Коммуникативно-развивающее обучение русскому языку

Разделы: Русский язык


В сегодняшнем образовательном пространстве успешность личности во многом будет определять методы и приемы, способствующие организации совместной рефлексивной деятельности двух субъектов обучения, учителя и ученика. Именно в этом аспекте видится наиболее эффективным внедрение в процесс обучения технологий коммуникативно-развивающего типа, предполагающих интерес к внутреннему миру ученика.

Уроки, построенные по коммуникативно-развивающим технологиям, требуют от учителя индивидуального (творческого) подхода к организации урока и учебно-воспитательного процесса в целом. Открытое я ученика и учителя меняет традиционное понимание урока как урока семинара, мало обращенных к рефлексивному поведению учителя и ученика. Специфика отношений, складывающихся в условиях коллективной учебной деятельности такова, что требует от каждого ученика включения в совместную интеллектуальную, творческую, речевую деятельность. На уроках коммуникативно-развивающего обучения учитель становиться полноправным субъектом учебной деятельности. Умело моделируя информацию и общение, он подводит учащихся к самостоятельным выводам и заключениям.

Ведущим принципом метода активизации деятельности личности на уроках коммуникативно-развивающего обучения является положение о двуплановости обучения. Важен принцип сочетания сознаваемого и несознаваемого. Именно поэтому учебный материал и сами занятия должны быть аттрактивны (привлекательны, интересны, эффектно оформлены) с использованием зрительно-слуховой наглядности. Игры должны создавать необходимую мотивацию, иметь коммуникативную направленность, должны вызывать интерес к их предметному содержанию, быть проблемными и вызывать школьников на решение мыслительных задач. Важным этапом данной технологии является моделирование информации и общения. На уроке необходимо создать «коммуникативное ядро» общения, предполагающее формирование единой речевой ситуации. Речевая среда, эмоциональный тонус урока обеспечивают активизацию познавательной деятельности и повышают уровень усвоения учебного материала.

Важнейший принцип коммуникативно-развивающего обучения – это рефлексия. Этот метод развивает у учащихся навыки самоанализа, самоконтроля, умение использовать свой внутренний потенциал, самосознание. Очень важно личное рефлексивное поведение учителя, проявляющееся в искренности, доверительности отношений с учащимися. Необходимо поощрение рефлективного поведения. Это прежде всего выражается в положительной реакции учителя на искреннее поведение ученика.

Активно внедряется диалог. Учимся быть искренними. Каждый для себя отвечает на вопрос: А как бы я поступил ? Что для меня это значит? Как я к этому отношусь? Таким образом они учатся позитивно мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации.

Использование дидактических игр, моделирование ситуации, работа с текстом, использование пословиц, поговорок, выполнение различных заданий к уроку, объединившись в творческие группы, формирование проблемных ситуаций и их разрешение методом подводящего диалога – это эффективные средства коммуникативной деятельности, способствующие не только развитию коммуникативных способностей, но и активизации мыслительной деятельности и познавательной активности.

Главное средство создания возможностей общения на уроках коммуникативно-развивающего обучения – это организация учебного материала в рамках тем, в основе которых лежит какой-либо фрагмент объективного мира. То есть учебный материал организуется вокруг таких тем, как «Что есть красота…?», «Зимние забавы…», «Короткая, но дивная пора…» и др. Такая тематическая организация учебного материала позволит учителю показать, как «работает» слово, даст возможность почувствовать силу языка и слова. Выбирается для урока материал художественно значимый, то, что будет воздействовать на сердце, ум учащихся и способствовать их нравственному развитию. Ниже представлена серия уроков по русскому языку, в основе которых лежит фрагмент объективного мира, способствующий развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Уроки

Тема: Повторение по теме «Деепричастие».

Микротема: Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…

Цели урока: повторить правила постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах; отработка навыков правильного построения предложений с деепричастными оборотами; развитие речевого общения и творческой активности; воспитать интерес к народным праздникам; показать красоту и силу языка; пробудить чуткое, трепетное отношение ко всему прекрасному на Земле.

Оборудование: слуховая наглядность, карточки с заданием, тексты для комплексного анализа.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя, постановка задач для каждого этапа урока.

