Употребление причастий и деепричастий в речи

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Причастие и деепричастие»;
  2. отрабатывать умение находить в тексте причастия и деепричастия, правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени и личных окончаний глаголов, расставлять знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах; определять роль причастий и деепричастий в речи;
  3. формировать уважительное отношение к языку, родному краю.

Ход урока.

I. Актуализация знаний учащихся.

Беседа.

- С какими особыми формами глагола мы работали на предыдущих уроках? (Причастие и деепричастие.)

- Что такое причастие?

- Что такое деепричастие?

В течение многих уроков мы учились образовывать причастия и деепричастия, правильно их писать, ставить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах. Для чего мы это делали? (Чтобы уметь правильно употреблять в речи эти особые формы глагола.)

Запись даты и темы урока.

II. Определение цели урока.

Сегодня предпоследний урок по теме «Причастие и деепричастие». Как вы думаете, что будет сегодня самым главным на уроке? (Еще раз вспомним все, что изучили по теме, потренируемся в употреблении причастий и деепричастий в речи, определим их роль в тексте.)

III. Обобщение и систематизация знаний.

На предыдущих уроках мы уже определяли роль причастий и деепричастий в речи. Сейчас выступит Кости с сообщением, он подведет итог всего, что мы узнали, обобщит все наши сведения об употреблении этих глагольных форм в речи. (Выступление учащегося подготовлено заранее дома.) Вам задание: ответить, какова же роль причастий и деепричастий в речи.

Причастия и деепричастия

  • передают авторское отношение;
  • создают настроение текста;
  • придают художественному тексту особую выразительность.

IV. Работа с текстом.

Вот мы с вами и будем сегодня работать с текстом. А поскольку живем мы на Кольском Севере, в Мурманске (Что является главной реалией нашего города? - Море.), то и тексты наши будут связаны с морем, нашим северным, суровым, но таким прекрасным и волнующим воображение морем.

1) Чтение текста учителем.

Ветер стервенея от собстве..ой ярости клок..тал д..вясь мокрым снегом. Пурга св..вала л..тучий снег в тугие бешено в..ртящиеся веретена, они падая с откоса с разгона ра..кручивались над припаем. Дикой силы буран терзал, давил ра..качивая лед..ое поле с копошащ..мися на нем людьми захлебыва..щимися ветром и снегом.

Задышал, заходил, задвигался – все эти слова ш..лестя по тра(с,сс)е относились теперь только к припаю, к его состоянию.

2) Беседа.

  1. О чем этот текст? Какова его тема?
  2. Какова основная мысль этого текста?
  3. К какому стилю речи относится текст? Почему?
  4. Какова цель художественного стиля? (Воздействовать на чувства читателя с помощью образов и картин.)
  5. А какие образы создает писатель, картину какого моря показывает он нам?
  6. Какие слова нам это показывают? (Причастия и деепричастия.)
  7. Определите тип речи. Докажите свою точку зрения.
  8. Значение каких слов вам непонятно? (Припай – примерзший к берегу лед.) Какой словарь нам поможет? Найдем в словаре С.И.Ожегова значение этого слова.
  9. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Проверка по написанному на доске тексту.) Найдите в тексте причастия. Какую роль они выполняют?
  10. Найдите предложения с причастными оборотами, расставьте знаки препинания. Объясните их графически.
  11. Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами, объясните постановку знаков препинания.
  12. Обратите внимание на слово «стервенея». Какую окраску оно имеет? (Это просторечное, несколько грубоватое слово.) С какой целью автор его употребляет? (Подчеркивает ярость северного моря.)

Вывод. Какую же роль выполняют причастия и деепричастия в тексте?

Я попросила двух учеников провести лингвистический эксперимент: заменить причастия и деепричастия глаголами и сочетанием «который + глагол». Послушайте, что у них получилось.

Как изменился текст? (Исчезло авторское отношение, яркость, образность текста; он стал сухим, неинтересным.)

Так какую же роль играют эти особые формы глагола в тексте?

V. Работа с деформированным текстом.

А теперь я предлагаю вам очень интересную творческую работу. Работу с деформированным текстом. В нем пропущены глагольные формы: вместо них в скобках дан инфинитив глагола. Попытайтесь восстановить текст.

Ветер упал. Затихавшие волны несли изломанные остатки ледяных полей, словно разбитые обломки гигантского корабля. Тучи поспешно сбегали с синего свода, унизанного ярко мерцающими звёздами.

Северная холодная ночь раскинулась над глухим рокотавшим морем. Оно ещё не улеглось от недавней бури. Одинокие льдины тихо покачивались волной. На одной их них неясно выделялся едва видимый силуэт высокой фигуры. Это был Сорока. Вокруг неуклюже _____________(надвигаться) глыбы, пенилась вода. Над ___________________ (расстилаться) водяной гладью блестела золотая Медведица. В голове Сороки несвязно теснились темные думы. ________________ (ослабеть) от усталости он приостановился на минутку и огляделся вокруг. Морозное небо фосфорически заискрилось мириадами ___________ (дробиться) звёзд. Море улеглось необъятно. Неподвижно глядит _________________ (побелеть) мороз, неслышно __________________ (проникать) в _____________________ (стынуть) тело.

Чтение работ и исходного текста.

Ветер упал. Затихавшие волны несли изломанные остатки ледяных полей, словно разбитые обломки гигантского корабля. Тучи поспешно сбегали с синего свода, унизанного ярко мерцающими звёздами.

Северная холодная ночь раскинулась над глухим рокотавшим морем. Оно ещё не улеглось от недавней бури. Одинокие льдины тихо покачивались волной. На одной их них неясно выделялся едва видимый силуэт высокой фигуры. Это был Сорока. Вокруг неуклюже надвигающейся глыбы, пенилась вода. Над расстилавшейся водяной гладью блестела золотая Медведица. В голове Сороки несвязно теснились темные думы. Ослабев от усталости он приостановился на минутку и огляделся вокруг. Морозное небо фосфорически заискрилось мириадами дробящихся звёзд. Море улеглось необъятно. Неподвижно глядит побелевший мороз, неслышно проникающий в стынущее тело.

VI. Подведение итогов.

Чему мы сегодня учились на уроке?

Какова же роль причастий и деепричастий в тексте?

VII. Домашнее задание:

повторить §§ 20 – 30, подготовиться к контрольной работе.

Дифференцированное задание:

  1. Упр. 310.
  2. Выписать 4 предложения с причастными или деепричастными оборотами из текста Б.Шергина «Мурманские зуйки».
  3. Составить текст из 4 – 5 предложений на тему «Праздник Севера в Мурманске», употребив в нем причастные и деепричастные обороты.