Северный Ледовитый океан

Разделы: Информатика


Цели: сформировать у учащихся знания об особенностях природы СЛО - крупного природного комплекса Земли; о истории исследования и о современных исследованиях океана; об основных направлениях хозяйственной деятельности человека в этом районе, прежде всего в российском секторе Арктики.

Оборудование:

  • Карта Океанов;
  • Таблица "Органический мир Арктики";
  • Портреты полярных исследователей;
  • Атласы, учебники;
  • Мультимедиа;
  • Слайд-презентация.

Ход урока

Организационный момент (тема, цели, содержание урока) (Слайды 1-2)

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя (Cлайды 3-9)

Начнем наш урок с эпиграфа:

Я и раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем.
Наоми Уэмура.

Каков же он?.. Ослепительный, загадочный, суровый, непредсказуемый. Океан манит и настораживает, притягивает и отталкивает. Почему же он вызывает у нас столь противоречивые чувства? Мы должны выяснить это на нашем уроке.

Задание - Проанализируйте карты атласа и ответьте на вопрос: "Что бы вы могли сказать о данном океане, добавляя впереди слово "самый"?"

Ответ: самый маленький, самый холодный, самый спокойный, самый мелководный, самый пресноводный.

Рассказ учителя: "Да, это самый маленький, самый мелководный, самый спокойный, но зато самый холодный океан. Океан, который расположился на макушке Земли, около Северного полюса. Раньше на Руси его называли Студеным морем, сейчас называют - Северным Ледовитым океаном, а в других странах приняты названия Северный Полярный или Арктический океан. Но именно наше название океана лучше всего отражает тот факт, что большую часть года океан дремлет, укрывшись толстым одеялом мощных плавучих льдов. Только коротким полярным летом этот океан приоткрывает свои воды в прибрежных районах, чтобы погреться на солнышке. Северный Ледовитый Океан (СЛО) расположен в центре Арктики, которая занимает все пространство вокруг Северного полюса, включающие океан, прилегающие части материков, архипелаги и отдельные острова.

Запись в тетради: (слайд 10)

Задание. (Слайд 11) Проанализируйте диаграмму "Площади океанов" и докажите, что СЛО самый маленький океан Земли.

Вывод: СЛО самый маленький океан Земли, так как его площадь 14,8 млн. кв.км.

Перед тем, как познакомиться с океаном поближе, давайте узнаем сначала его адрес или географическое положение (ГП).

Задание. Проанализируйте карты атласов и по плану (см. учебник стр.313 приложения) дайте характеристику ГП СЛО.

Ответ: (Слайд 12)

СЛО омывает два материка - Евразию и Северную Америку, остров Гренландию и целый ряд других островов.

Ледовитый океан связан с Атлантическим океаном. Связь осуществляется через Норвежское море. Теплое Северо-Атлантическое течение приносит в океан свои теплые воды, согревая берега Евразии. В обратном направлении движутся потоки холодных вод и айсберги.

Связь СЛО с Тихим океаном осуществляется через Беренгов пролив. Наибольшее влияние на СЛО оказывает Атлантический океан.

Океан расположен в Северном полушарии, вокруг Северного полюса. Через него проходит нулевой меридиан, поэтому океан находится как в западном, так и в восточном полушарии. Океан значительно удален от северного и южного тропиков. Через него частично проходит северный полярный круг. Такое положение океана повлияло на суровость его климата. Океан распложен в арктическом и субарктическом поясе.

Вопрос: Что бы вы могли сказать о береговой линии океана? (Анализ карт).

Ответ: Береговая линия океана достаточно изрезана, о чем свидетельствуют острова, полуострова, моря.

Вопрос: Какие типы морей преобладают в океане?

Ответ: Окраинные (Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское и т. д.), но есть одно внутреннее (Белое).

Слова учителя.

Перед тем, как изучить природу океана, давайте познакомимся с историей исследования СЛО. Исследование Ледовитого океана это история героических подвигов и мужества многих мореплавателей, путешественников, ученых разных стран.

В истории исследования СЛО выделяют пять периодов.

Моими помощниками будут ваши товарищи. (Выходят 5 учащихся с сообщениями о каждом периоде). (Приложение 2) (Слайды 13-25)

Особенности природы Северного Ледовитого океана.

а) Рельеф (Слайды 26)

Согласно теории литосферных плит СЛО образовался путем раздвижения материковых плит Евразии и Северной Америки. Океан имеет более молодую литосферу, чем окружающие его материки.

Вопрос: Что бы вы могли сказать о шельфе океана? (Работа с картой).

Ответ: Океан обладает обширным шельфом.

Слова учителя.

Главная особенность рельефа дна океана - обширный шельф, который занимает 1/3 площади материка. Развитый шельф свидетельствует о длительном опускании материков под воды океана. Рельеф дна, его контуры и размеры периодически менялись.

Вопрос: Какие же глубины преобладают на большей части шельфа? (Анализ карт).

