Использование современной педагогической технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Технология критического мышления предполагает принципы:

  • максимально богатой, насыщенной среды;
  • принцип выбора;
  • принцип партнерства;
  • принцип участия каждого (принцип открытого общества).

Теоретической базой или основами развития критического мышления является наличие трех стадий (основных фаз) в процессе работы с информацией:

  • стадия вызова (пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме, самостоятельное определение учащимися направления в изучаемой теме, актуализация знаний и опыта учащихся по изучаемой теме);
  • стадия осмысления (организация активного восприятия текста – слушатели активно читают или слушают, преследуя те цели, которые они перед собой поставили; цель данной стадии – поддержать интерес и активность, созданные на стадии вызова; осуществить контакт с новой информацией и поддержать усилия учеников по отслеживанию собственного понимания);
  • стадия рефлексии (самостоятельная оценочная систематизация изученного материала, расширение сферы своих знаний, выражение новых идей и информации собственными словами, выстраивание новых представлений, расширение своего выразительного словаря).

Суть технологии критического мышления – изменение, познание самого себя. Данную технологию можно представить в следующей схеме:

Этапы работы с письменным текстом в технологии критического мышления:

  1. Инвентаризация (сбор мыслей и идей).
  2. Написание черновика.
  3. Правка (самостоятельно, в парах, в группе).
  4. Написание чистовика (редактирование).
  5. Авторский стул. Издание.

Модульное занятие по письму

Урок развития речи “Описание местности с помощью воображения”

Технологическая карта урока

Класс: 6.

Общая дидактическая цель: способствовать пробуждению воображения для написания творческой работы.

Задачи учителя: создать условия для пробуждения воображения, познания, изменения самого себя в процессе написания творческой работы, развития ассоциативного мышления и коммуникативных умений, эстетического восприятия музыкальных произведений.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель предлагает сесть так, чтобы каждому было удобно. Кто хочет, может закрыть глаза.

II. Целеполагание и мотивация.

(Звучит авторская песня дуэта Никитиных “Сосна”)

– Ребята, кем себя представляет дуэт авторской песни?

– Сосной.

– А кем себя иногда представляете вы?

– Котенком, которого все жалеют; торшером, у которого все собираются вечером и т.д. (Ответы могут быть самые разные.)

– Вы уже достаточно давно общаетесь друг с другом. А что-то новое вы сейчас узнали друг о друге? (Ответы ребят.)

То есть вы получили дополнительную информацию о внутреннем мире друг друга.

Что нам потребовалось, чтобы представить себя в другой роли?

– Перевоплощение.

– А что такое воображение?

– Способность воображать, фантазировать; это мысленное представление.

– Из каких источников мы можем узнать о лексическом значении слова?

– Из толкового словаря Ожегова.

– Итак, ребята, цель нашего общения сегодня – попытаться описать местность с помощью воображения.

Запись темы урока на доске и на листочках, предложенных учащимся для написания творческой работы.

III–IV. Инвентаризация (сбор мыслей и идей).

Написание черновика

Мы будем фантазировать, мысленно представлять.

Сейчас снова зазвучит музыка.

Сядьте, как вам удобно, кто хочет, закройте глаза.

Попробуйте представить картину, которая возникнет в вашем воображении.

(Звучит очень мелодичная музыка, слышится крик птицы).

Под тихо звучащую музыку говорю детям: “Представьте место, которое вам очень дорого. Вы птица, вы парите на высоте птичьего полета над любимым для вас местом…”

Музыка останавливается, ребята записывают на листочках первую фразу: “Перед моим внутренним взором предстала картина…” И продолжают писать.

Когда учащиеся напишут все, что им представилось в первый момент (5-7 мин), снова звучит музыка (продолжение).

Предлагаю сесть удобно, снова представить картину, которая может возникнуть в воображении. Говорю под музыку: “Вы – птица, вы парите высоко-высоко и снова возвращаетесь к любимому месту. Вы постепенно снижаетесь и уже не видите всю панораму, но видите отдельные детали”.

