Творческое конструирование игрушек из бросового материала

Разделы: Работа с дошкольниками


Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования и в системе дошкольного воспитания. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества и, как следствие, – к формированию теории и практики экологического образования в дошкольной педагогике.

Ученые-исследователи отмечают, что: «Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой». Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы – отмечают С.Н. Николаева, А. Далто, О. Меремьянина и другие.

Основная цель экологического воспитания в условиях ДОУ: научить ребенка пониманию сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формированию умений конструировать поделки из бросового материала, создание радостного настроения в творчестве.

В экологическом воспитательно-образовательном процессе выделяются следующие задачи:

  • углубить и обогатить экологические знания детей,
  • привить первоначальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, навыки общения;
  • развивать творческую активность дошкольников при творческом конструировании в экологической деятельности;
  • сформировать чувство бережного отношения к природе.

Опыт практики показывает, что в системе дошкольного воспитания конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде, и в этой связи актуальным является развитие интеграционных процессов в организации детских видов деятельности: (изодеятельность, дидактические игры, развитие речи, конструирование, музыка и т. д.).

Современные тенденции развития экологического образования в практике детского сада – это создание оптимальных условий для становления начальной экологической культуры детей. К таким условиям относится организация продуктивной деятельности детей и родителей: творческие занятия, праздники, творческие выставки с элементами конструирования, опыты и те виды деятельности, которые сохраняют свои специфические воспитательно–образовательные цели.

Следует отметить что, экологическое образование дошкольников с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде, является стержнем и обязательной составной частью подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Например, занятия подготовительного цикла в подготовительной к школе группе:

Начало учебного года Конец учебного года
Октябрь
1) Как лесные жители к зиме готовятся?
Март
1) Животные жарких стран и севера.
Ноябрь
2) Животные Алтая зимой.
Апрель
2) Почему весна – утро природы.
Декабрь
3) Земля и ее ресурсы.
Май
3) О взаимосвязях в природе.

Одним из важных принципов экологического образования в ДОУ считается принцип непрерывности. Так, в детском саду в старших группах усложняется информационный материал, используются дидактические игры на классификацию животных, дети узнают строение растений и животных.

Анализ основных аспектов экологического воспитания в жизнедеятельности ДОУ, свидетельствует, что организация этого вида деятельности сочетается с изучением современной педагогической практики и использованием разнообразных активных форм экологического воспитания, а так же о внедрение в педагогический процесс программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Таким образом, объективные тенденции развития экологического воспитания  и образования дошкольников включают следующие позиции:

  • целенаправленная координация деятельности ДОУ и организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды (города, района);
  • наряду с развитием традиционных использовать – новые форы экологического образования и воспитания;
  • совместная работа ДОУ и родителей в творческом конструировании – (изготовление и выставка игрушек «Сэконд-хенд» – «вторая жизнь старых вещей»), организация работы «Мини-музея» – «Город мастеров»;
  • изготовление нестандартного оборудования (поделки из бросового материала: пластмассовые бутылки, крышки, пластмассовое киндер-яйцо, пробки, тарная лента, компьютерные диски, фольга, использованные фломастеры, лоскутки и т.д.);
  • ролевые и ситуативные игры, экологические практикумы для детей и родителей в рамках использования бросового материала, мусора, старых вещей;
  • (дефиле детской одежды из бросового материала « Такой разный мусор»);
  • экологические акции – организация совместных с родителями творческих выставок: «Птичья столовая», «Чистое утро», «Грядка петрушки».

Организация экологического воспитания и образования в условиях ДОУ, дополняет максимальный учет возрастных возможностей детей, создание обязательного минимального ядра содержания программы, которая реализуется в детском коллективе, творческих занятий и реализацию тематического перспективного планирования деятельности; «Марафон овощей», «Семейные викторины», организация работы «Мини-музея», «Город мастеров» – поделки из бросового материала.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей детей средней группы нами были использованы в педагогическом процессе различные формы экологического воспитания: а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные праздники; экологические фестивали, ролевые игры, работа на участке и огороде детского сада.

К групповым формам мы относим целевые прогулки, экскурсии, развлечения, наблюдения, экологический практикум. Формы работы с родителями включают организации семинаров, семейных маршрутов выходного дня (прогулки в розарий, прогулка в лес за цветами, в лес за ягодами, прогулка на луг и т.д.).

Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка, аппликация.

Обозначенные формы работы и виды деятельности органично сочетаются в тематическом календарном планировании (Приложение 1).

Технология изготовления игрушек из пробок, «Коробка с секретом», Ангел из фольги» представлены в Приложении 2