Западная Сибирь (Природные условия, ресурсы. Население). Урок географии (9 -й класс)

Разделы: География


Цели урока:

  • рассмотреть состав региона;
  • определить особенности географического положения;
  • познакомиться с особенностями населения;
  • выявить сложности использования ресурсов, расположенных в экстремальных условиях;
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

  • интерактивная карта "Социально-экономическая карта Западной Сибири";
  • карты атласа 9 класса, 8 класса;
  • контурные карты 9 класса;
  • стенная карта "Западная Сибирь" (физическая карта);
  • политико-административная карта Российской Федерации;
  • тетради учащихся;
  • учебники, параграф 61;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

Ход урока

Оргмомент (проверка готовности учащихся и кабинета к уроку).

Сообщение темы и целей урока.

Работаем по знакомому плану, цель наша освоить 3 пункта:

  1. Состав и географическое положение Западно-Сибирского экономического региона.
  2. Природные условия и ресурсы.
  3. Население. Города.

Итак, географическое положение региона.

Западно-Сибирская равнина в пределах России протянулась почти на 2500 км с севера на юг (от окраины полуострова Ямал до государственной границы с Казахстаном).

Наибольшая протяженность с запада на восток по широте г.Красноярска составляет около 1900 км (Равнина - 3-я по площади равнина мира, вслед за Амазонской и Восточно-Европейской).

Кроме равнины в Западно-Сибирском экономическом районе размещены: предгорья Алтая, Салаира, Кузнецкий Алатау.

Рассмотрим состав данного экономического региона

(Показать на стенной карте регион)

Устно: подсчитайте, сколько административных единиц входят в состав региона (сделаем это с помощью карт атласа стр. 4)

  1. Ямало-Ненецкий автономный округ
  2. Ханты-Мансийский автономный округ
  3. Тюменская область
  4. Томская область
  5. Омская область
  6. Новосибирская область
  7. Кемеровская область
  8. республика Алтай
  9. Алтайский Край

Самостоятельно в контурных картах нанесите данные административные единицы с указанием их главных городов.

(Самопроверка по интерактивной карте)

Географическое положение

В. Обсудим, какие особенности имеет изучаемый регион вследствие своего положения?

В беседе выявлены особенности природы:

  • рельеф большей части региона однообразный слабо пересеченный с малыми высотами
  • заболоченность
  • заозеренность
  • залесенность
  • ярко-выраженная широтная зональность

В. Какие природные зоны имеют быть место в Западной Сибири?

(тундра, лесотундра, леса, тайга (ель, пихта, кедр), березово-осиновые леса, лесостепь, степь)

Западно-Сибирский экономический регион граничит с:

Уральским экономическим регионом, Восточно-Сибирским экономическим регионом, государством Казахстан. Омывается Северным Ледовитым океаном (Карское море). Есть портовые города.

Западная Сибирь расположена на перекрестке железнодорожных магистралей и великих сибирских рек.

В. Это способствует или препятствует развитию?

И как в целом вы оцениваете ЭГП региона?

Учащиеся делают вывод: о благоприятном экономико-географическом положении Западно-Сибирского экономического региона.

Переходим ко второму вопросу. Попытаемся оценить природные условия. Вспомним характеристику климата Западной Сибири.

(выступление ученика)

"Западная Сибирь находится почти на одинаковом расстоянии, как от Атлантического океана, так и от центра Евразии, поэтому ее климат носит умеренно континентальный характер. Зимой и в летнее время, когда циклоническая деятельность, а с ней и поступление атлантического воздуха ослабевают, в Западную Сибирь поступает арктический воздух. Глубокому проникновению арктических воздушных масс способствует равнинность местности и открытость ее к северу.

Средняя температура января уменьшается от -15oС на юго-западе до -30oС на северо-востоке Западной Сибири. Средняя температура июля увеличивается от +5oС на севере до +20oС на юге.

Континентальность климата на просторах Западно-Сибирской равнины возрастает при движении с севера на юг. Выражается это в увеличении годовой амплитуды температур, уменьшении количества осадков, сокращении продолжительности весны и осени - переходных сезонов года.

Количество осадков меняется от 250 мм в тундре до 500 мм в тайге и около 300 мм в степях".

Давайте с помощью интерактивной карты попытаемся установить перечень имеющихся ресурсов.

(текст закрыт) на доске заранее заготовлена таблица
Природные ресурсы Показатели Оценка
Минеральные

нефть

газ

уголь

Лесные

Почвенные

Климатические

Промысловые

Водные

70% добычи от РФ

92% добычи от РФ

30% добычи от РФ

20% добычи от РФ

черноземы

лугово-черноземные

20% зерна РФ

рыбные, пушнина

реки, озера, болота

оценить по выступлению +

+

+

+

+

-

+

+

(река Обь занимает 1 место по площади бассейна в России; Западно-Сибирская равнина занимает 1 в мире по количеству болот (Васюганье)).

Проведем оценку: +, -, то есть заполним 3-ю колонку.

Учащиеся делают вывод: территория обладает огромными богатствами.

