Интегрированный урок (русский язык + МХК + русская литература) в 9-м классе по теме "Подготовка к сочинению в жанре эссе"

Разделы: Русский язык


Тип урока: развитие речи.

Форма урока: интегрированный (русский язык + МХК + литература)

Цели:

  • формировать умение писать сочинение в жанре эссе;
  • совершенствовать связную устную и письменную речь;
  • ознакомить с некоторыми эстетическими категориями;
  • развивать творческие способности и художественную фантазию учащихся;
  • расширить кругозор и воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: автопортрет Леонардо да Винчи, репродукции картин “Джоконда”, “Купчиха за чаем”, “Арима Боссоноу”, фотографии “Венеры Милосской”, “Нефертити”, фотомодели; раздаточный материал: стихотворение Н. Заболоцкого “Некрасивая девочка”, текст №62 из сборника изложений для 9 кл.

Опережающее задание: сообщение учащегося о творчестве Леонардо да Винчи.

Урок проводится в 9-м классе после урока “Эссе: понятие о жанре”.

Учебник: Русский язык: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

Ход урока

…что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Николай Заболоцкий

1. Слово учителя:

– Сегодня вас ждёт общение с Прекрасным, мы с вами поговорим об искусстве и будем готовиться к написанию эссе.

2. Мотивационный момент.

Учитель демонстрирует репродукции картин и фотографии:

  1. “Венера Милосская”. Александр Антиох.
  2. “Головной скульптурный портрет царицы Нефертити”. Неизвестный автор.
  3. “Мона Лиза (Джоконда)”. Леонардо да Винчи.
  4. “Купчиха за чаем”. Б. Кустодиев.
  5. “Арима Боссоноу”. А. Яковлев.
  6. Современная фотография модели.

– Какой из этих эталонов красоты разных времён и народов соответствует вашим представлениям о красивом, Прекрасном?

(Лидирует современная модель)

– Все эти женщины были прекрасны, каждая по-своему. Но их объединяет одно: кроме совершенства форм и линий в них есть еще и духовное совершенство, которое времени не подвластно. И в этом смысле, возможно, фотомодель несколько уступает Нефертити [3].

Чтение учителем стихотворения Николая Заболоцкого “Некрасивая девочка”:

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется.
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново.
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка.
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, –
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движеньи.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

О чем это стихотворение?

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Что же такое красота? В чем заключается настоящая красота? На эти вопросы вам предстоит в конце урока.

3. Ознакомление с новой темой.

1. Знакомство с эстетическими категориями “красивое” и “прекрасное”.

– Можно ли назвать модель красивой? А прекрасной? Какая разница существует между двумя этими понятиями [3]? (Версии учащихся)

– Итак, красивое – это эстетическое понятие, определяющее красоту внешнего облика предметов и явлений. Прекрасное – категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. (Запись в тетрадях)

– Всмотритесь в эти произведения искусства. Что же такое искусство? Что оно дает человеку?

(Настоящее искусство облагораживает людей, делает их лучше, заставляет увидеть красоту. В этом нам помогают поэты, художники и музыканты.)

– Перед вами всем известная “Мона Лиза (Джоконда)” Леонардо да Винчи. Однажды эта картина экспонировалась в Москве. Один “ценитель прекрасного” заметил вслух, что вовсе Джоконда не так прекрасна, как об этом повсюду пишут, и ничего в ней особенного нет. Тогда замечательная актриса Ф. Г. Раневская саркастично ответила на эту реплику так: “Эта женщина была предметом поклонения стольких людей, что уже сама может выбирать, кому ей нравиться, а кому – нет” [3].

Почти все вы выбрали своим эталоном красоты фотомодель, и это можно понять. Это заслуга неустанных трудов массовой культуры, которая сознательно ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на “усредненный” уровень потребления. Ставка на зрелищность любой ценой порой приводит массовую культуру к неразборчивости. Она упрощена и не требует от своего потребителя усилий ума и сердца, она не вызывает серьезных затрат творческой энергии при восприятии ее образцов. Герои массовой культуры – в сериалах, комиксах и т.п. А настоящее искусство доступно лишь человеку думающему, стремящемуся в своем восприятии подняться до уровня творца, создающего произведения искусства [3].

