Использование художественных текстов на уроке русского языка (8-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Я считаю, что для учителей русского языка и литературы, да и не только для них, самая серьезная и трудная задача – научить детей думать, научить умению мыслить творчески, самостоятельно.

Учитель русского языка – это проводник в мире родного слова. Он не просто ведет учеников по маршрутам учебных программ. Он помогает ученикам увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие мира родной речи, его богатство, его поэзию.

Мы ответственны за душу ребенка, за его умение видеть доброе и красивое. Мне очень понравилось выражение заслуженного учителя России Галины Павловны Соколовой об уроке русского языка как уроке-любовании. На уроках русского языка надо помочь детям увидеть внутреннюю красоту русского слова. “На каждом уроке ученики должны “всматриваться и вслушиваться” в язык, и тогда через постижение красоты языка придет понимание его законов, его правил, его системы, сформируются навыки грамотной устной и письменной речи” (Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Учеб. – Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.)

Я с большим удовольствием включаю в каждый урок работу с художественными текстами, ибо понимаю, что чувство прекрасного можно воспитать при постоянном общении с этим прекрасным. Особенно люблю поэзию. Отгадывать тайну стихотворения – самое увлекательное занятие. Убеждаю в этом и детей. И сухие уроки изучения грамматики преображаются, становятся интересными, так как на таких уроках каждый ученик проявляет свою индивидуальность, развивает речь, становится творцом. Я стараюсь, чтобы прикосновение к художественному тексту не превратилось в его расчленение, а было бы вдумчивым разговором с писателем, поэтом-мудрецом.

Я выстроила систему уроков включения поэтического текста с 5 по 9 класс. Почти на каждом уроке русского языка я использую поэтический текст, разный по объему, содержанию, жанру. Подбор стихов зависит от темы урока.

Для фестиваля я выбрала урок повторения в 8 классе “Вспомним частицы НЕ и НИ”. Этот урок я проводила в начале учебного года. Дети учатся по программе В.В.Бабайцевой.

В учебнике даны на это правило пословицы (упр.26, 29), слова с Не (упр. 27, 31), отдельные предложения из текстов Пушкина, Некрасова, Лидина (упр. 28, 29). Дан текст Туберовского “Мы слушаем музыку” (упр. 33), но в нем только одно предложение на правило “Не с глаголами” - и все.

Мне показалось, что уместно на этом уроке использовать поэзию участников войны в Афганистане. Во-первых, эти стихи насыщены данной орфограммой, во-вторых, такой урок позволяет вспомнить страницы нашей истории, в-третьих, он воспитывает патриотизм, что немаловажно в наши дни.

Для урока мне понадобились:

  • запись песни Игоря Талькова “Этот мир”;
  • учебник “Русский язык. Практика 8 класс” под редакцией Ю.С.Пичугина;
  • карточка.

Урок русского языка № 4 (8-й класс)

Правописание частиц не – ни.

Цели урока:

  1. Повторить орфограммы “НЕ и НИ с разными частями речи”.
  2. Познакомить с творчеством Игоря Талькова, Виктора Тарасова, Леонида Мартынова.
  3. Воспитывать в учениках неравнодушное отношение к жизни.

1 этап урока. Подготовительный.

Звучит песня в исполнении Игоря Талькова “Этот мир”. Эта песня создает настроение урока: серьезное размышление о жизни. Перед прослушиванием песни задаю вопросы:

– О чем песня?

– К чему зовет нас автор? (Быть каждому добрей, от этого и мир изменится в лучшую сторону).

(Приложение)

Мы живем как на вулкане
и всю жизнь играем в тир.
В этом тире каждый
стал из нас мишенью.
И так часто называем
грешным этот мир,
а своих не замечаем
прегрешений.

Этот мир несовершенный
состоит из всех из нас.
Он прямое отраженье
наших чувств и наших глаз.
Этот мир не станет лучше
и не станет он добрей,
если сами мы добрее не станем.

Мы грешим непониманьем
наших близких и друзей,
и в страну любви
горят мосты за нами.
Опустошенные пожаром
взвинченных страстей,
мы разглядываем мир
сквозь призму разочарований.

Этот мир несовершенный
состоит из всех из нас.
Он прямое отраженье
наших чувств и наших глаз.
Этот мир не станет лучше
И не станет он добрей,
если сами мы добрее не станем.

– При повторном прослушивании выписываем слова с НЕ: не замечаем, несовершенный, не станет, не станем, непониманием.

– Вспоминаем написание НЕ с глаголами, прилагательными и существительными.

– Прошу учеников выписать из упр. 29 пословицу и высказывание о смысле жизни и объяснить орфограмму “НЕ с разными частями речи”: Солнце своего света ни для кого не жалеет. (Пословица). Ни при каких обстоятельствах человек не должен бросать своих весел (В.Лидин).

– Прошу ребят объяснить смысл выписанных изречений, а также вспоминаем написание НЕ и НИ с местоимениями.

2 этап. Работа с поэтическим текстом.

1) Сообщение перед чтением стиха.

