предложения, о котором мы узнали сегодня.

ДЕТИ: Не только, но и

УЧИТЕЛЬ: Найдите слово, самое трудное в правописании, на ваш взгляд.

ДЕТИ: Компьютеризовано. Образовано от слова с непроверяемым написанием, есть орфограмма на правописание н-нн

УЧИТЕЛЬ: Какая орфограмма встречается в тексте чаще всего?

ДЕТИ: -Тся и -ться в глаголах

УЧИТЕЛЬ: Какое из завоеваний научной мысли вы считаете самой главной и почему?

ДЕТИ: Важно и интересно многое, но самое главное - суметь победить неизлечимые болезни.( Рассуждения учеников).

УЧИТЕЛЬ: Наверное, с компьютерами действительно легче жить. Но хочется верить, что простые чудеса человек не разучится делать сам. Сейчас я предлагаю вам это проверить. Встаньте и загляните под сиденье стула. (Заранее для детей готовятся сюрпризы. Это может быть записка от родителей или от учителя с пожеланиями, напутствием, шуточного содержания). Вот видите, для того, чтобы человек улыбнулся, и у него поднялось настроение, нужно совсем небольшое усилие. А когда у человека хорошее настроение, действительно, легко жить!

10. Итог.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы поработали плодотворно. Закрепили учебную тему, побывали в будущем, совершили маленькое чудо. (Оценивание, объяснение домашнего задания). Домашнее задание: § 21, упражнение 307.