Развивающе-познавательная прогулка о сезонных изменениях в природе для детей 1-го класса коррекционной школы VIII вида

Разделы: Внеклассная работа


тема: «Кто ты, чудесная фея?»

цели:

  1. Уточнение, расширение и систематизация представлений детей об отдельных предметах и явлениях природы.
  2. Развитие навыков анализирующего наблюдения.
  3. Активизация мыслительной деятельности и речи учащихся.
  4. Обогащение словаря детей разнообразными частями речи.
  5. Развивать у детей любознательность и наблюдательность.
  6. Воспитание у детей доброго, заботливого и внимательного отношения ко всему окружающему.
  7. Отдых детей, снятие физического и эмоционального напряжения.

ближние цели: На основе личного опыта и наблюдений усвоить порядок чередования времён года, названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Учить рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и устанавливать связи между отдельными явлениями природы.

Предварительная работа.

  • Наблюдения за явлениями природы.
  • Знакомства с различными видами деревьев.

Словарь:

Всемогущий, времена года, почки, весна = пробуждение природы.

В классе---- Сегодня мы идём на прогулку, поэтому, что нам с вами необходимо сделать?

Дети------ сами должны ответить, что необходимо одеться……

Гулять мы будем по школьному двору, по дендросаду. Там каждый день происходят чудеса, странные перемены. Что-то исчезает, а что-то появляется неизвестно откуда. Главное – постараемся узнать, кто такой сильный и всемогущий (объяснить значение слова), какзвать этого волшебника, или загадочную фею? Где они? Кто им помогает?

Я думаю, если мы будем с вами внимательны и наблюдательны, то обязательно сможем увидеть и найти всё, что хотим.

А теперь давайте вспомним, как вы должны вести себя на прогулки:

-находимся рядом………с вами……
-когда я говорю, вы………молчим……
-рвать, ломать…………..ничего нельзя……
-друг-друга……….не обижать……
На улице-----

Ребята, в этой школе вы проучились уже 8 месяцев. Мы ежедневно гуляли по этому двору, наблюдали, разглядывали, знакомились с деревьями, насекомыми, птицами……я думаю, что нас хорошо знает здесь каждое дерево, каждый кустик.

А вот интересно вы, тоже так же хорошо всех помните, с кем здесь знакомились?

игра «Узнай меня – кто я?»

Я буду описывать дерево, а вы должны будете назвать его.

1. Ствол стройный, высокий тёмно-коричневый внизу и светло-коричневый вверху. Ветки рукой не достанешь т. к. они очень высоко. Листья у него особые – похожие на длинные швейные иголки……?

Дети………….сосна….

2. Гладкий, белый ствол с чёрными крапинками, ветки тонкие, длинные, гибкие. Любит наряжаться в серёжки…?

………………..берёза….

3. Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
………………ёлка…….

4. Есть и родственница у ёлки
У неё неколючие иголки,
Но в отличии от ёлки
Опадают те иголки.
……………..лиственница……..

5. Ствол тёмно-коричневый, ветки идут в сторону и вверх. Когда оно цветёт вокруг стоит чудесный аромат и кружат много пчёл, а мёд с цветов этого дерева самый вкусный и полезный…..?

…………..липа……..

Подвести итоги игры, поблагодарить детей (от имени деревьев) за то, что не забыли их имена.

Ребята, сегодня ночью с нашими деревьями играл задира-ветер. Он так расшалился, что ненароком сломал несколько веточек у деревьев. Я собрала их и решила использовать эти веточки в следующем задании.

Задание

  1. разделитесь на группы по 3 человека.
  2. каждой группе я дам по одной веточки. Вы должны узнать, как называется дерево этой веточки.
  3. сосчитайте, сколько в нашем дендросаде деревьев с таким названием.
    Дети, разделившись на группы, выполняют задание.
    …….называют дерево, ……говорят, сколько таких деревьев в нашем дворе……называют число.
  4. теперь сравните и скажите, каких из названных деревьев в нашем саду больше?
    ……..дети сравнивают, каких больше, каких меньше…….

Подвести итог выполнения задания. Отметить группу детей, которая работала более слаженно и дружно. Высказать необходимые пожелания.

Ребята, вспомните, как выглядели все эти знакомые вам деревья, когда вы только, что начали учиться в нашей школе.

……дети описывают осенний вид деревьев….

Что ещё в то время в нашем школьном дворе было не так?

….........цветы…….трава………тепло…..птицы……..насекомые……

Почему же так выглядел тогда наш двор?

………была осень…….

Подвести итоги сказанного детьми.

Вы правы, когда вы впервые пришли в нашу школу, в нашем дворе была ОСЕНЬ.

Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с клёнов полетели,
Закружился листьев пёстрый хоровод,
Заблестел на лужах первый тонкий лёд.

игра «Кто улетает?»

Встали стайкой. Я буду называть птиц. Если названная птица осенью улетает в тёплые края, вы должны взмахивать руками как крыльями.

Если же эта птица остаётся зимовать у нас, то вы должны присесть.

Вспомните, когда пришёл к нам новогодний праздник, как выглядел наш дворик?

……..дети говорят, какими были деревья…….
……….небо, воздух……………….
……….земля………….
……….водоёмы…….
……….птицы………

Подвести итоги детских ответов.

Как хорошо вы запомнили Зимушку-ЗИМУ.

Ой, была радость детворе!
Много снега на дворе.
Рукавички вы снимали
Зиму трогали руками.