2. Знакомство с творчеством Леонардо да Винчи.

– Настоящим творцом был Леонардо да Винчи, которого называли “титаном Возрождения”. Неутомимый ученый экспериментатор и гениальный художник был символом своей эпохи, “которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености” (Ф. Энгельс).

В образах, создаваемых Леонардо, всегда ощущается какая-то загадочность, в них присутствует тайна его личности, именно это, в первую очередь, волнует, манит зрителя, заставляя его напряженно вглядываться в картину; в леонардовских образах есть какая-то неуловимость. Так же неуловима и загадочна улыбка Джоконды [1].

Сообщение учащегося о жизни и творчестве Л. да Винчи.

– Леонардо да Винчи был не только живописцем, архитектором, ученым и инженером, но и являлся создателем жанра загадок-пророчеств. Вот некоторые из них.

Разгадывание загадок:

  1. О морские города! Я вижу в вас ваших граждан, как женщин, так и мужчин, туго связанных крепкими узами по рукам и ногам людьми, которые не будут понимать ваших речей, и вы сможете облегчить ваши страдания и утрату свободы лишь в слёзных жалобах. Вздыхая и сетуя промеж самих себя, ибо тот, кто связал вас, вас не поймет, ни вы их не поймете (запеленатые младенцы).
  2. Будет великое множество тех, кто, забыв о своем бытие и имени, будут лежать замертво на останках других мертвецов (сон на птичьих перьях).
  3. Вещь, которая тем больше будет расти, чем больше у нее будут отнимать (яма) [1].

– Нет почти такой сферы деятельности, к которой не имело бы касательства мастерство Леонардо. Не зря его называют “титаном”. Искусство Леонардо покоряет прежде всего реалистическим подходом. Изображать для него – значит изучать. Он всегда боролся за собственный метод и шел своим путем.

3. Работа с текстом (текст 62 из сборника изложений для проведения письменного экзамена в 9 классе).

Чтение текста учителем.

– О чем говорится в этом тексте? О чем вас заставил задуматься текст? (О том, как отличить настоящее искусство от поддельного, настоящую красоту от “красивости”; о том, что надо развивать способность воспринимать прекрасное.)

– К какому стилю речи можно отнести этот текст? (публицистический)

– К какому типу речи относится этот текст? (рассуждение-размышление с элементами описания)

– Почему автор так часто вспоминал рассказанный им случай? (хотел создавать настоящее искусство; ремесло и искусство – актуальная тема, эта проблема очень часто встречается в нашей жизни)

4. Актуализация знаний. Перечисление особенностей эссе.

– Дома вам предстоит написать эссе. Вспомните особенности эссе (главную роль в эссе играют впечатления и ассоциации, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе; характерна образная и афористичная речь; свободная, индивидуально-авторская трактовка темы; чаще всего представляет собой рассуждение-размышление; речевые приемы: вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов, именительный представления, параллельный способ связи предложений, частое использование вводных слов).

5. Подведение итогов урока.

– Чем же отличаются понятия “красивое” и “прекрасное”? В чем же заключается настоящая красота человека? Как отличить настоящее искусство от поддельного? (Понятие “прекрасное” подразумевает еще и духовное совершенство. Настоящие произведения искусства обладают высшей эстетической ценностью, они проверены временем.)

6. Домашнее задание: написать эссе на одну из предложенных тем.

  1. Красота и красивость. В чем красота Джоконды? (с опорой на текст 62 сборника изложений)
  2. Искусство в моей жизни (с опорой на текст 60 сборника изложений).
  3. Искусство и ремесло (с опорой на текст 62 сборника изложений).
  4. Почему перевелись “титаны”? (с опорой на текст 23 сборника изложений).
  5. Смысл творчества (с опорой на текст 23 сборника изложений).
  6. Не родись красивой…(по упражнению 283).

Список литературы

  1. МХК. Конспекты уроков / Сост. И.А.Лескова. Волгоград, изд. “Учитель”, 2001.
  2. Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Себар Т.В. Уроки МХК: Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Б.Я. Табачникова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
  4. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.