"Знатоки права" для учащихся 9-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными.
Цицерон.

Цели:

  • Проверить усвоение теоретического материала, изучаемого в курсе "Право", способность применить полученные знания.
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать логическое мышление: формировать находчивость, креативность.

Игра проходит в форме конкурса. В конкурсе участвуют учащиеся 9-х классов, (с каждого класса по 5 человек) Каждая команда имеет название и девиз. Конкурс начинается со знакомства команд. Ведущий знакомит с составом жюри. (Преподаватели истории школы)

Конкурс № 1 . Выполнение тестового задания. Отметьте один или несколько вариантов правильных ответов на вопрос:

1. Правила поведения, принятые высшим органом юридического лица, называются

а. Обычаи

б. Корпоративные нормы

в. Нормы морали

г. Религиозные нормы.

2. Какую отрасль права составляет совокупность норм права, регулирующих имущественные отношения, а также некоторые личные неимущественные отношения.

а. Административное право

б. Гражданское право

в. Семейное право

г. Трудовое право

3. Президент РФ получает свои полномочия непосредственно от:

а. Народа

б. Центральной избирательной комиссии

в. Государственной думы.

4. Согласно конституции РФ Государственная Дума:

а. Решает вопрос о доверии правительству РФ

б. Участвует в формировании Счетной палаты

в. Отрешает Президента РФ от должности

г. Объявляет амнистию

д. назначает выборы президента РФ.

5. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности являются;

А.Федеральные службы

б. Федеральные агентства

в. Федеральные министерства

6. Осуществлять свою деятельность, адвокат вправе:

а. собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи

б. Отказаться от принятой на себя защиты в том случае, если он считает подзащитного виновным в совершении преступления

в. Опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией.

г. Беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине.

7. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать:

а.30 часов в неделю

б. 35 часов в неделю

в. 40 часов в неделю

г. 48 часов в неделю

8. Органы ЗАГС регистрируют расторжение брака:

а. В день подачи заявления о расторжении брака

б. По истечении данного супругам срока на примирение

в. По истечении одного месяца со дня подачи заявления о расторжении брака

г . По истечении двух месяцев со дня подачи заявления о расторжении брака.

9. Муж не вправе возбудить дело о расторжении брака без согласия жены:

а. Во время беременности

б. В течение года после рождения ребенка

в. В течение трех лет после рождения ребенка

г. До достижения женой возраста 18 лет.

10. Расторгнутый судом брак считается прекращенным с момента:

а. Вынесения решения

б. Вступления решения суда в законную силу.

в. Государственной регистрации расторжения брак в органах ЗАГС

г. Получения свидетельства о расторжении в органах ЗАГЗ.

11. Согласие родителей ребенка на усыновление не требуется, если они:

а. Не достигли возраста 18 лет

б. Признаны судом ограниченно дееспособными

в. Признаны судом недееспособными

г. Ограничены судом родительских правах.

12. Право на алименты от супруга имеет:

а. Жена во всех случаях при расторжении брака.

б. Жена во всех случаях при признании брака недействительным.

в. Жена в период беременности и в течение одного года со дня рождения общего ребенка

г. Жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка.

13. Законный режим имущества супругов - это режим:

а. Совместной собственности

б. Долевой собственности

в. Раздельной собственности

г. Договорной собственности.

14. В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении:

а. Российской Федерации.

б. Российской Федерации и ее субъектов.

в. Субъектов РФ и муниципальных образований

г. РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

15. Опекунами и попечителями не могут быть назначены граждане:

а. Нетрудоспособные

б. Лишенные родительских прав.

в. Несовершеннолетние

г. Иностранные граждане.

16. В простой письменной форме должны совершаться:

а. Все сделки

б. Сделки между гражданами

в. Сделки с участием юридических \лиц

г. Сделки в случаях, предусмотренных законом.

17. Основной источник права в Романо-германской правовой системе:

а. правовой прецедент

б. доктрина

в. Правовой обычай.