Эти стихотворения Виктора Тарасова я отрыла среди старых подшивок газет “Комсомольской правды”. Виктор погиб в Мараварском ущелье 21 апреля 1985 года. Остались стихи из Афганского блокнота.

2) Стихи проецируются на интерактивной доске. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.

Если слезы (н..) лил
от обиды и зла,
Если с горя и боли
(н..) плакал (н..) разу,
Значит, ты (н..) любил
(н..)кого, (н..)когда,
Принимая любовь
за красивую фразу.
Если кожу ты с рук
(н..)когда (н..) срывал,
Если ссадин и крови
(н..) видел на теле,
Значит, ты (н..) боролся,
(н..) рисковал,
Сам себя (н..) познал
на рискованном деле.
Если прожил ты жизнь
для себя самого,
Схоронясь от (н..)взгоды
в уютной квартире,
Значит, жизнь ты прожил,
(н..) поняв (н..)чего,
Значит, ты и (н..) жил
в этом сказочном мире.

Задания:

1) Определите главную мысль стихотворения.

2) Списать, обозначить орфограммы.

При определении главной мысли ребята отметили активную жизненную позицию автора, который не считает правильной жизнь только для себя, лишенную слез, горя, ссадин… Перед выполнением второго задания вспоминаем отличие частицы Ни от частицы НЕ. (НЕ – отрицает; НИ – усиливает отрицание. Не нельзя опустить в предложении, ни – можно).

Ученики выполняют работу самостоятельно с последующей проверкой в классе.

Таким образом вспоминается написание НЕ и НИ с глаголами, существительными, местоимениями, наречиями, деепричастиями.

3) Работа со вторым стихотворением Виктора Тарасова. Заранее подготовленный ученик читает его наизусть. Затем учитель диктует построчно текст, после чего через интерактивную доску проводится самопроверка.

***

Ты вдалеке,
тебя уж нет,
Как больно
осознать потерю.
Тебя уж нет,
а я не верю,
Что нет тебя,
что смыт твой след.
Остался шорох
листьев пожелтевших,
Дождя былого
неумолчный шум.
в себя не скрыться
от печальных дум
В душе костром
затушенным, затлевшим.
Кто виноват,
что умирают травы,
Что мы уходим,
будто нас и нет,
Что время днями
заметает след.

Кто виноват,
что мы порой не правы?..
Тебя уж нет,
и не вернуть былого.
Дни прожиты,
ошибок не стереть.
Но прошлое
не может умереть,
Оно из ничего
родится снова…

– Выясняется, кто написал без единой ошибки.

Когда ученики работают над вторым стихотворением Виктора Тарасова, один ученик получает карточку и работает по ней на доске.

Карточка

Подготовьте выразительное чтение стихотворения Л.Мартынова. Спишите, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

А ты?
Входя в дома любые, -
И в серые и в голубые,
Входя на лес..ниц.. крутые,
В квартиры, светом залитые,
Пр..слушиваясь к звону клавиш..
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставиш..?
След,
Чтобы выт..рли п..ркет
И посм..трели косо (в)след,
Или (н..)зримый прочный след
В чужой душе на много лет?

– Слушаем ответ ученика у доски.

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему “Прошлое не может умереть”. В сочинении советую использовать материалы урока. Кроме этого ученики получают задание в сочинении употребить и обозначить орфограмму “Не и ни с разными частями речи”.

Подводя итог урока, прошу ребят выразить свое отношение к прозвучавшим стихам. А также еще раз вспоминаем правила написания НЕ и НИ с разными частями речи.

Думаю, что на таком уроке нисколько не страдает изучение грамматики, наоборот, использование поэзии помогает лучше усвоить материал. Конечно, Виктор Тарасов не общепризнанный поэт, а всего лишь любитель поэзии. Но от этого его стихи не становятся хуже, ведь написал их человек, отдавший жизнь за Родину и на деле доказавший искренность своих поэтических строк.

О том, как много значит для юного читателя искусство, литература, поэзия, хорошо написал Юрий Карякин: “… с подростками незаменим прямой разговор, без обиняков, без всякого сюсюканья. Знаете, наукой установлено совершенно точно, что если новорожденный младенец в течение какого-то времени не получает - с молоком матери или путем искусственного питания – определенных витаминов, то это остается непоправимым на всю жизнь, и человеку грозит в лучшем случае рахит, а в худшем олигофрения, то бишь слабоумие на всю жизнь. Так вот, так же обстоит дело и с духовным питанием: не получите его вовремя, не возьмете то, что можете добыть сами, - быть духовному рахиту и духовному слабоумию на всю жизнь”.

Я верю, что тот, кто испытал очарование и власть поэзии, не перестает трудиться над собой. “Трудиться надо стихом – трудиться надо душой своей”, – писал Я.Полонский.

Читать стихи, говорить о стихах, наконец, спорить – вот что помогает полюбить поэзию, а значит – русский язык, в итоге – стать грамотным. Вот поэтому я почти на каждом уроке русского языка нахожу время для стихов.