Размышления о преимуществе раннего музыкального воспитания

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку,
Что такое - эта музыка?
Расскажите мне скорей:

Всем известно, что музыкальное обучение может быть начато до рождения благодаря существующим методикам музыкальной стимуляции развития плода. Бытует мудрое изречение, которое разные источники приписывают то венгерскому композитору З. Кодаи, то московскому пианисту Г. Нейгаузу, то еще кому-то из известных музыкантов: " музыкальное обучение ребенка начинается за девять месяцев до рождения его матери:" Парадоксальное на первый взгляд утверждение основано на достоверных жизненных фактах.

Прекрасно, если ребенок слышит пение матери, прежде всего, колыбельные. Чем богаче будут интонации материнского голоса, тем богаче будет мировоззрение малыша.

Создатель одного из направлений дородового музыкально развития М. Лазарев отмечает, что будущая мама должна петь даже в том случае, если она совсем не владеет искусством вокала, даже если ее голос кажется ей самой некрасивым: "Для ребенка эти материнские голосовые вибрации являются чудесными звуками жизни".

Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша. Даже странно, что, уделяя большое внимание оформлению интерьера, уровню освещенности детской комнаты, даже фактуре игрушек, мы часто упускаем из виду музыку.

Между тем, психологи давно заметили, что разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. Причем специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка. Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими ритмы "Русского радио". У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков - все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

Даже пассивное слушание откладывается в подсознании. Однако ребенку можно помочь "услышать" музыку, чтобы ее восприятие было более осмысленным и доставляло осознанное удовольствие. Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама.

Музыкально-ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность - благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями.

Левое полушарие

Речь

Распознавание букв, слов

Логическое мышление

Запоминание слов и фраз

Осознаваемые движения

Правое полушарие

Музыка, ритм, шумы, ритм и интонации речи

Зрительное восприятие предмета в целом

Запоминание музыки, картин, запахов

Интуиция

Автоматизированные движения

Многие исследователи независимо друг от друга пришли к одинаковому выводу: раннее музыкальное обучение открывает доступ к врожденным нейронным механизмам, ответственным за восприятие, понимание и воспроизведение музыки, и расширяет их использование для образования других высших функций мозга.

Учеными отмечено заметное влияние музыкально-ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

В настоящее время такие проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные - употребление родителями некоторых лекарств и алкогольных напитков, инфекционные заболевания и осложнения при родах, а также некоторые болезни матери и малыша, но чаще всего недостаточная способность сосредоточиться имеет бытовые причины.

Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредотачиваются на одном задании продолжительное время.

Поэтому музыкально-ритмические игры с малышами являются эффективным средством профилактики неврозов, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Младенец, лишенный в первые три года жизни разнообразия впечатлений - зрительных, слуховых, осязательных,- навсегда лишается возможности полноценного развития, его мышление остается ущербным.

Кстати, важно не "перегрузить" малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум.

Я свято верю, что открывая перед детьми таинственный и прекрасный мир музыки, мы помогаем рождению настоящих, полноценных, гармоничных людей.

Тема занятия:  "Знакомство с музыкальными инструментами. "

Цель: Дать первичные представления о музыкальном искусстве.

Задачи:

  • Познакомить детей с музыкальными инструментами.
  • Увлечь музыкой, развивать интерес и любовь к музыке.
  • Развивать музыкальные способности, музыкально- эстетический вкус.
  • Способствовать становлению позитивного отношения к искусству.

В зале сидят дети среднего и старшего дошкольного возраста.

(При особой организации занятия - это возможно и даже полезно!!!)

Преподаватель:

Здравствуйте, мои друзья
Пришла к вам не случайно, я!
Хочу вас в сказку повести:
"Согласны вы со мной идти?"

Дети: Да!

Преподаватель: Отгадаете загадку - значит будет всё в порядке!

На земле у каждого есть родимый дом,
Хорошо и весело и уютно в нём.
У собачки - конура, у лисички - нора,
У птички - гнездо, а у совы дупло!
Отгадай загадку маленький мой друг:
Где живёт, по-твоему, музыкальный звук?

Дети Отвечают:

Преподаватель Верно! Музыкальные звуки живут - в музыкальных инструментах.

Преподаватель Для начала давайте вспомним, как называют самый большой и важный музыкальный инструмент:

У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Угадать его несложно - это старый наш : (рояль)

Пианино, друг рояля в классной комнате стоит, и сегодня ты узнаешь, как он весело звучит!