Музыка перестает звучать, и ребята записывают: “Теперь я постепенно снижаюсь, и взор мой не может объять все. Я вижу…”(продолжают писать).

Когда ребята запишут все, что им представилось, предлагаю сесть удобно.

Продолжаем представлять.

Говорю под музыку: “А сейчас вы еще ниже и можете разглядеть все подробности. Вы касаетесь земли и видите все вокруг…”

Музыка перестает звучать.

Ребята записывают: “Наконец, я опускаюсь на землю в том самом месте. Я вижу…”

Ребятам дается возможность записать все, что им представилось.

V. Правка (самостоятельно, в группе).

А сейчас самостоятельно прочитайте, что у вас получилось, и отредактируйте текст.

Групповая работа.

Каждый ученик читает свою работу. Детям предлагается алгоритм работы в группах:

  1. Отметь хорошее, похвали.
  2. Дай ценный совет.
  3. Задай вопрос по тексту, если он возник.

После завершения работы в группах задаю вопросы:

  1. Кто принял советы, данные в группе?
  2. Для кого они оказались полезными?
  3. А кто не принял?

VI. Написание чистовика (редактирование).

Ребятам предлагается отредактировать текст самостоятельно.

VII. Авторский стул. Издание (публикация).

Ребятам предлагается представить свои работы. Они садятся на красивый стул у доски и презентуют свои работы. Остальные учащиеся благодарят их негромкими аплодисментами.

VIII. Рефлексия.

–  Итак, какую цель мы ставили с вами в начале занятия?

– Попытаться описать местность с помощью воображения.

– А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Возьмите листы рефлексии, оцените свою работу по шкале.

РЕФЛЕКСИЯ
Оцени уровень своей работы

“0” – не испытывал никаких эмоций на уроке;

“+” – было легко, понравилось;

“–” – трудно, не понравилось.

Предлагаю вопросы классу:

  1. Поднимите руки, кто не испытывал эмоций на уроке?
  2. Кому было трудно?
  3. Кому было легко, понравилось?

Подвожу итоги и благодарю учащихся за работу на уроке.

IX. Домашнее задание: проверить работу и переписать в тетрадь.

Творческие работы ребят

Перед моим внутренним взором предстала картина… Падает снег на мой дом, а я все летаю кругами. Чувствую, что мне грустно, печально. Ничто не радует. Солнце пропало за тучами. Последний, кажется, лучик коснулся родного дома.

Теперь я постепенно снижаюсь, и взор мой не может объять все. Я вижу мое родное окошко. Горит свет. Мама с папой увидели меня. Они уже бегут ко мне, несмотря на то, что я – птица, они узнали меня, обняли и держат на руках. Они вместе со мной поднялись над землей.

Наконец, я опускаюсь на землю в том самом месте. Я вижу, что луч солнца пронзает стаи туч. Мне стало вдруг весело. Я понимаю, что меня здесь любят и ждут всегда. И, понимая это, я снова становлюсь человеком. Родители подхватывают меня на руки и несут домой, в мой любимый, родной дом, где всегда тепло и уютно.
Голованова Ксения, 6а класс.

Перед моим внутренним взором предстала картина… Драгоценный берег реки Вятки, где человек не повредил превосходную, сияющую красотой, пленящую и завораживающую природу нашего замечательного края. Над этим местом радостно парят птицы. Все живое радуется…

Теперь я постепенно снижаюсь, и взор мой не может объять все. Я вижу, как на небольшом холме стоит загадочный могучий дуб. А вот и красноголовый дятел, который, радуясь окружающей его природе, постукивает своим клювом. Вокруг дуба, красиво перекликаясь, летают воробьи и синички. Что это? Да это молодой орел парит высоко в небе! А вот приполз ежик с ежатами. Красива нетронутая природа!

Наконец, я опускаюсь на землю в том самом месте. Я вижу чистую воду реки, в которой, радуясь, плавают рыбки. Я вижу зеленую травку и выделяющиеся на зеленом фоне разноцветные цветы. Все живое радуется этому месту, и я радуюсь вместе со всеми.
Вылегжанин Евгений, 6а класс