Урок–конференция в 10-м классе "Статика в жизни"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Статика";
  • Углубить знания учащихся по данной теме;
  • Показать значимость данной темы в повседневной жизни.

Задачи:

1. Образовательная:

  • систематизировать знания по теме "Статика";
  • применять полученные знания на уроках физики при решении задач, а также в повседневной жизни.

2. Развивающая:

  • развивать способности учащихся анализировать различные ситуации на наличие или отсутствие поступательного и вращательного движения;
  • продолжить формирование обще интеллектуальных умений, обращая внимание на выражение мыслей;
  • формирование умения работать с дополнительной литературой, интернетом и физическими приборами.

3. Воспитывающая:

  • формирование интереса к предмету;
  • развитие познавательной активности, любознательности;
  • воспитание аккуратности, целеустремленности;
  • формирование трудовых и учебных навыков;
  • воспитание уважительного отношения к товарищам;
  • умение работать самостоятельно.

Оборудование: компьютер с проектором, презентации, модель палиспаса.

Тип урока: урок-конференция (2ч)

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попытаемся показать значимость данной темы в повседневной жизни. Приложение №1

В течение всего урока вы будете анализировать различные ситуации на наличие или отсутствие равновесия тел, поступательного и вращательного движения. Каждый из вас заполняет в течение урока лист - отчет (Приложение №2)

На уроках мы рассматривали различные примеры равновесия тела: равновесие рычага, равновесие тел, не имеющих осей вращения, равновесие тел, имеющих оси вращения. Где в жизни применимы такие ситуации? Зачем человеку центр тяжести, можно ли им управлять? И другие вопросы, связанные с равновесием тел.

1. Простейшие механизмы.

Уже в глубокой древности для подъема тяжестей человек стал применять простые механизмы: рычаг, ворот и наклонную плоскость. Позже к ним прибавились еще блок и винт. Эти несложные приспособления позволяли многократно увеличить мускульные усилия человека и справиться с такими тяжестями, которые при других обстоятельствах были бы совершенно неподъемными. Принцип действия простых механизмов хорошо известен.

Учащиеся:

Рычаг, блоки (Презентация №1)

Наклонная плоскость

Винт

Учитель: При всей своей примитивности простые механизмы многократно расширяли возможности древнего человека. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить о 7 чудесах света

2. 7 чудес света

Учащийся:

7 чудес света

3. Равновесие тел, не имеющих оси вращения

Учитель: Где на практике, в быту применяются эти тела? Для чего они нужны человеку?

Учащиеся:

Кронштейны (Презентацияч №5)

(Презентация №6)

Колонны

4. Равновесие тел, имеющих ось вращения

Учитель: К телам, имеющим ось вращения, относятся:

Многопролётная балка в статике - горизонтальная балка с более чем двумя опорами.

Консольная балка в статике - горизонтальная балка с одной опорой. Обычно она с одной стороны упирается на опору, а на другую сторону действует вертикальная нагрузка

Эти устройства используются в создании мостов.

Учащийся:

Мосты (Презентация №8)

5. Центр тяжести тел

Учитель: Докажите с помощью своих сообщений, что учитывать положение центра тяжести тела важно в различных ситуациях.

Равновесие человека (Презентация №9)

Равновесие в спорте

Равновесие скульптурных произведений (Презентация №11)

Падающие башни

6. Профессиональная подготовка

Учитель: Какие профессии предполагают знание вопросов, которые мы рассматривали сегодня на уроке?

Учащиеся:

- архитектора

- строителя

- конструктора

- дизайнера

- врача-ортопеда

- тренера

- скульптора

Учитель: Какую бы профессию выбрали вы?

К следующему занятию найдите учебные заведения, которые готовят этих специалистов.