Преподаватель Кто знает, как играют на рояле и пианино.

Дети Нажимают на клавиши.

Преподаватель Верно, пальчиками нажимают на клавиши.

А сейчас давайте пригласим на сцену юную пианистку Анастасию Герасимову, она исполнит для нас итальянскую польку С. Рахманинова

А мы с вами представим себе, что мы играем на рояле.

(все дети делают вид, что нажимают клавиши рояля, играя на нём, движения соответствуют музыке)

Преподаватель

Деревянный инструмент
Зазвучит в один момент
Струнам звонко подпевай-ка,
Заиграла:(балалайка)

Звучит народная мелодия "Заиграй балалайка!"

(Деи изображают игру на балалайке, движения соответствуют музыке)

Преподаватель

Ну-ка, кнопки нажимай
И тихонько подпевай
Растяни меха немножко
И сыграй нам на :(гармошке).

Преподаватель Верно. Как играют на гармошке?

(дети показывают)

Звучит песенка Крокодила Гены дети подпевают и изображают игру на гармошке.

Преподаватель Ребята, а вы знаете, что такое аплодисменты?

(пояснить)

Ребята, а давайте поиграем в игру - аплодисменты!

Какие бывают аплодисменты?

  • Громкие
  • Тихие
  • Печальные
  • Очень громкие

Преподаватель Сейчас мы послушаем песенку про Солнышко, а когда она закончится, будут звучать : (аплодисменты).

Преподаватель Давайте поаплодируем маленькой пианистке Вареньке.

А мы с вами, продолжаем.
Её голос басовит, всех она перекричит
Бу-бу-бу, ба-ба-ба, заиграла вдруг:(труба)

Преподаватель Звучит песенка "Натюрморт с трубой", а вы, ребята, представляете будто играете на музыкальном инструменте - труба, как Незнайка в мультфильме - помните:( дети надувают щёки)

Преподаватель А теперь давайте сыграем в весёлую игру "Делай так!"

Если весело живётся, делай так! (два хлопка в ладоши)
Если весело живётся, делай так! (два хлопка в ладоши)
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся,
Если весло живётся, делай так! (два хлопка в ладоши)

Преподаватель

А сейчас для вас, ребятки,
Весёлые загадки.
Только вы уж, не зевайте,
Дружно, хором отвечайте!
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке
Сам пустой, голос густой
Дробь отбивает, шагать помогает:(барабан)

Звучит марш С. Прокофьева. Дети хлопают ритм.

Преподаватель

Как будто девушка запела
И в зале словно просветлело
Скользит мелодия так гибко
Затихло всё: играет:(скрипка)

Давайте вспомним, как играют на скрипке, сам инструмент музыкант берёт в левую руку, а в правую надо взять смычок. Теперь сделаем вид, что смычком проводим по скрипке, и она начинает петь:

Звучит музыка Т. Хренникова "Колыбельная Светланы".

Преподаватель Вот и закончилась игра, а нам домой возвращаться пора.

На сцену приглашаются все артисты, в благодарность они получают цветы, громкие аплодисменты. . .

Литература

  1. Агапова И. Давыдова М. Лучшие музыкальные игры для детей. -М. ,2006.
  2. Абелян А. Забавное сольфеджио. -М. ,2005.
  3. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. -М. ,1996.
  4. Баренбойм Л. ,Перунова. Путь к музыке. -С-Пб. ,1989.
  5. Бехтеев В. Основы учения о функции мозга. -С-Пб. ,1907.
  6. Богино Г. Игры-задачи для начинающих музыкантов. -М. ,1974.
  7. Гаврилин В. О музыке и не только:-С-Пб. ,2003.
  8. Герман Л. Первые нотки. -М. ,2001
  9. Железнова. Е. Музыка с мамой . -М. ,2006.
  10. Кончаловская Н. Нотная азбука. -М. ,2000
  11. Кирюшин В. Музыкальные мифы. -М. ,1992.
  12. Королькова И. Крохе музыканту. -Ростов-на Дону. ,2004
  13. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1941.
  14. Тюняев А. Музыкальные инструменты. -М. ,2002.
  15. ХерескоЛ. Музыкальные картинки. -Л. ,1973.
  16. Юдовина Т. -Гальперина. За роялем без слёз,или я детский педагог. -С-Пб. ,2002