II. (Формирование коммуникативного ядра) Начнем урок. Совместим приятное с полезным.

Наступила зима. То, что вы с нетерпением ждали. С чем связаны ваши ожидания ?

(Слушание ответов учащихся). Да, зима- это сказочно богатый лес, забавы, праздники.

Начнем разговор с праздников.

III. Синтаксический разбор предложения.

5 декабря – День Прокопа. А что в народе говорят про это?

  1. Пришел Прокоп, разрыл сугроб, по снегу ступая, землю копает.
    С этого дня на Руси открывается санный путь.
  2. Прокоп прокопает, а Катерина укатает.

7 декабря – день Катерины-санницы. С этого дня на Руси начинались катания на санях, гулянья. В старинной Москве, на Лубянке, устраивались ярмарки, санный торг. Парные, одиночные сани можно было купить. Расписные сани славились.

Святки. От 25 декабря до 6 января.

  1. Настали святки, то-то радость, гадает ветреная младость.

IV. Средством постановки познавательных задач, создания учебных ситуаций, стимулирующих изучение языка в условиях функционирования в речи, часто выступают целенаправленно отобранные тексты. Поэтому ввожу в урок текст Б. Рыбакова..Комплексная работа с тексом «В декабре».

1. «Дека» в переводе с греческого означает «десять». 2. Название «декабрь» появилась в глубокой древности, когда декабрь был десятым месяцем в году. 3. В народе говорят, что декабрь замостит и загвоздит, давая саням ход. 4. 7декабря-День Катерины-санницы. 5. В старинной Москве, на Лубянке, устраивались ярмарки. 6. Там можно было купить парные, одиночные сани. 7. Особенно славились расписные сани. 8. Крестьянин мог купить дровни.
9. Детвора смело каталась с высокой горы. 10. Интересно было смотреть на шумное веселье катающихся. 11. Многие опрокидывались вверх ногами, другие налетали на них, кувыркаясь. 12. Слышен был громкий хохот, оглашающий окрестность.

  1. Определи стиль и тип речи.
  2. Укажите предложения,усложненные деепричастным и причастным оборотами.
  3. Укажите способы связи предложений во втором абзаце.
    1, 2 – лексический повтор; 5-6 – наречие; 7-8 – контекстуальные синонимы.
  4. Какой частью речи является подчеркнутое слово. (существительное)
  5. Найдите в тексте устаревшее слово.(дровни – деревянные сани для перевозки дров).

V. Игра «Графический диктант». А теперь вернемся к вашим домашним заданиям и поговорим о приметах зимы. Какие приметы зимы вы знаете?

– Если ворона на верхушке дерева сидит- к морозу.

– Какой выдался первый день, такая и зима будет.

– Перед морозами сильна тяга печей.

– Перед морозами издалека слышны лай собак, людские голоса.

А теперь послушайте мои приметы.

Но, как условились, совместите приятное с полезным. Запишите номера схем предложений в порядке их соответствия по конструкции прочитанным мною предложениям.

У вас должно получиться 5-значное число. На доске заранее учитель чертит схемы предложений.)

  1. Жди мороза, если ворона сидит, прижавшись к стволу дерева.
  2. Перед морозами воробьи прячутся в чащобах.
  3. Воронья стая, играющая в воздухе, извещает о снегопаде.
  4. Жди бурана, если увидишь собаку, валяющуюся в снегу.
  5. При наступлении холодов гуси хлопают крыльями, поджимая под себя одну ногу. Какие варианты чисел у вас получились?

Правильный ответ – 5 4 3 1 3

Ребята комментируют схемы.

  • 1 предложение сложное, придаточная часть усложняется деепричастным оборотом;
  • 2 предложение простое;
  • 3 предложение простое. усложненное причастным оборотом;
  • 4 предложение сложное, придаточная часть усложняется причастным оборотом;
  • 5 предложение простое, усложненное деепричастным оборотом.

VI. Рефлексия, домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру о зимних забавах, используя причастные и деепричастные обороты.

Тема: Сочинительные и подчинительные союзы. Закрепление.

Микротема:

"Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года".
А.С.Пушкин.

Цели урока: повторение и закрепление знании о сочинительных подчинительных союзах; развитие навыков речевого общения; показать красоту природы, воспитать чувство красоты.