г. Религиозные тексты

д. нормативно-правовой акт.

18. К органам местного самоуправления относятся:

а. сельский староста

б. участковый инспектор

в. Сельский сход

г. Уполномоченный президента

д. домовой комитет.

19. К признакам тоталитарного политического режима относятся:

а. Полный контроль над средствами массовой информации

б. Систематический массовый террор

в. Слияние партийного и государственного аппаратов

г. Децентрализация государственной власти

д. Нетерпимость к инакомыслию

е. Политическому контролю подлежит только политическая сфера общества

ж. Признание и осуществление принципа разделения властей.

20. Какие общественные институты не присущи первобытно-общинной формации:

а. государство

б. аппарат насилия

в. Налоги

г. Религия

д. принуждение

е. семья.

Ответы: 1-Б. 2- Б. 3- А. 4- А, Б, Г. 5- В, 6-А, В, Г. 7- В,8- В, 9- А, Б. 10- Б. 11-В, 12- Г, 13- А, 14- А, 15-Б, В, 16- В, Г. 17- Д, 18- А, В, Д. 19- А, Б, В, Д. 20- А, Б, В.

За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.

2-й конкурс "Может - не может".

Время на выполнение задания 3 минуты. Необходимо подчеркнуть те действия, которые по закону имеет право совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.

Действия:

Купить мотоцикл

Продать мотоцикл

Прогулять стипендию с друзьями

Заложить в ломбарде свои золотые сережки

Продать свой телефон

Открыть счет в банке

Зарегистрировать авторское право на компьютерную программу

Заключить авторский договор на публикацию своих стихов и получить за это гонорар

Быть председателем аратского хозяйства

Вступить в брак

Работать по трудовому договору

Обучаться вождению автомобиля на дорогах.

Ответ: 1,3, 6, 7,8,9,11,12.

3-ий конкурс Разминка. Командам раздаются карточки с правовыми терминами, понятиями. Без подготовки необходимо дать определения терминов и понятий. За каждое правильное определение команда получает 1 балл.

- Преступление.

- Закон.

- Право.

- Конституция.

- Дееспособность.

- Правоспособность.

- Сделки.

- Юридические факты.

4- й конкурс. " Мое - наше"

Командам передаются наборы перемешанных карточек, на которых указаны различные виды имущества. Необходимо за 2 минуты разложить эти карточки в две стопки: 1) имущество, являющееся совместной собственностью супругов ("наше"). 2) имущество, являющееся собственностью каждого из супругов (" мое").

Карточки должны быть разложены следующим образом.

"Наше"

  1. доходы супруга от трудовой деятельности во время брака
  2. доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака
  3. гонорар за публикацию супругом во время брака книгу
  4. пенсия супруга во время брака
  5. пособие по уходу за ребенком во время брака
  6. доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака
  7. соболья шуба жены, приобретенная во время брака
  8. бриллиантовое колье жены, приобретенное во время брака.

" Мое"

  1. машина, приобретенная супругом до вступления в брак
  2. фирма супруга, основанная до вступления в брак
  3. телевизор, полученный супругом в подарок во время брака.
  4. дом, полученный по наследству во время брака
  5. электрическая бритва супруга, приобретенная во время брака
  6. туфли супруга, приобретенные во время брака
  7. пальто супруга, приобретенное во время брака.

5-й конкурс "Детектив".

Перед командами разыгрывается сценка с участием комиссара Мегре. (Играют сценку учащиеся которые не участвуют в игре) На столе лежит газета. Время на обсуждение - 1 минута.

Сценка.

-Наконец-то вы пришли, господа! - воскликнул Бабье, увидев Мегре и Люкаса.- умоляю, освободите меня поскорее! Мои силы уже на исходе: какой-то негодяй ворвался ночью в квартиру, связал меня и похитил все драгоценности жены. О, бедняжка этого не перенесет! Правда мы застрахованы, но как хотелось бы, чтобы вы нашли все похищенное до ее приезда : Бедняжка:

- Однако давно уехала?- спросил Мегре.

