Урок окружающего мира. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: Раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания по этой теме, развивать речь учащихся, повышать культуру, развивать познавательную активность.

"Услышу сосен шум в полдневный час
Журчанье струй средь камушков у брода
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна по имени природа!"
С.Викулов

Презентация.

1. Орг. момент.

- Ребята, сядьте, улыбнитесь друг другу, посмотрите на наших гостей, и послушайте меня внимательно.

2.Сообщение темы и целей.

Был говорят где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: Где наш гараж?
Мечутся жители: Где наш этаж?
Всё перепуталось, всё заблудилось!
К счастью такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно?
Где ты живёшь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?

- Ребята, а вы знаете на какой планете построен ваш дом? Как она называется?

- Правильно, мы живём на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живём.

У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка-ласковое солнышко. У нас общий водопровод-это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на неё из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа её можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь наш дом, в котором мы живём. А поможет нам в этом наука экология. С этим словом мы знакомились в 1 классе.

3. Работа по теме урока.

- Кто может сказать, что значит слово экология. (Слово экология означает "учение о доме.)

- Да, речь идёт о природном доме, который есть у каждого растения, животного, человека.

Ученик:

Мы речь свою ведём этом,
Что вся земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь.
Что мы наш дом должны беречь,
Давай докажем что не зря
На нас надеется Земля.

-Долгое время люди думали, что природа неиссякаема, сколько бы не брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторые растения исчезли, животных истребили, многие находятся под угрозой исчезновения. Что бы решить эту проблему, люди выпустили Красную книгу, о которой мы говорили на прошлом уроке.

К сегодняшнему дню вы готовили небольшие научные работы-рефераты. Они посвящены растениям и животным, занесённых в Красную книгу.

(читаем рефераты:

- о зубре - Башкиров И.

- о ландыше - Татауров Н.

- о женьшене - Овчинников Р.

- о бабочке Адмирал - Самойлова Г.

- о Амурском тигре - Дорохина А.

- о Венерином башмачке - Доронина Н.

- А как вы думаете, только ли мы должны охранять и беречь растения и животных занесённых в Красную книгу?

- А почему? (потому, что другие так же нуждаются в бережном отношении и в защите.)

- Как мы можем с вами помочь природе и стать ей другом?

(показ экологических знаков)

- На какие правила указывают эти знаки?

- А какие правила можете предложить вы?

(показывают свои знаки)

- Я буду надеяться, что вы будете эти правила уважать и выполнять.

4. - Узнав о сегодняшнем уроке, к нам пришла жительница леса - Белочка, она привела с собой ещё кое каких жителей природы.

Белочка:

Я белочка-красавица
Меня милее нет
И всем зверятам нравится
Пушистый рыжий мех.
Причёска очень модная
И праздничный наряд
И выгляжу сегодня я
Отлично говорят.

- Ой, уже появились первые грибочки. Хорошо, если лето будет урожайным на грибы, значит, на долгую зиму я обеспечена.

- А вы знаете, какие грибы появляются первыми? (сморчки).

- Но не все грибы съедобные, а чтобы не отравиться, я принесла показать вам съедобные грибы.

Ромашка:

Много трав растёт полезных
На лесной земле родной,
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма:

- Я хочу тебе дружок, дать в букет ещё цветок.

Ромашка:

Разгадала твой обман!
Посмотрите вот дурман -
Ядовитая трава -
Разболелась голова
От подарка твоего
Забирай назад его.

- Ох уж эта Травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То порошок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

Трав. Ведьма:

- Я одумалась, ребята. Лучше вместе в лес пойдём. Соберём шалфей и мяту, нежных ландышей нарвём. Дома их поставим в воду.

Ромашка:

Поняла я братцы сразу
Хитрый замысел её
Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
От таких лихих, как эта -

Собирательница букетов.

В книгу красную они уж давно занесены.

Мы их рвём не на потеху.
Отнесём мы их в аптеку
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.

- Ребята, мы ведь попали на лесную поляну.

Поляна:

Была я красивая, была я пригожая
Стала сама на себя не похожая!
Траву, ребята на мне вытоптали.

Трав. Ведьма:

Ой, я кажется поранила ногу.

- Давай приложим тебе след белого человека?

Трав. Ведьма:

- А что это? Ребята, вы знаете?

- Есть такая легенда. Когда белые люди заселяли Америку, то на подошвах обуви они занесли семена подорожника. И заселилось это растения вдоль дорог, а индейцы увидев его, говорили - это след белого человека, а позже все узнали его полезные свойства.

- А какие полезные свойства есть у подорожника? Кто знает?

5. Охрана природы

(звучат колокольные звоны)

- Что это? Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни людских бед, когда голосу человеческому трудно было выкричать боль:

По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас живущему на планете Земля!

Природа как израненная птица кричит. Просит нас о помощи. Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали осознавать: наш дом, планета Земля в опасности! Она медленно погибает:

- Каждый день животный мир земного шара становится беднее на один вид животного.

- Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений!

- В минуту вырубаются 20 гектаров лесов!

- 5 миллиардов тонн ядовитого газа ежедневно выбрасывается в воздушную оболочку земли!

- Экологическая катастрофа нависла тёмной тенью над планетой земля. Так что же? Земля - исчезающая планета. Неужели такой мрачный прогноз может оправдаться?

- Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету. (глобус в руках)

Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности.

- И вы - будущее поколение нашей планеты, должны не только знать животных и растения, но и бережно относится ко всей природе. Любить, охранять и защищать её!

6. - К нам на урок пришла ещё одна гостья и привела с собой своих друзей. Мне кажется они чем-то обижены. (Приложение №16)

(выступление детей)

- Какие страшные поступки людей довели эти растения до такого состояния?

6.- А сейчас проведём небольшую игру. У вас на столе лежат фишки. Я буду читать рассказ, а вы, если заметите ошибки в этом рассказе, откладывайте фишки.

С весёлой музыкой мы шагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали их, вырывая с корнем. Те грибы, которые мы не знали, - сбивали палкой.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили их обратно.

На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими протыкать весь муравейник.

Нам очень понравилась прогулка по лесу!

- А вы, ребята, будете так же вести себя в лесу? Какие ошибки встретились в рассказе?

Какие правила поведения в лесу вы знаете?

7. Итог

- Мы с вами недавно читали сказку Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Вам не кажется, что в этой сказке есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли?

В золотой рыбке мы увидели Природу - мудрую, строгую и щедрую, а в жадной старухе - самих себя!

Сказка подсказывает: "Человек! Обуздай свои желания, чтобы не остаться в конце у разбитого корыта!

Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано!!! (Приложение №17)

И вот, что мы решили в своём классе и призываем все классы начальной школы:

Мы написали обращение и хотим опубликовать его в газете.

(выступление Дорохиной А.) Обращение о бережном отношении ко всему живому.

Обращение.

Мы, учащиеся начальных классов Петрокаменской школы №1 хотим, чтобы наша планета Земля всегда была чистой, здоровой и надёжной, чтобы люди не боялись на ней жить. Мы за то, чтобы вся природа планеты была под охраной человека. Каждый взрослый или ребёнок обязан чувствовать свою личную ответственность за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро. Мы должны уметь зажечь в людях стремление бережно относиться ко всему живому на планете Земля. Если мы не будем любить, уважать природу, то и она откажется помогать нам. Охранять природу - значит, охранять Родину.