Ответ: На большей части шельфа преобладают глубины 200- 300 м.

Вопрос: Что образует рельеф дна?

Ответ: Хребты, поднятия, котловины, впадины.

Слова учителя.

Срединно-Атлантический хребет продолжается в Северном Ледовитом океане и носит название Срединного хребта. В нем находятся разломы. Излияние лавы по линиям разломов приводит к образованию молодой океанической коры. От Евразии к Северной Америке, почти параллельно друг другу, проходят подводные хребты, носящие имена великих русских ученых.

Вопрос: Как они называются? (Работа с картой).

Ответ: Ломоносова и Менделеева.

Вопрос: Какие котловины есть на дне океана?

Ответ: Нансена, Амундсена, Макарова, Канадская, Подводникова и др.

Вопрос: Определите по карте максимальную глубину океана. (Работа с картой).

Ответ: Максимальная глубина океана 5527м.

Задание: (Слайд 27) Проанализируйте диаграмму "Глубины океанов" и докажите, что СЛО самый мелководный океан Земли?

Вывод: СЛО самый мелководный океан Земли, так как максимальная глубина океана - 5527 м, а средняя глубина - 1220 м.

б) Климат. (Слайд 28)

Вопрос: В каких климатических поясах расположен океан? (Анализ карт).

Ответ: СЛО расположен в арктическом и субарктическом КП.

Вопрос: Что характерно для этих КП?

Ответ: Арктический КП отличается суровостью. Температура января -20°С - (-40°С), температура июля около 0. Осадков выпадает мало - 100-200 мм. Господствуют АВм. Летом часты туманы, осадки в виде снега. Субарктический пояс - это переходный пояс. Поэтому здесь полгода господствует воздух из Арктики, принося холод и сухость. А вторую половину года - из умеренных широт, принося потепление и влагу. (Слайд 29)

Рассказ учителя.

Да, положение океана вокруг Северного полюса обуславливает особенности его климата. В течение полярной ночи океан не получает солнечного тепла, а во время полярного дня солнечное тепло поступает непрерывно. Однако лед и снег отражают 80 солнечного тепла, поэтому поверхность океана и атмосфера над ним очень слабо прогреваются. Тепло в океан приносят Атлантические воды. Благодаря их притоку средняя температура воздуха в центральной части Ледовитого океана на 8- 10 градусов выше, чем в Восточной Сибири. Именно поэтому в целом за год океан отдает в атмосферу больше тепла, чем получает от Солнца.

Вопрос: Вм Арктики значительно теплее Вм формирующихся над Антарктидой. Почему? (Анализ карт).

Ответ: В СЛО тепло приносят воды из Атлантики. Поэтому СЛО не охлаждает, а существенно согревает обширные пространства суши Северного полушария, особенно в зимние месяцы.

Запись в тетрадях. (Слайд 30)Северный Ледовитый океан самый холодный океан Земли.

На свободных то льда пространствах вода прогревается местами до +0,5°С.

В морях летом температура воды от +2°С до +6°С.

Соленость водных масс ниже среднеокеанической (соленость 32%).

Вопрос: Почему соленость вод в центральной части океана составляет 31%, а в приатлантической части 34%?

Ответ: Приток более соленых вод из Атлантики.

Вопрос: Почему в прибрежных частях океана летом соленость уменьшается от 20% до 10%?

Ответ: Происходит интенсивное таяние льдов, а также значительный приток речных вод.

г) Течения в океане. (Слайд 31)

Под действием западных и юго-западных ветров из Северной Атлантики в Ледовитый океан входит мощный поток теплых вод из Северного Атлантического течения. Вдоль берегов Евразии воды движутся с запада на восток.

Близ Чукотского моря зарождается мощное Трансарктическое течение. Оно мощным широким потоком движется с востока на запад (от Берингова пролива до Гренландии)".

д) Льды в океане (Слайды 32-34)

Важной особенностью океана являются льды, покрывающие зимой до 9/10 его поверхности. Морские льды бывают: припайные и дрейфующие.

Задание: Проанализируйте схему (слайд 33) и ответьте на вопрос: Чем отличаются припайные и паковые льды?

Ответ:

Припайные. Прикреплены к берегам и могут образовывать сплошные поля в несколько км. Образуются из однолетнего льда. Практически непроходимы для ледоколов.

Дрейфующие (паковые). Движутся под влиянием морских течений. Смесь ледниковых полей разного возраста. Редко бывают сплошными: изобилуют разводьями и полыньями.

Вопрос: Вспомните, ребята, по каким показателям можно характеризовать льды?

Ответ: По возрасту, происхождению и степени подвижности.

Вопрос: Что бы вы могли сказать о льдах Арктики?

Ответ: Льды Арктики многолетние, прочные.

Рассказ учителя.

