Азбука нравственности. Дополнительная образовательная программа

Разделы: Начальная школа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры школьников. Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее, прежде всего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку.

Нравственная, эмоциональная сторона личности – это её ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место. Что же такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребёнка подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляющие всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно.

Как педагог я заметила, что существует проблема: несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе.

Назрела необходимость специальных «уроков» человечности, на которых ребёнок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.

Как же развивать в детях отзывчивость, как сделать их добрее? Как же закладывать основы нравственной этики в системе воспитательного процесса в школе?

Вероятно, здесь следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии, позволяющей осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений, получаемых на уроке, с их повседневной жизнедеятельностью, формирующей опыт нравственного поведения школьников. И начинать надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания это начальные классы. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.

Как этого достичь? Необходима система работы с детьми по их этическому воспитанию. Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Опыт педагогической практики убеждает, что для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть хорошим в оценке окружающих. К сожалению, в школе это благоприятное время для усвоения этических норм поведения часто упускается, что приводит порой к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ребёнка. Поэтому важно в воспитательном влиянии на детей не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке своего поведения и поведения окружающих.

Сделать это позволит дополнительная образовательная программа «Азбука нравственности».

Направленность данной дополнительной образовательной программы: социально-педагогическая.

Направление – детский этикет.

Цель программы: создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи программы:

  • Образовательные:
    - познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета.
    - обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
  • Развивающие:
    - развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
    - развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
    - развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
  • Воспитательные:
    - способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
    - помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
    - способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.

Данная программа ориентирована на теоретические и практические требования к построению этического курса для детей начальной школы и предлагает педагогу примерные методические разработки занятий с детьми от 7 до 10 лет.

Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.

Структура занятий по этике предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания нравственных норм поведения воспитанного человека путём разнообразных методических форм:

Диалог, развивающие, игры, наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы, сочинение историй, импровизации, мини-конкурсы, мини-соревнования, моделирование и анализ заданных ситуаций, свободное и тематическое рисование, эксперимент и творчество и др..

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на 2 года.

Занятия проводятся в группе (до 15 человек) 1 раз в неделю по 2 академических часа (40 минут + 40 минут, перерыв 5 минут в первый год обучения. 45 минут + 45 минут, перерыв 10 минут во второй год обучения).

За год 72 часа (36 учебных недель), за два года 144 часа.

Курс программы поможет обучающимся

  • к концу первого года обучения: развить привычку моральной оценки своих поступков и поступков одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу, активно употреблять в речи «этикетные» слова и выражения.
  • к концу второго года обучения: накопить опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, а также активизировать формирующиеся задатки самоконтроля в поведении детей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аудиокассеты со сказками, книжки-малышки (для самостоятельного прочтения детьми) настольные игры, памятки детям о правилах поведения, сценарии праздников («Новый год для друзей», «Маму милую люблю», «Подари другу радость», и др..), анкеты, тесты по определению уровня воспитанности, диагностические карты, дидактические игры.

Материально-техническое оборудование: магнитофон, бумага для записей, альбомы для рисования, клей, ножницы, цветные карандаши, краски, цветная бумага, цветной картон, самоклеящаяся бумага, бархатная бумага.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (первого года обучения)

В курсе выделены пять разделов, в которых раскрываются основные понятия:

1. ОБЩЕНИЕ. ПРАВИЛА ГОСТЕПРИИМСТВА. БУДЕМ ЗНАКОМЫ (28 часов).

Понятие о хороших манерах. Правила поведения во время знакомства. Традиционные приветствия в момент пробуждения или отхода ко сну. Правильное поведение за столом. Гостеприимство как национальная черта. Этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и т. д.

2. ПОСЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ (12 часов).

Изучение правил поведения в общественном транспорте. Освоение правил поведения в общественных местах ( кино, театр, кафе, парикмахерская и т. д.), речевой этикет (благодарность, вежливое обращение и т. п.). Этикетные формулы общения в библиотеке.

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (16 часов).

Разговор со знакомым, но неблизким взрослым человеком. Контактные этикетные формы обращения к незнакомому человеку. Навык вежливого разговора по телефону. Заботливое отношение к младшим членам семьи, внимательное отношение к младшим незнакомым. Параметры поведения в медицинских учреждениях. Освоение правил поведения у постели больного. Формулы сопереживания, сочувствия, сострадания, слова ободрения, поддержки. Шутка как способ утешения.

4. О БРАТЬЯХ МЕНЬШИХ (6 часов).

Беседы о животных: о среде их обитания, их повадках, их отношении к человеку и их месте в жизни человека, отношение к животному, забота о нём, жалость к бездомному и больному животному, способы ухода за животными.

5. ВЕЖЛИВОСТЬ И ТОРЖЕСТВО (10 часов).

Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Речевые формы выражения вежливой просьбы. Поздравление по поводу различных дат. Каким должен быть подарок. Правила вручения и приёма подарка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (первый год обучения)

Название разделов и тем Теория Практика
1. ОБЩЕНИЕ. ПРАВИЛА ГОСТЕПРИИМСТВА.БУДЕМ ЗНАКОМЫ.    
1.1 Будем знакомы. Учимся представляться. 2 2
1.2 Утреннее приветствие. Традиционные приветствия в момент пробуждения. 1 1
1.3 Пора ложиться спать. Прощание перед сном. 1 1
1.4 Правила поведения за столом. Хорошие манеры. 2 2
1.5 Правила гостеприимства. К вам пришли гости. 1 1
1.6 Прощание с гостем. 1 1
1.7 Игра в гости. 1 1
1.8 Правила расставания. 2 2
1.9 Прощание с близкими перед отъездом. 2 2
1.10 Тестирование по теме. 1 1
  ВСЕГО (часов по разделу): 28 14 14
2 ПОСЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ.    
2.1 Общественный транспорт. Правила поведения. 1 1
2.2 Правила поведения в детской библиотеке. 1 1
2.3 Идем в театр. Правила поведения у театральной кассы. 1 1
2.4 В театре (кино, цирке, на концерте, на стадионе). 1 1
2.5 Посещение мест общепита. Поведение в кафе. 1 1
2.6 Правила поведения в парикмахерской. 1 1
  ВСЕГО (часов по разделу): 12 6 6
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ    
3.1 Обращение к знакомому взрослому. 1 1
3.2 Разговор с незнакомым человеком на улице. 1 1
3.3 Разговор с младшим как разговор сильного со слабым 1 1
3.4 Правила общения по телефону. Вежливый разговор по телефону. 1 1
3.5 Вы заболели. Правила поведения в поликлинике. 1 1
3.6 В доме больной. Правила поведения у постели больного. 1 1
3.7 Сострадание. Утешение. 1 1
3.8 Милосердие. Забота. 1 1
  ВСЕГО (часов по разделу): 16 8 8
4. О БРАТЬЯХ МЕНЬШИХ    
4.1 Разговор о животных и с животными. 1 1
4.2 Правила поведения с животными. 1 1
4.3 Мини-сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили» 1 1
  ВСЕГО (часов по разделу): 6 3 3
5. ВЕЖЛИВОСТЬ И ТОРЖЕСТВО    
5.1 О том, как быть уступчивым. 1 1
5.2 Вежливая просьба. 1 1
5.3 Правила поведения при торжественных событиях. 1 1
5.4 Поздравления и пожелания. 1 1
5.5 Праздник вежливых ребят. 1 1
  ВСЕГО (часов по разделу): 10 5 5
  ИТОГО (часов за год): 72 36 36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. (второго года обучения)

В курсе выделены 4 раздела в соответствии с содержанием и этической направленностью материала – освоением простыми нормами нравственности:

1. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ. (20 часов).

В разделе полнее (по сравнению с первым годом обучения) раскрывается понятие воспитанности как этической нормы общения. Дополняются и приводятся в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения.

2. ЭТИКЕТ (16 часов).

В разделе раскрывается этическая сущность этикета посредством заочных путешествий в мир сказки, где на примере сказочных героев разбираются и анализируются способы поведения детей в различных ситуациях.

3. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ. (20 часов).

В разделе предлагается цикл занятий, способствующий воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения.

4. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ (16 часов).

В данном разделе представлен цикл занятий, направленный на вызов положительно-эмоционального переживания процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.

Сами занятия построены так, что ребёнок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевает этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (второй год обучения)

Название разделов и тем Теория Практика
1. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ    
1.1 Доброе слово, что ясный день. 1 1
1.2 «Ежели" вы вежливы». 1 1
1.3 Да здравствует мыло душистое. 1 1
1.4 Когда идешь по улице. 1 1
1.5 Узнай себя. 1 1
1.6 Нам счастья не сулит обида чья-то. 1 1
1.7 Чего себе не хочешь, того и другим не делай. 1 1
1.8 Добро не лихо – ходит тихо. 1 1
1.9 Жизнь дана на добрые дела (праздник). 1 3
  ВСЕГО (часов по разделу): 20 9 11
2. ЭТИКЕТ    
2.1 Простые правила этикета. 1 1
2.2 Повседневный этикет. 1 1
2.3 Весёлые правила хорошего тона. 1 1
2.4 Первая сказка об этикете. 1 1
2.5 Вторая сказка об этикете. 1 1
2.6 Продолжаем сказки об этикете. 1 1
2.7 Путешествие в страну этикета. 1 1
2.8 Просим к столу (Новогодний праздник) - 2
  ВСЕГО (часов по разделу): 16 7 9
3. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ    
3.1 Путешествие в волшебную сказку. 1 1
3.2 Я могу быть волшебником. 1 1
3.3 Маленькое дело лучше большого безделья. 1 1
3.4 Любимый уголок родной Отчизны. 1 1
3.5 У каждого народа свои герои. 1 1
3.6 Мы соберём большой хоровод. 1 1
3.7 Я люблю маму милую свою. 1 1
3.8 Поздравляем наших мам (праздник). 2 2
3.9 Люби всё живое (экскурсия). - 2
  ВСЕГО (часов по разделу): 20 9 11
4 ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ    
4.1 Если радость на всех одна. 1 1
4.2 Мой класс – мои друзья. 1 1
4.3 «Самолюб» никому не люб. 1 1
4.4 Поиграем и подумаем. 1 1
4.5 О дружбе мальчиков и девочек. 1 1
4.6 Путешествие в мир мудрых мыслей. 1 1
4.7 Доброта, что солнце (итоговое занятие). - 2
4.8 Подарок коллективу (праздник). - 2
  ВСЕГО (часов по разделу): 16 6 10
ИТОГО (часов за год): 72 31 41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с., ил..
  2. Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
  3. Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..
  4. Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с..
  5. Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил..
  6. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/: С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..
  7. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
  8. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.