Эпиграф: "С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы в детстве выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешьея без всякой причины" А.П. Чехов

I. Вступительное слово учителя.

Какой бы красивой, хорошей ни была зима, мы радуемся ей в декабре,январе,но уже в феврале мы устаем от нее и с нетерпением ждем весны. Об этом и Пушкин пишет:

Но надо знать и честь,полгода снег да снег,

Ведь это наконец и жителю берлоги, медведю, надоест.

Надоедает зима и нам. Вот как у Чехова. /Читается эпиграф/.

В душу просится весна, ты улыбаешься без всякой причины и учиться не хочется. Так давайте попробуем совместить полезное с приятным: урок и весну.

II. Проверка домашнего задания.

Ученики читают стихи Есенина, Некрасова, Тютчева о весне, указывают сочинительные и подчинительные союзы.

Затем переходят к пословицам и поговоркам, также указывают союзы.

Весна красна цветами, а осень снопами. Красна весна, да голодна, и др.

III. Задания на повторение.

1. Составление сложных и простых предложений с подчинительными и сочинительными союзами.

Предложения должны соответствовать теме и настроению урока.

Например: Весна выслала вперед ручейки, чтобы разбудить сонный берег и др.

б) Игра по карточкам-лото.

тополи…ый клей  что(бы) мне делать осл…пительное солнце (в) течение дня снег..гон вод…лей
гроза (в) начале мая  за(то) дерево улыбнулась (не)вольно к…жется снег да снег
б..дрящий и живительный (по)прежнему лежит снег войдет в раж(…) выслана (в)перед выд..ржали испытание
выбраться из(под) снега со(н,нн)ый берег то(же) от сна очнулись солнышко ра..топит чувствуеш(…) весну

Все слова и словосочетания объединены но теме "Весна".

– Найдите и закройте прозрачней бумагой орфограммы:

  • правописание слов через дефис
  • соединительная гласная в слове
  • правописание союзов
  • 1 и 2 буквы "н" в прилагательных и т.д.

/Ученик,закрывший определенный ряд слов, объясняет их правописание/.

– Словарная работа:/слова из карточки-лото/.

Снегогон, водолей – это народные названия месяца апреля.

Войти в раж /набирать силу/ – фразеологический оборот.

2. Комплексный анализ отрывка из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин",

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Синея, блещут небеса,
Еще прозрачные,леса
Как будто пухом зеленеют
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют,
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
А.С. Пушкин

IV.Определите тему, назовите ключевые слова. Подберите варианты названия.

  1. Найдите слова,употребленные в переносном значении.
  2. Объясните значение подчеркнутых слов.
  3. В каком значении употребляется прилагательное «прозрачные»
  4. Объясните лексическое значение слова вешний /област,,поэтич,/ - весенний
  5. Найдите союзы,объясните их роль в тексте.
  6. Объясните постановку знаков препинания.

V. Сочинение-этюд. "Жду весну"

На предыдущих уроках мы говорили с вами о других временах года. Вы узнали, как относится А.С. Пушкин к осени, к зиме, к лету. Осень его пленяет золотым убором, лето теплом, грибной порой, зима серебристым инеем. А вот весну А.С. Пушкин не любит.

Я не люблю весны, скучна мне оттепель,
Вонь, грязь – весной я болен.
Кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены,
Суровою зимою я более доволен.

Постарайтесь убедить в своих работах в том, что весна приносит людям радость. Пользуйтесь лексическим материалом из карточек–лото, сложными и простыми синтаксическими конструкциями,сочинитель­ными и подчинительными союзами. Звучит музыка Рахманинова "Весенние воды",

VI. Рефлексия.

Если бы Пушкин послушал ваши доводы, он не стал бы писать, что не любит весну. Впрочем, и у него есть тоже строки о весне:

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.

Урок коммуникативно-развивающего обучения в 6 классе.

Тема: «Имя прилагательное. Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Цели урока: обучение написанию н и нн в суффиксах прилагательных; совершенствовать умение обнаруживать данную орфограмму; повторить материал о морфологических признаках прилагательного; развитие творческой активности, навыков логического мышления; воспитание интереса и уважения к языку; раскрытие красоты и поэтичности художественного мира Н.В. Гоголя.