Толщина очень прочных многолетних (или паковых) льдов может достигать 3-5 м. Температура поверхности льда может изменяться вслед за температурой воздуха, опускаясь полярной ночью ниже -40°С, а летом поднимаясь до 0° С, и тогда поверхность льда начинает таять. Это свойство полярного льда доставляет много хлопот участникам экспедиций.

Так в дневнике начальника первой дрейфующей станции "Северный Полюс-1" Папанина И.Д. можно прочитать: "26 июля. Погода отвратительная: туман, моросит дождь, температура воздуха 4°С тепла. Лед снова начал сильно таять. Наша жилая палатка в опасности. Канал, по которому бежит канал в прорубь, углубился до 60 см. 5 августа. Обследуя холодильник, раскрыл пещеру, где летом лежит мясо и рыба. Едва открыл, в нос ударил тяжелый запах разложения и гнили: Это солнечные лучи, проникая сквозь толщу льда, повредили наши пищевые ресурсы".

Другим интересным свойством морского льда является его способность постепенно становиться пресным. Льды центральной части находятся в постоянном движении. Сталкиваясь и напирая, льды образуют нагромождения торосов, в то же время даже в самые сильные морозы в океане в океане сохраняются незамерзающие пространства открытой воды- полыньи. Пожалуй, не было ни одной дрейфующей станции, которая избежала бы разломов, подвижек льда, торошений.

е) Органический мир (Слайды 35-50)

Условия жизни в центральной части океана и в окраинных морях резко различаются. В Арктическом бассейне условия очень суровые. На льдах, и особенно на нижней поверхности льдин, в больших количествах поселяются диатомовые водоросли. В более теплых морях произрастают ламинарии и фукусы. Жизнь богата в приатлантическом районе, куда входят теплые воды, и близ устьев рек, куда поступают многие питательные вещества. Здесь обитают ценные промысловые рыбы: треска, палтус, сайда, навага.

Дополнительный материал (Приложение 3)

ж) Хозяйственное значение.

Вопрос: Итак, холодный, суровый, лежащий на самой "макушке" Земли океан: имеет ли он хозяйственное значение для человека? Столь ли необходимо его освоение, связанное с риском и значительными затратами?

Учащиеся высказывают разные точки зрения и в конце обсуждения делают вывод:

Холодные воды океана в целом малоблагоприятны для развития жизни, поэтому океан т его моря малопродуктивны, наиболее продуктивны лишь приатлантические моря- Баренцево, Норвежское частично Гренландское.

Шельф таит в себе большие запасы полезных ископаемых, но их разведка и добыча очень затруднены.

Главное в настоящее время - транспортное значение океана и огромную роль в этом играет Северный Морской путь.

Полезные ископаемы. (Слайд 51)

На некоторых участках шельфа добывают руды олова и золота. На шельфе обнаружено несколько месторождений нефти. Они есть в Баренцевом море, на побережье Аляски, на дне моря Бофорта, близ устья реки Макензи. Освоение подводных богатств океана - это сложная техническая задача.

Рыболовство (Слайд 52)

Используются в океане и биологические ресурсы. На приатлантических окраинах Ледовитого океана добывают рыбу, морских моллюсков, млекопитающих (тюленей, моржей) и водоросли. Традиционны для этих вод и тресковые рыбы (хек, пикша, треска, сайда и др.), значительны уловы мойвы, несколько меньше палтуса, окуневых, камбалы.

Судоходство (Слайды 53 - 56)

Одна из главных хозяйственных проблем океана - превращение его в круглогодичную действующую транспортную магистраль. По Северному морскому пути вдоль берегов России ежегодно проходят сотни судов. Они доставляют в отдаленные районы страны необходимые грузы (продовольствии, топливо, промышленные изделия и оборудование), вывозят оттуда лес, руды, нефть. Караваны судов проводят мощные ледоколы. Ледовая обстановка изменчива, поэтому положение трассы меняется, сдвигаются сроки начала и конца навигации. При благоприятных условиях суда проходят трассу за 25 суток. В устьях рек расположены порты (Новый порт, Игарка, Дудинка, Хатанга, Тикси, Диксон), туда заходят суда. Сквозные плавания по северо-западному проходу практически не совершаются, их развитие только намечается.

Метеорологические наблюдения (Слайд 57)

Погоду в океане и сам океан изучают с помощью парусников-роботов управляемых по радио со спутников. Автоматический океанографический буй выходит в заданный район океана и передает информацию на спутник. Небольшая вычислительная машина программирует работу датчиков.

Рассказ учителя. (Слайд 58) Северный Ледовитый океан изучают люди, которых называют "полярниками". Принадлежность к полярникам определяется не только профессией, но и географической сферой деятельности. Несмотря на то, то человек вооружен мощной техникой, работать в Ледовитом океане трудно и опасно. Полярникам присущи, не только отвага и мужество, выносливость и трудолюбие, но и высокое профессиональное мастерство.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: (Приложение 4) (Слайды 59-70)

Домашнее задание:

Параграф 20. Заполнить контурную карту "Северный Ледовитый Океан".