Односоставные предложения. Отработка ОРО №1–7. Технология уровневой дифференциации

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • отработка умений и навыков различать односоставные и двусоставные предложения по смысловым и грамматическим признакам, научить пользоваться односоставными предложениями в тексте;
  • развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, совершенствовать умения выполнять тестовую работу;
  • развитие синтаксического слуха, внимания, логического мышления.

Оборудование урока: список ОРО с образцами заданий и Основные требования по изучаемой теме, текст стихотворения В. Шефнера "Много слов на земле" на каждой парте, карточки с индивидуальными заданиями и для работы в группах, репродукция картины В.М. Васнецова "Аленушка"

Ход урока

I. Учитель объявляет тему урока и предлагает учащимся, исходя из её формулировки, определить цели работы и способы их достижения на уроке.

Чтобы успешно выполнить задания ОРО, необходимо вспомнить изученное.

1. Какие предложения называются односоставными?

II. 2. Расскажите о видах односоставных предложений, приводя примеры из домашнего задания (подбор предложений из стихотворений поэтов серебряного века)

а) определенно-личное;

б) неопределенно-личное;

в) обобщенно-личное;

г) безличное.

III. 3. Теперь вы сможете выполнить задание № 3 из Списка ОРО:

Какое из утверждений является неверным? (3в)

Неопределенно-личное предложение - это :

а) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи;

б) односоставные предложения;

в) предложения, в которых глагол - сказуемое выражено формами 3 лица, мн. Числа, настоящего, будущего или прошедшего времени.

4. При выполнении задания № 1 Списка ОРО запишите все предложения в тетрадь, выделите грамматическую основу в каждом из них.

Укажите безличное предложение:

а). Выжженная солнцем трава выглядит уныло и безнадёжно.

б). Хорошо в деревнях хлеб пекут.

в). По секрету тебе скажу: не люблю я одиночество.

г). На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.

Приступим к выполнению пункта 2 Основных требований по теме: ученик должен уметь выделять грамматическую основу односоставного предложения и определять его тип.

5. Вам предстоит работа в группах со стихотворением Вадима Шефнера "Много слов на земле". На партах - индивидуальные задания группам. Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение В. Шефнера

                Много слов на земле
Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева:
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит - я не верю тому.
Позабудет о них он в огне и в дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,
Тех, кто в темных лесах и траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

Задания к тексту стихотворения:

I группа. Какие слова и выражения вам запомнились в 1 части стихотворения? Почему?

Найдите в 1 части односоставные предложения.

На доске записать и сделать синтаксический разбор предложения: "Есть слова - словно раны:"

II группа. Найдите в 1 части стихотворения односоставные предложения.

Выделите в них грамматические основы, составьте схемы предложений.

Объясните, с какой целью используются односоставные предложения.

III группа. Работа со 2 частью стихотворения. Как вы понимаете смысл фразы: "Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь"?

Подберите синонимы к словам Родина, Свобода.

Выпишите односоставные предложения, выделите в них грамматические основы, составьте схемы предложений.

IV группа. Работа с 3 частью стихотворения.

Выпишите побудительные предложения, выделите в них грамматические основы, составьте схемы предложений.

Объясните значения слов: эталон, траншея, прах.

V группа. Работа с 3 частью стихотворения.

Запишите на доске предложение: "Когда радость - как буря:". Выделите его грамматическую основу и составьте схему предложения.

Разберите по составу и объясните правописание слов: бесчисленных, умирали, разменной.

После коллективной работы в группах в течение 5-7 минут каждая группа делает сообщение всему классу.

6. Теперь мы можем рассмотреть задание № 2 Списка ОРО. Определите тип предложения: Озеро как сталь.

Подводя итоги работы в группах, отмечу, что мы выполнили еще одно требование обязательного уровня Требований - умение составлять схему расстановки знаков препинания в сложном предложении, части которого представлены односоставным и двусоставным предложениями ( пункт № 5).

7. Теперь я предлагаю вам задание творческого характера.

Часть из вас работает по индивидуальным карточкам.

Другие - с иллюстрацией картины Васнецова "Аленушка". Вам задание такое: рассмотрите картину и напишите сочинение-миниатюру или составьте безличные предложения, отражающие состояние природы, настроение девушки, её самочувствие.

Типы карточек для первой группы учеников:

Вариант I. Переделайте двусоставные предложения в безличные по образцам.

1. Мороз усиливается. - Морозит.

Наступает вечер. Начинается рассвет. Спускаются сумерки.

2. Мать не спала всю ночь. - Матери не спалось всю ночь.

Я сегодня не здоров. Почему ты не сидишь дома? Мы хотели побывать в театре.

3. Будет дождь.- Не будет дождя. Нет дождя.

Будет рассвет. Будет урожай ягод и грибов.

Вариант II. Переделайте двусоставные предложения в безличные по образцам.

Волна смыла с берега мою одежду. - Волною смыло с берега мою одежду.

Ветер сорвал белье с веревки. Буря повалила сосну на опушке. Приятно пахнет свежее сено. Ураган сорвал крыш и с домов.

Зачем вы идете на вокзал? - Мне незачем идти на вокзал.

Откуда вы ждете письмо? Где вы посадите деревья? Куда вы поедите завтра?

Вариант III. Переделайте двусоставные предложения в безличные по образцу. Выделенные слова ставьте в творительном или дательном падеже.

  1. ГУСТОЙ ТУМАН застилал долину реки. - Густым туманом застилало долину реки.
  2. На свежем воздухе ЛЮДИ ДЫШАЛИ легко. - На свежем воздухе людям дышалось легко.
  3. За ночь СНЕГ засыпал часть дороги, МОРОЗ сковал озеро.
  4. БРИГАДИР хотел начать ремонт немедленно.
  5. После теплого дождя приятно пахнет ЗЕЛЕНЬ Ии ЗЕМЛЯ.
  6. МОЙ ТОВАРИЩ вздумал участвовать в мотопробеге.
  7. ВОДА размыла берег, ВЕТЕР разрушил камни.
  8. ЛЕДЯНЫЕ ВЕТРЫ осыпали иней с деревьев.

Приёмом самопроверки исправьте допущенные ошибки в своих работах по карточкам, если они есть (образец выполнения прилагается).

Эта работа соответствует заданию №7 Списка ОРО: переконструируй личные предложения в безличные. Выполним устно задание 7.

Быстрое течение реки отнесло нас в сторону.

Проводить опыты должны сейчас вы.

Небо начинает темнеть.

Заслушаем творческие работы по картине Васнецова "Аленушка".

IV. Подведем итоги проделанной нами работы на уроке.

Какие из Основных требований мы смогли реализовать сегодня?

(Требования № 1,2,3,4,5,8,10)

Что, на ваш взгляд, было трудным и что интересным в нашей работе на уроке?

V. С целью узнать, как каждый из вас усвоил изучаемую тему, предлагаю домашнюю работу по вариантам с перфокартами: определите типы односоставных предложений. Дополнительный уровень: сделать синтаксический разбор двух любых предложений.