Урок русского языка по теме "Предложение" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  • обобщить знания обучающихся по теме "Предложение";
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: выставка детских поделок "Своими руками", выставка овощей и фруктов "Подарки осени", аудиокассета с записью музыки (П. И. Чайковский "Времена года. Октябрь", "Камаринская")

Ход урока

I. Организационный момент.

У нас сегодня необычный урок-игра.

Осень! Закончены полевые работы, собраны овощи и фрукты. По старым русским обычаям трудовые дела заканчивались ярмарками. Мы с вами тоже хорошо потрудились, закончили работу по теме "Предложение", и у нас ярмарка знаний.

Ой, вы мальчики, мальчоночки,
Ой, вы, девочки, девчоночки!
Поудобней садитесь, думать и отвечать не ленитесь!
(Звучит мелодия "Камаринская")
Нынче праздник у нас,
Хороший день
Мы запомним число
И запишем его.
(запись в тетрадях даты проведения урока)

На нашей ярмарке много товаров, но купить их можно не за деньги, а за правильные ответы. Раньше продавцов на ярмарках называли коробейниками. С шутками, прибаутками ходили они по базару, продавали товары. А на этом уроке я буду в роли главного коробейника. А вы - мои покупатели.

Помогать мне будут два ученика.

II. Актуализация знаний обучающихся.

1) - Что вы представляете, когда слышите слово "ярмарка"?

(Ассоциации со словом "ярмарка").

1 ученик:

У меня полна коробушка
В коробейниках хожу,
Подходите, не стесняйтесь!
Все товары разложу.

Учитель:

Кто придумает конец,
Тот получит огурец (карточки с изображением огурца).

2) - Доскажите предложения.

Разговор, рассказ, вопрос - это наша : (речь).

Когда пишем - это : (письменная речь).

Когда говорим - это : (устная речь).

- Из чего же состоит наша речь? ( Наша речь состоит из предложений).

III. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Тема нашего урока "Предложение", и работать мы будем под таким девизом:

"Не ленись, не зевай,
А по теме "Предложение"
Всё, что знаешь, вспоминай!"

(Дети читают девиз).

IV. Упражнение в определении признаков предложения.

- Выберите из двух групп слов ту, которую можно назвать предложением.

Кто ответит, будет рад -
Он получит виноград. (Дети получают карточки с изображением винограда).

Осень, листья, дорожка.
Осень пёстрая пришла, людям радость принесла.

(Дети находят предложение).

- По каким признакам определяется предложение? Что выражает предложение? Назовите правила записи предложения.

Задание: Записать предложение с повторением соединений букв.

V. Словарная работа.

Урожай у нас хорош,
Уродился густо,
И морковка, и картошка,
Белая капуста.

Коробейник:

Груши сладкие для вас,
Дорогая детвора.
И всё это, и всё это
За словарные слова.
Та, та, та, та, та, та,
Ах, какая красота! (Показывает вазу с овощами)

Дети называют словарные слова по теме "Овощи": морковь, капуста, картофель, помидор, огурец, яблоко.

- Что означают эти слова? На какие вопросы отвечают? Какое слово является лишним? Почему? Можно ли назвать эту группу слов предложением? (За правильные ответы дети получают карточки).

VI. Работа с деформированным текстом.

Учитель: Не всякие слова можно объединить в предложение.

А ещё, друзья, попросим,
Чтоб пришла к нам в гости осень.
Она услышит, отзовётся,
Только подождать её придётся.

Она прислала нам сообщение на осенних листиках. Но шаловливый ветер перепутал слова. Нам надо расставить слова так, чтобы получились предложения.

За быстроту и сноровку
Вы получите морковку (карточки с изображением моркови).

листья, пожелтели, деревьях, на

птицы, юг, улетели, на

звери, зиме, к, готовятся

(Дети составляют предложения и записывают их в тетради)

VII. Творческая работа.

- Хорошо мы потрудились, пора и отдохнуть. Поиграем немножко: подберём рифму к слову "дорожка" и составим из этих слов предложения.

Лукошко окошко морошка серёжка

Немножко кошка Алёшка Антошка

(Дети составляют предложения.)

За лучшее предложение

Вы получите поощрение (карточки с изображением грибов).

Дети шагают с лукошком по лесной дорожке. Дети смотрят в окошко на мокрую дорожку.

VIII. Синтаксический разбор предложений.

- Осень снова прислала нам задание:

Разобрать по членам предложение:

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.

Кто в работе очень сильный,
Тот получит апельсины (карточки с изображением апельсинов).

IХ. Упражнение в определении предложений по цели высказывания.

(Пока дети работают, раздаётся стук в дверь и появляется Осень)

Осень: Здравствуйте, ребята! Я получила ваше приглашение, пришла послушать и узнать, что же вы знаете о предложении.

У меня яблоки румяные,
Подходите веселей!
Плату я беру не деньгами,
А ответами детей.

- Какие бывают предложения?

- Какие знаки ставим в конце предложений?

(Осень раздаёт всем яблоки за правильные ответы)

Осень: - Определите предложения по цели высказывания.

- Вы рады встретиться со мной?

- Прекрасный выдался денёк!

- И к вам пришла я на урок.

Молодцы, ребята!

Осень: - К кому из вас прикоснусь волшебной палочкой, тот прочитает предложение сначала с восхищением, а потом с удивлением.

Прекрасный выдался денёк. Солнце светит ярко. (Дети читают предложения с восхищением, удивлением.)

Запись предложений по вариантам:

1 ряд: восклицательное предложение (Прекрасный выдался денёк.)

2 ряд: вопросительное предложение (Вы рады встретиться со мной?)

3 ряд повествовательное предложение (И к вам пришла я на урок.)

X. Выборочный диктант (выбрать грамматическую основу предложения). Звучит музыка П. И. Чайковского "Времена года. Октябрь".

У зелёных сосен тихо бродит осень.
И туман, и непогоду осень поздняя несёт.
Меж редеющих верхушек показалась синева.
В тот год осенняя погода стояла долго на дворе.

(Один ученик работает у доски.)

XI. Сочинение по картинке с использованием опорных слов.

Золотая ясные дни вода пожелтели пёстрый потемнела ковёр птица

Вот перец сладкий
Для вас, ребятки.
Сочините-ка рассказ,
Кто будет лучшим среди вас?

(Составление рассказа по картинке, используя опорные слова)

XII. Итог урока.

Учитель:

Вы хорошо потрудились,
Работали, не ленились,
И товары раскупили,
И о предложении всё повторили.

Осень:

У нас есть угощение знатное,
Всем оно будет приятное.
Нет лучшего подарка, чем хлеб.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой коркою витой (Осень угощает всех хлебом.)

Коробейник:

Вы хорошо поработали,
Каждому можно сказать: "Молодец!"
Тут и ярмарке конец!