игра «Зайчата и серый волк»

Дети выбирают себе дерево- это дома зайчиков.

Зайцы танцуют на поляне, по сигналу волк начинает ловить зайчат, те в свою очередь должны убежать каждый в свой домик.

Охота у волка проводится несколько раз. Пока волк на охоте, не пойманный зайчик, убегая в свой домик, может из волчьего логова забрать одного плененного зайца с собой.

Оглянитесь вокруг себя, что сейчас происходит в нашем дворе?

Идёт разговор с детьми о деревьях…………………

……….о земле…………
……..о водоёмах……..

……..о птицах………
…….воздухе………

Подвести итоги детских высказываний.

Вы внимательные дети, всё заметили, всё подметили, теперь осталось лишь мне ответить……

Пришла она к нам с добром
Веет теплом
Светом солнечным полна
А зовут её …………………весна……..

Правильно. Это весна принесла нам свои краски: зелёные, голубые, золотистые, жёлтые….

свои запахи………

свои звуки……….

Давайте понаблюдаем за насекомыми……..

………..проводится наблюдения…….

дети делают выводы о том, что насекомые тоже проснулись………..

Послушайте забавную историю.

Села на лавочку первая бабочка:

Тёплая лавочка!
А где же травка?
Где же цветочки?
Где клейкие почки?
Она оглянулась:
Я рано проснулась!
На лужицах лёд.
Но солнце печёт.
Журчит ручеёк
Чудесный денёк!

Давайте успокоим бабочку. Закройте глаза.

И на счёт три все превратимся в прекрасных бабочек.

1, 2, 3……………

Слышите, звучит музыка – это вас приглашают на весенний бал бабочек.

все танцуют в образе бабочки…….

Я порхаю взмах- взмах
Хорошо летать в лугах
Выше, ниже
Выше, ниже
Мой полёт почти неслышен.

Ой, спасибо бабочки, какие вы все разные и чудесные. Садитесь на скамеечку, закрывайте глаза.

1, 2, 3- весна, бабочек в детей снова преврати….

Ну, как нравятся вам чудесные перемены в нашем дендросаде?

А после весны будут изменения? Какие?

Дети называют признаки лета…………………………

Вот сколько разных изменений и чудесных превращений у нас происходит за 1 год.

А кто же эти изменения творит??? Что за фея???

Дети сами должны придти к выводу, что это ПРИРОДА сама меняет времена года…………

Так сколько времён года у природы?

……….четыре……..называют их по порядку……………

Назовите самое холодное время года.

………..зима…………

Самое тёплое время года, как называется?

………лето…………

Деревья приглашают вас на игровую полянку поиграть с ними.

игра «Когда это бывает?»

Обратите внимание, на каждом дереве повязан шарф (разного цвета: жёлтый, белый, зелёный, красный.)

Как вы думаете, глядя на цвет шарфа, с какого времени года они к нам пришли?

Дети отвечают……………….белый- зима…………потому, что……………
………….жёлтый – осень…………..т.к…………..
…………………….красный – лето………т.к………
……………….зелёный – весна……………т.к…………..

Я вам буду говорить, о каком то времени года, а вы должны сами догадаться к какому дереву бежать.

1. Белой вьюги вьётся шаль
Весь в снегу пришёл февраль.

Дети бегут к дереву с белым шарфом.

2. Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём,
под ногами шелестят
и летят, летят, летят.

…………..к дереву с жёлтым шарфом.

3. Пришла, улыбнулась, утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели
Река пробудилась, растаяли льды
И зелёный наряд, одевают сады.

…………к дереву с зелёным шарфом.

4. Солнце жаром полит
Всем купаться велит.

…………к дереву с красным шарфом.

5. Коля посмотрел в окно. На улице шёл дождь.

Было мокро и скользко, а в доме было тепло и уютно, в углу стояла наряженная ёлка.

………….к дереву с белым шарфом.

6. Сегодня 18 апреля.

Дети 1 – го класса вышли гулять в свой дендросад.

……………….к дереву с зелёным шарфом.

Подвожу итог игры………….

Ребята, вам нравятся перемены и чудеса, которые творит фея – природа?

Вот какие разные времена года она нам подарила.

А вы знаете, у них всех есть один помощник, без которого они ничего не смогли бы сделать?

ЗАГАДКА

Большой подсолнух в небе
Цветёт он много лет
Цветёт зимой и летом
А семечек всё нет.

………..дети отгадывают………солнце.

Да, это оно и снег растопило, и всё вокруг разбудило, согрело и наполнило весёлым звоном.

Туча спряталась за лес
Смотрит солнышко с небес
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали
Мы б его расцеловали.

Кто из вас знает стихи о солнышке?

………….дети читают стихи…………

Вы очень наблюдательны, поэтому смогли вспомнить, увидеть и назвать все чудесные изменения, которые происходили в нашем школьном дворе. И вы теперь точно знаете, что всё это творит волшебница природа. Как она меняет всё вокруг в разные времена года. И меняет всё строго в опрелённом порядке. А самое главное, в этом природном храме СОЛНЦЕ.

Вы сами нашли ответы на наши вопросы. Отдохнули, поиграли, пообщались друг с другом и с нашими друзьями деревьями.

А теперь получите задание по наблюдению.

домашнее задание:

Ежедневно наблюдайте и узнайте, какое дерево самое первое распустит свои листочки и оденется в зелёный наряд?