Сказочная повесть "Мир превращений и открытий". Ян Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: систематизировать и обобщать знания по теме, выявить уровень усвоения знаний и умений, познавательной самостоятельности учащихся.

Тип урока: урок обобщающего повторения

Образовательные цели:

  • формировать понятие контекст;
  • формировать умение определять главную идею и подтверждать это словами из текста;
  • формировать умение составлять характеристику героев;
  • формировать умение составлять план текста;
  • проверить: понимание прочитанного текста, умение находить информацию в тексте, данную в явном и неявном виде; умение видеть художественные средства выразительности; умение определять авторский замысел.

Развивающая цель:

  • развивать речь учащихся.

Воспитательные цели:

  • воспитывать познавательную активность учащихся;
  • воспитывать талантливого читателя.

Оборудование:

  • стол профессора,
  • микроскоп, колбы,
  • стакан со светлой жидкостью,
  • карточки со словами: магические числа, волшебные цвета, волшебные предметы, наличие тотемного дерева, контекст;
  • рисунки учащихся по произведению Яна Ларри;
  • листы с индивидуальными заданиями на каждого ученика.

Ход занятия

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает настрой на познавательную деятельность учащихся Проверяют готовность рабочего места
2.Целеполагание и мотивация Предлагает прочитать текст с доски:

Исса

Красные одежки
Нацепила стрекоза -
Торопится на праздник!..

Спрашивает: - Понятен текст?

- О чем он?

- Каким наблюдением делится автор?

- Когда бывает праздник у стрекозы?

- О каком времени года говорится в произведении Яна Ларри?

- К какому жанру относится написанный на доске текст?

Докажите.

- А изучаемый нами?

Докажите, выберите нужный ответ:

а) магические числа;

б) волшебные цвета;

в) волшебные предметы;

г) наличие тотемного дерева;

д) чудеса;

- Почему повесть? Докажите.

Сообщает тему и цель урока:

Сегодня мы обобщаем знания по сказочной повести Яна Ларри. Во второй половине урока проверим наши знания пол этому произведению.

Дети читают с доски текст, отвечают на вопросы учителя.
3.Актуализация Концентрирует внимание учащихся на ученике, который будет делать сообщение о жизни писателя Яна Ларри. Слушают ученика, делающего сообщение
4. Закрепление Задает вопросы:

- Какие средства художественной выразительности использует автор?

(сравнение, контраст, гипербола)

- Как вы это показали на рисунках?

- С каким новым понятием вы встретились? (контекст)

- Что такое контекст?

Обращает внимание на представленный в классе стол профессора Енотова: колбы, микроскоп, халат.

Говорит, что данная обстановка поможет нам перенестись в кабинет профессора.

 

 

Рассматривают рисунки

 

 

Рассматривают предметы на столе

5. Применение Организует работу по группам. Дает задание.
  • 1 группа: дать характеристику Карику с доказательством слов из текста.
  • 2 группа: дать характеристику Вали с доказательством слов их текста.
  • 3 группа: составить план 2 главы.

Наблюдает за работой, консультирует.

Проверяет работу групп

Работают по группам

Дают ответы

6. Проверка Организует проверку знаний в форме смотра знаний. Знакомит детей с составом жюри, которое будет проверять ответы учащихся.

Выдает детям листы с заданиями, которые после каждого задания собираются и проверяются членами жюри.

Предлагается 8 заданий (см. дидактический материал к учебному занятию).

После проверки двух заданий жюри сообщает полученные оценки.

Выполняют задания на листочках.
7. Рефлексия Спрашивает учащихся:

- Как вы думаете, кем станет Карик, когда вырастет?

- Вставьте слово вместо точек:

Самолетом правит:
Трактор водит:
Электричку - :
Стену выкрасил - :
Доску выстрогал - ...
В доме свет провел - :
В шахте трудится:
В жаркой кузнице:
Кто все знает - :!

Говорит, что вы сегодня молодцы.

Дает слово жюри, которое сообщает итоговую оценку

Отвечают на вопросы.
8. Домашнее задание Угадайте сообщение профессора Енотова (каждому ребенку дается листок с домашним заданием, где зашифровано сообщение) Слушают учителя и получают задание

Дидактический материал к уроку

Предлагаемые задания:

1. С чем поздравил себя профессор?

2. Какого животного Иван Гермагенович приготовил для опыта (подчеркни нужную букву):

а) стрекозу;

б) розового слона;

в) кролика.

3. В тексте есть предложение "Если бы в эту минуту вошел профессор у него с Кариком, пожалуй, произошел бы очень неприятный разговор". Почему? Выбери нужный ответ, подчеркни:

а) Карик выпил чудесную жидкость;

б) мальчик ходил по кабинету профессора;

в) покрутил винтики микроскопа.

4) Почему Валя не узнала стрекозу в 3 части второй главы? Напиши.

5) С чем автор сравнивает люстру в кабинете профессор? Найди в тексте и запиши.

6) В каком из сборников можно поместить это произведение, выбери нужный ответ, подчеркни:

а) сказочные истории;

б) рассказы о природе;

в) рассказы о людях;

г) басни.

7) О чем хотел сказать автор в этом произведении? Выбери нужный ответ, подчеркни:

а) о детском любопытстве;

б) о таком незнакомом знакомом мире;

в) о жизни насекомых.

8) Понравилось ли это произведение? Объясни, почему.