Переходим к третьему вопросу: население Западно-Сибирского экономического района. Численность населения 15 млн. чел. Национальный состав несложный, так как 9/10 населения русские. 72% - городское население.

О коренных народах выслушаем сообщение ученика.

Сообщение на тему:

"Коренные народы Западной Сибири"

К коренным народам Западной Сибири относятся: ханты, манси, ненцы. Эти народы занимаются традиционно:

  • рыболовством (речным);
  • таёжной охотой, причём или мясного, или пушного направления;
  • собирательством (ягоды, грибы, орехи);
  • оленеводством, причём или мясо-шкурного, или транспортного направления;
  • кустарным промыслом (шитьё одежды, обуви, сувениров из оленьего меха, замши, цветного сукна, бисера; используются традиционные орнаменты - заячьи уши, ветви берёзы, след соболя, оленьи рога, щучьи зубы и т.д.)

У этих народов похожие временные, сезонные жилища - ЧУМ, каркасные из жердей, покрытые берестой берёзовой у хантов, оленьими шкурами у ненцов, чаще стали использовать брезент.

Одежда у них - глухая и распашная зимняя - меховая с капюшонами, летняя - суконная у хантов и манси, а у ненцев - из потертых оленьих шкур без утепления. Женская одежда более нарядная расшитая бисером у ненцев, у манси - нашивками из цветной материи.

Традиционной пищей служат: мясо и рыба; манси любят сельдь, из которой выдавливают жир и смешивают с ягодами, чай пьют очень крепкий; мясо сушат, вялят, коптят, едят варёным, сырым, мороженным; ненцы - едят оленье мясо, широко используют строганину, готовят впрок юколу (сушеную рыбу); ханты - рыбу вялят, коптят, варят, едят сырой и мороженной (строганиной), пьют рыбий жир.

Ханты и манси исповедуют культ медведя, проводят "медвежьи" праздники; так как считают его родственником - предком.

В. Ваша задача при прослушивании обратить внимание на традиционные занятия.

Откроем информацию на доске, проверим все ли виды хозяйственной деятельности мы установили.

На доске:

  • рыболовство
  • охота (виды охоты)
  • оленеводство (виды оленеводства)
  • собирательство (виды собирательства)
  • кустарный промысел (виды промысла)

В. Как вы думаете? Почему именно такой набор видов деятельности? Что определило хозяйственную деятельность?

(ответы учащихся)

Нельзя забывать, что в современных условиях представители коренных народов трудятся в промышленности, в сфере услуг, добывают полезные ископаемые. Всё это приходится делать в очень сложных условиях.

Огромные разнообразные богатства не так-то просто освоить. Нефтяные и газовые месторождения региона природа "защитила" от человека и мощными болотами, и мерзлотными грунтами. Строить в условиях таких грунтов крайне сложно. Зимой человеку мешают сильные морозы, высокая влажность воздуха, сильный ветер. Летом одолевают многочисленные кровососущие - мошкара и комары, мучающие людей и животных.

Теперь познакомимся с особенностями главных городов изучаемых административных единиц. У вас есть таблицы, с которыми мы начнём работать сегодня, а завершим на следующем уроке при изучении хозяйства. Сейчас по возможности постарайтесь заполнить колонки: "численность населения и год образования городов".

(используется информативная часть интерактивной карты)

Подведем итоги нашего урока. Какие вопросы мы рассмотрели.

Выставление отметок учащимся.

Домашнее задание: параграф 61; составить туристический маршрут по Западной Сибири из 2-3 пунктов с обоснованием выбранного.

Название главного города административной единицы Год образования Численность население Хозяйственная специализация Интересные факты
  г. Салехард (Ямало-Ненецкий автономный округ)        
  г. Ханты-Мансийск (Ханты-Мансийский автономный округ)        
  г. Тюмень (Тюменская область)        
  г. Омск (Омская область)        
  г. Томск (Томская область)        
  г. Новосибирск (Новосибирская область)        
  г. Барнаул (Алтайский край)        
  г. Горно-Алтайск (республика Алтай)        
  г. Кемерово (Кемеровская область)        

Подбери пару

Город Информация о городе
г. Салехард а) областной центр сельскохозяйственного района; в 1941 г. сюда эвакуировали крупные заводы; население меньше миллиона
г. Ханты-Мансийск б) на гербе изображена белая бегущая лошадь, здесь основан первый университет азиатской части страны
г. Тюмень в) крупный речной порт на берегу Иртыша (бывшее поселение ямщиков)
г. Омск г) крупнейший промышленный, культурный, научный центр, здесь расположены Сибирские отделения Российской академии наук
г. Томск д) основан из-за строительства сереброплавильного завода Демидовым, центр степного Алтая, есть завод по огранке алмазов
г. Новосибирск е) первый русский город Сибири областной центр, возник на месте татарского Чинги-Тура
г. Барнаул ж) столица республики, главная отрасль республики - животноводство, добывают золото
г. Горно-Алтайск з) в начале 20 в. здесь построены первые угольные копи, центр Кузбасса
г. Кемерово и) город, расположенный на северном полярном круге

Код

1 - и 4 - а 7 - д
2 - в 5 - б 8 - ж
3 - е 6 - г 9 - з