Урок русского языка в 11-м классе по теме "Комплексный анализ текста на материале заданий ЕГЭ"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. повторить орфоэпию, выразительные средства языка, стиль, тип текста, разбор заданий ЕГЭ части В и С;
  2. формировать лингвистические и коммуникативные навыки;
  3. совершенствовать письменную речь учащихся.

Круг рассматриваемых вопросов: текст, признаки текста, анализ текста; функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Оформление урока.

  1. Тема урока.
  2. Эпиграф урока: «Увидеть и понять автора произведения - значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир.» (М.М.Бахтин)
  3. Ключевые слова урока: аргументация, позиция автора, проблема текста.
  4. Презентация «Выразительные средства языка»

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Введение в тему урока.

3. Словарно-орфографическая работа.(для всего класса)

  • (баловАть, красИвее, звонИт, начАть, досУг, обеспечЕние, принЯться, твороГ, тОрты, твОрог, занЯться.) (Взаимопроверка.)
  • Укажите ошибки в образовании формы слова.
    обоими руками       не клади руки на стол
    двух мандаринов   нет носков
    нет соловьев   обойдусь без полотенцев
    много решений   шесть оладий

4. Развитие связной монологической речи на лингвистическую тему.

(три ученика готовятся в течение пяти минут по тексту.) (Приложение №1)

  • 1 ученик – научный стиль и его признаки; раскрыть понятие текста,

Вывод: Текст- это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой, и соединены по смыслу и грамматически. Все предложения связаны общей темой. Которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов.

  • 1 ученик – художественный стиль с элементами описания и его особенности; раскрыть понятие темы текста,

В любом тексте есть тема? Это то, о чём человек рассказал в тексте.

  • 1 ученик – публицистический стиль с элементами рассуждения и его особенности, раскрыть понятие проблемы.

Обратившись к толковому словарю, получаем ответ на первый вопрос.

Проблема – это сложный практический и теоретический вопрос, требующий решения, исследования, н-р: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни. Определяя проблему , вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас , других людей, всего человечества. Помните , что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей – либо биографии и т.п.- это иллюстрация, частный случай, пример появления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например:

Что делать, когда очень одиноко?

Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»:родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.
Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной и непроизвольной, но бездеятельности.
(В.К.Харченко)

Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор излагает своё видение проблемы и предлагает варианты её решения.

Итак, мы повторили с вами ключевые слова урока, приступаем к анализу текста части В. по заданию (Приложение№2).

 

Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы должны точно знать, как автор на него отвечает.

Сформулировав позицию автора , необходимо выразить своё отношение к его точке зрения на данную проблему. Обратите внимание: недостаточно лишь формально заявить о своём мнении (я согласен, я не согласен с автором). Позиция автора может быть подкреплена двумя аргументами.

Аргументы «за» и аргументы «против»

5. Анализ текста. (учащимся предлагается текст для анализа)

Ключевые вопросы урока: Что такое проблема? Как выявить проблему текста?

Как сформулировать проблему текста?

У каждого учащегося исходный текст. (Приложение №3)

Текст ( по К.Акулину) Читаем внимательно текст и работаем по заданию.

Формулировка задания: Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем.

Формулируем все проблемы, а вам надо потом остановиться на одной.

В чем проблема исходного текста?

Герой рассказа упал и повредил руку, рука ныла, решил пройти без очереди… .

- организация приёма больных желает быть лучше.

1-ая проблема – плохой организации приёма больных.

-Найдите ключевые слова в тексте, соответствующие этой проблеме. (4, 8, 6, 14 предложения) подчеркните признаки свидетельства того, что организация «ни к черту», они понадобятся нам при раскрытии проблемы.

(Итак, приём долго не начинался, все измучились, время шло, а приём не начинался)

-Есть основания думать , что это система?(да)

2-ая проблема – проблема совести. Человек дал деньги, его пригласили, а он не пошёл. Почему? 17, 26 пр-я (начало того, что человек начал задумываться). 30-31, 35,41, 43(почему обращаемся к малышу? как бы сказал «спасибо»)

Предположим, что это начало вашего текста, надо объяснить событие.

Герой рассказа упал и повредил руку,(не захотел ждать своей очереди) рука ныла, решил пройти без очереди, дал взятку сестре, но заела совесть, замучила (как?)(он увидел маленького мальчика измученного.

3-я проблема , взяточничество. Она есть в тексте, что раскрывает?

(Взятка решает всё) 17, 20, 22, 23, 38. Взятку она приняла.

4-ая проблема, гуманного отношения к живым людям, к больным.(измученный инвалид,

Какова же позиция автора? (что утверждает автор?)

(Плохая организация приёма больных не способствует их быстрейшему выздоровлению.)

Что произойдёт с нашим обществом, если все потеряют совесть?

(Каждый будет жить для себя, цивилизованным быть общество не может, если у людей не будет совести.)
(Взятки развращают общество. )
(Люди должны быть более гуманными).

Зачем такой пример приведён?

Значит, он желает, чтобы читатель задумался.

Д\З написать сочинение по данному тексту.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Презентация