Оборудование: иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя; полоски для цифрового диктанта; карточки с текстом Н.В. Гоголя.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, какие цели стоят сегодня перед нами, какие задачи нам нужно решать. Да, действительно, на сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о прилагательных и закрепить умение правильно писать их.

Задача трудная. Но нам поможет замечательный русский писатель Н.В. Гоголь и его комические забавные герои из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Что вы знаете об этой книге? Какие герои изображены на наших рисунках?(Ребята комментируют свои рисунки)

II. Синтаксический разбор.

Гоголь – писатель таинственный. Он был разным: веселым и пасмурным, простодушным и замкнутым, грустным и насмешливым.

  • объяснить постановку знаков препинания;
  • определить разряды прилагательных;
  • объяснить правописание н и нн в прилагательных.

III. Цифровой диктант. (Найти прилагательное с орфограммой правописание н и нн, указать в таблице н и нн, назвать героев книги Н.В. Гоголя;)

1 2 3 4 5 6 7 8 9
нн н н нн н н н н нн

А) Дверь распахнулась и девушка на поре 17 весны переступила через порог, не выпуская деревянной ручки двери.(Ганна. Майская ночь или утопленница.)

Б)Румяна и бела была молодая жена, но так страшно взглянула на падчерицу. (Мачеха-колдунья)

В)Он носит всегда свитку из сукна, перепоясывается шерстяным поясом. (Голова. Отец Левко.)

Г) Но какая же была причина решиться на такое беззаконное дело. (Украсть месяц)

Д) Он знает наперечет, сколько у каждой бабы в сундуке лежит полотняной ткани. (сорочинский заседатель)

Е) Проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы. (Черт)

Ж) Все было видно в вышине, воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. (Вакула летит в Петербург)

З) В позапрошлый четверг перебежала кошкою дорогу, закричала петушиным голосом. (Солоха)

И) Ему казалось, что все дома устремили на него свои огненные очи.

IV. Работа с текстом. Ребята вставляют в текст пропущенные прилагательные (слова даны в сноске), объясняют правописание н и нн.

Проведем небольшой эксперимент. На доске текст из повести Н.В. Гоголя. В тексте прилагательные пропущены, но в художественном произведении это не просто прилагательные а образные определения-эпитеты. Подберите подходящие эпитеты. Постарайтесь восстановить текст как можно ближе к авторскому. (Можно использовать слова в сноске)

Как (бессильный) старец держал пруд в (холодных) объятиях своих (далекое) (темное) небо, обсыпая (ледяными) поцелуями (огненные) звезды, которые реяли среди (теплого, ночного) воздуха, предчувствуя появление (блистательного) царя ночи. Возле леса дремал (старый деревянный) дом, (кудрявые) яблони разрослись перед его окнами. Лес бросал на него (дикую) мрачность.

(Холодных, далекое, бессильный, темное, ледяными, деревянный, ночного, блистательного, старый, кудрявые, дикую, огненные.) – выполнение морфологического разбора выделенных слов.

V. Устное конструирование словосочетаний по рисункам.

Подобрать соответствующие определения к данным словам:

  • Ночь какая?: божественная, очаровательная, чудесная, величественная, ослепительная, торжественная.
  • Солоха какая?: таинственная, хитрая, коварная, вероломная, умная.
  • Оксана какая?: красивая, капризная, упрямая.
  • Произведения Гоголя какие: смешные, добрые, увлекательные, веселые, занимательные.

VI. Написание сочинения-миниатюры.

Вы представляете, что такое реклама, по телевизору ее передают ежедневно. Я считаю, вам не составит труда стилизовать свое сочинение под рекламу. Заинтересуйте в своей работе читателя творчеством Гоголя. Расскажите, какой Гоголь замечательный, искрометный, поднимает жизненные силы, повышает тонус.

Примеры.

  1. Если тебе скучно, возьми любую книгу Н.В. Гоголя, сразу пропадет вся грусть. Читай и смейся.
  2. Хотите жить долго и не болеть! Смех удлиняет жизнь! Читайте книги Н.В. Гоголя. Это самые смешные книги.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание:

из текса Н.В. Гоголя выписать предложения с прилагательными, обозначить в них орфограмму.