Урок русского языка "Морфологические средства выразительности русской речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


ЦЕЛИ:

  • познакомить учащихся с морфологическими средствами выразительности художественного текста;
  • развивать навыки вдумчивого прочтения, многоаспектного анализа художественного текста
  • воспитывать внимательное и бережное отношение к слову

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • привлечь внимание учащихся к способам создания художественного образа, помочь прикоснуться к тайне труда художника слова
  • формировать умение делать выводы, развивать навыки работы с текстом
  • развивать навыки представления результатов своей работы (презентация, защита работы)

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • школьная доска,
  • мультимедийный проектор,
  • компьютер,
  • тексты художественных произведений,
  • план анализа фрагмента.

ТИП УРОКА: комбинированный урок с элементами исследовательской деятельности

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Введение (установление контакта с учениками, настрой на работу) 1-2 мин
  2. Осмысление темы урока (вспомнить основные понятия) 2-3 мин
  3. Работа с текстами художественных произведений, выводы по каждому этапу) 15 мин
  4. Самостоятельная работа в парах и представление своих выводов 5+3 мин
  5. Презентация учащихся о художественной выразительности служебных частей речи 4 мин
  6. Обобщение и закрепление темы. 4 мин
  7. Комментарий и запись домашнего задания 3 мин

ХОД УРОКА

ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА

Что такое средства художественной выразительности, и какие из них мы уже неплохо знаем?

- А что изучает МОРФОЛОГИЯ?

- Сделайте вывод, на какой же основной вопрос сегодня мы с вами должны будем найти ответ?

2. Вы правы, сегодня мы познакомимся с тем, как различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам, Мы увидим, КАК могут работать некоторые части речи в качестве художников слова, и вы попробуете сами стать исследователями и открывателями этого процесса.

МУЛЬТИМЕДИАПРОЕКТОР:

"Каждая грамматическая форма является одновременно и средством изображения". М.Бахтин

Прежде чем мы посмотрим, КАК работает слово, вспомним, каково значение причастия. Что оно обозначает?

РАБОТА С ТЕКСТАМИ.

РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ С.МАРШАКА "ЛАНДЫШ"

(текст проецируется через мультимедиапроектор и есть на столах детей)

- Чтение (про себя, затем вслух)

- Проведем небольшое статистическое исследование:

  1. 1 вариант подчеркните в тексте все причастия (одиночные и с зависимыми словами)
  2. 2 вариант - прилагательные, подсчитайте их.

ИСПЛЬЗУЯ ДАНЫЙ ТЕКСТ, ДОКАЖИТЕ, ЧТО СПОСОБНОСТЬ ПРИЧАСТИЯ ПЕРЕДАВАТЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАК ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕТСЯ ВЫРАЗИТЕЬНЫМ СРЕДСТВОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ?

Вывод записывается в тетради: использование в стихотворении С.Маршака "Ландыш" большого количества причастий не только описывают ощущение от прихода весны, того, что распускается цветок, но и создает образ цветка, удивительно нежный и хрупкий: "природой бережно спеленутый, завернутый в зеленый лист:".

- РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ "ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД"

(текст проецируется через мультимедиапроектор и есть на столах детей)

- Чтение (про себя, затем вслух)

- Определите, какая часть речи так настойчиво повторяется автором? (деепричастие)

  • Какой художественный эффект достигается этим? (вспомните, что обозначает деепричастие - "дорисовывает" действие, обозначает добавочное действие)
  • Почему стихотворение записано лесенкой?
  • Какие звуки в нем преобладают?

Вывод: использование в стихотворении большого количества деепричастий рисует нам динамичный, быстрый, стремительный образ водопада. Намеренное построение автором стихотворения лесенкой помогает и зрительно, и на слух представить водопад, аллитерация (звуки Р. Ш, Ж, Б.Л "озвучивает" текст.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОТРЫВКОМ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.ФЕТА.

(дать карточки с вопросами, работают в парах. -5 минут. Зашита своей работы 3 мин) группа №1 , №2

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета.
  2. Определите, какое время суток изобразил поэт. По каким признакам вы догадались об этом?
  3. Назовите ключевые слова, которые помогают представить пейзаж, описанный в стихотворении.
  4. Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа.
  5. Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте? Какие цвета вам бы понадобились? Какова цветовая гамма этого пейзажа?
  6. Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов? (покоя, затишья, безветрия)
  7. Найдите слово, с помощью которого пейзаж "озвучивается" (звеня).

А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать (клубятся тучи, роса, не пыля)

Подчеркните в предложении подлежащие и сказуемые. Сколько основ в этом предложении?

Выделите деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в описании пейзажа и душевного состояния? Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении.

Группа 1.

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета.
  2. Определите, какое время суток изобразил поэт По каким признакам вы догадались об этом?
  3. Назовите ключевые слова, которые помогают представить пейзаж, описанный в стихотворении.
  4. Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа.
  5. Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте? Какие цвета вам бы понадобились? Какова цветовая гамма этого пейзажа?
  6. Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов? (покоя, затишья, безветрия)
  7. Найдите слово, с помощью которого пейзаж "озвучивается" (звеня).
  8. А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать (клубятся тучи, роса, не пыля
  9. Выделите деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в описании пейзажа и душевного состояния? Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении.

Группа 2

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета.
  2. Определите, какое время суток изобразил поэт.
  3. Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа.
  4. Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов?
  5. Подчеркните в предложении подлежащие и сказуемые.
  6. Выделите деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в описании пейзажа и душевного состояния? Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении.

Вывод: (запись в тетради) Использование деепричастии и деепричастных оборотов насыщает картину действием, рисует объемную картину наступающего летнего вечера.

В этом учебном году мы с вами подробно говорим и о служебных частях речи. А могут ли они, эти предлоги, союзы, частицы, быть средством художественной выразительности?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНОМ СРАВНЕНИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ), ВЫПОЛНЕННАЯ УЧЕНИКАМИ.

Вывод: (сделать должны дети)

ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.

- НА КАКОЙ ЖЕ ВОПРОС МЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОТВЕТИТЬ СЕГОДНЯ?

Каким будет ваш ответ.

ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

В качестве домашнего задания я хотела бы предложить вам любой вид работы, тот, что интереснее.

- Сочинение на лингвистическую тему " Как красиво работает слово в художественном тексте"

- Презентация "Морфологические средства выразительности"

- Словарик своих находок "Части речи украшают художественный текст"

- Стих. А.Фета "Шепот, робкое дыханье..." - роль существительных в тексте данного стихотворения"

- Свой вариант домашнего задания.

Приложение 1.

Приложение 2.