- Вчера. : О, какой это будет для нее удар!

- Люкас, развяжи - буркнул Мегре. Освобожденный бабье стал взволнованно ходить по комнате.

- Это было ужасно! Представьте себе, комиссар мое положение.: Проходит час за часом - и никого, кто бы пришел на помощь! Рано утром я услышал, как почтальон просунул газету в дверную щель: Я крикнул ему, чтобы он позвонил в полицию. К счастью, он не забыл этого сделать:

Мегре осмотрелся, затем выбил трубку о каблук и угрюмо произнес:

- Вам известно, Бабье, что полагается за попытку обмануть страховую компанию? Наказание понесете не только вы, он и ваша жена, которая тщательно привязала вас к стулу.

Почему Мегре пришел к такому выводу?

Ответ: если бы почтальон просунул газету в дверную щель, она бы не оказалась на тумбочке у входа. Ситуация явно инсценирована.

6 конкурс - интеллектуальная разминка. Участникам задаются вопросы. Первыми отвечают те участники, которые быстрее всех подняли руку. За каждый правильный ответ -1 балл.

  1. То, с чего начинается детектив- (преступление)
  2. То, что нарушает преступник - (закон)
  3. Ручной портрет преступника- (отпечаток)
  4. Браслеты, не украшающие дам,- (наручники)
  5. Особо опасное лицо, грубо нарушающее закон-(преступник)
  6. Служебная овчарка с особым чутьем - (ищейка)
  7. Письменное официальное извещение с вызовом , приглашением куда-либо.- (повестка)
  8. Распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо , измышлений . (Клевета)
  9. Автор, скрывающий свое имя. (Аноним).

7-ой конкурс. Загадочные истории.

Командам предлагается определить известные детские произведения. Первой отвечает та команда, участники которой быстрее других подняли руки.

В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ноги. Кого искали таким необычным способом. Какая мерка использовалась? (Золушку; туфелька).

Фермер вырастил на участке рекордный урожай, он не смог справиться с уборкой и пригласил еще 5 работников? Кто они? (бабка, внучка, жучка, кошка, мышка)

Некая высокопоставленная особа, женщина, выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства и отравляет ее. Умершую помещают в гроб, однако впоследствии девушка оживляет при помощи своего жениха. Чем же отравили девушку? (яблоком).

Два брата из ревности губят друг друга. Их престарелый отец сам хочет жениться на красавице и ради этого убивает своего благодетеля. За это злодейство он был наказан. Кем? (Золотым петухом).

За верный ответ -2 балла.

Конкурс капитанов. Расшифруйте аббревиатуру.

МККК-

ПБОЮЛ-

ФГУП-

ООН-

КоАП-

ВС РФ-

ТК РФ-

ФЗ-

Ответ:

МККК - международный комитет Красного креста.

ПБОЮЛ - Предприниматель без образования юридического лица.

ФГУП - Федеральное государственное унитарное предприятие.

ООН- Организация Объединенных Наций.

КоАП - кодекс об административных правонарушениях.

ВС РФ - верховный суд Российской федерации.

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации.

ФЗ - Федеральный закон.

Слово жюри. Награждение команд.

Литература:

  1. Никитин А.Ф. Основы обществознания: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. - М; Дрофа, 2000.
  2. Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь.- М: Дрофа, 1998.
  3. Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников: практичесое пособие/ Авт - сост. Л.Г Ивлиева; под ред В.Г. Паршиной. М. 2006.
  4. Профильное образование. Элективные курсы. Правоведение. 9 класс.В6 2007.
  5. Экономика и право, №2.2006. № 6. 2005.
  6. Королькова Е.С и др. Правовой справочник. М. 2001.
  7. Когда заканчиваются уроки. Г.В. Погорелова и др. В.2008.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации.