Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Путешествие по реке времени"

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛИ:

  • познакомить детей с образом жизни человека в древности; с развитием труда, изменениями условий быта человека;
  • уточнить представления детей о прошлом Березниковской земли;
  • воспитывать интерес к истории родного города.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • чтение "Большой детской энциклопедии";
  • чтение энциклопедии "Динозавры";
  • беседа о вымерших животных "Мохнатые гиганты";
  • рассматривание альбома "Эволюция животных", "Эволюция обычных вещей" <Приложение1>;
  • экскурсия в березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова;
  • чтение статьи В. Шилова "Охотники из Новожилово" из газеты "Березниковский рабочий".

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

  • изображение мамонта, шерстистого носорога, северного оленя, грибов и ягод;
  • камни для добывания огня;
  • плоские камни для рисования;
  • мел, уголь;
  • изображение оружия для охоты;
  • группа, оформленная как первобытный лес с изображением деревьев и части реки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: - Дети, я хочу рассказать вам о "Реке времени". Посмотрите, река начинается в далеком-далеком прошлом, протекает в настоящем и течет в будущем. А вы хотите отправиться в путешествие по реке времени?

Дети (предполагаемый ответ): - Хотим.

Воспитатель: - Отправляемся в путешествие: проходите в первобытный лес.

Дети входят в группу, оформленную как первобытный лес.

Воспитатель: - Как же люди жили в древние времена? Дети, как вы думаете, что делали первобытные люди?

Дети (предполагаемый ответ): - Первобытные люди работали, играли...

Воспитатель: - Мужчины ходили на охоту, а женщины собирали ягоды и фрукты. Мальчики хотите отправиться на "охоту"? Но для охоты необходимо оружие. Какое же оружие было у первобытных людей?

Дети (предполагаемый ответ): - Копье, лук.

Воспитатель: - У меня есть картинки с изображением различного оружия. Выберите себе то, с каким оружием охотились первобытные люди.

Воспитатель: - Мальчики решили отправиться на охоту, выбрали себе оружие. А на каких же животных вы будете охотиться? Вспомните, мы читали об этих животных в энциклопедии.

Дети (предполагаемый ответ): - Мамонт, шерстистый носорог:

Воспитатель: - Отправляясь на охоту, среди всех животных выберете нужное изображение.

Воспитатель: - Девочки, хотите отправиться за ягодами и грибами? Необходимо выбрать грибы и ягоды съедобные.

Дети отправляются на охоту и за ягодами и грибами, выбирая нужные картинки.

Возвратившись с охоты, дети собираются возле кострища.

Воспитатель: - Мальчики-охотники, расскажите нам, каких зверей вы добыли?

Мальчики: - Мы вам не расскажем, а загадаем загадки:

У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди у зверя - хвост большой,
Шерстью покрыт он - словно копной.
/мамонт/

Он огромный, нос с рогами,
Ноги кажутся столбами.
/носорог/

Кто на своей голове
Лес носит?
/северный олень/

Дети отгадывают.

Воспитатель: - Какая же удачная охота была у мальчиков! Девочки, а как вы думаете, мальчики правильно выбрали животных?

Дети (предполагаемый ответ): - Да. Эти животные в древние времена жили на березниковской земле.

Воспитатель: - А что собрали девочки?

Девочки: - Мы вам тоже загадаем загадки:

Он стоит на ножке толстой
Он стоит на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.
/белый гриб/

Он родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Крупный, гладенький, красивый
С ножкой толстой и прямой.
/подберезовик/

Эти ягоды найдете
На большом лесном болоте
Словно там набросаны
Красные горошины.
/клюква/

Воспитатель: - Мальчики, а как вы думаете, девочки собрали съедобные грибы и ягоды или ядовитые?

Дети (предполагаемый ответ): - Да! Эти грибы и ягоды съедобны.

Воспитатель: - Дети, что необходимо для того, чтобы приготовить обед?

Дети (предполагаемый ответ): - Нужен огонь.

Воспитатель: - Как же его добыть?

Дети (предполагаемый ответ): - Огонь разжигают спичками, зажигалками.

Воспитатель: - Но раньше не было спичек. Люди зажигали огонь с помощью трения палочки о палочки и ударов камней. Хотите провести опыт? Для этого надо потереть ладонь о ладонь. Чувствуете, как нагрелись ладони? Если тереть долго палочки, то они нагреваются, и получается огонь. А еще огонь добывали с помощью специальных камней. Их ударяли друг о друга и получали искорки огня.

ОПЫТ: "Волшебные искры" /При ударе камень о камень появляются искры./

Воспитатель: - Я предлагаю в честь удачной охоты станцевать танец вокруг костра.

Дети танцуют танец под дробь барабана.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, а как отдыхали первобытные люди?

Дети (предполагаемый ответ): - Играли, пели, танцевали.

Воспитатель: - Вы правы. А еще они любили рисовать. Как вы думаете, чем и на чем они рисовали?

Дети (предполагаемый ответ): - На земле, на снегу.

Воспитатель: - А еще они рисовали в пещерах на стенах. Рисовали они специальными материалами: охрой, мелом, углем. Давайте и мы попробуем рисовать, как первобытные люди.

Дети рисуют на плоских камнях мелом и углем.

Воспитатель: - У нас получились замечательные картины. Давайте их рассмотрим все вместе.

Дети рассматривают картины и предлагают их показать родителям.

Воспитатель: - В таком случае давайте их возьмем с собой из путешествия по реке времени, так как нам пора возвращаться.

Дети выходят из групповой комнаты.

Воспитатель: - Дети, вам понравилось наше путешествие? Тогда давайте отметим его на "реке времени".

Дети на реке времени размещают изображения животных и растений, орудия труда и оружие, еще раз повторяя их название и обсуждая их назначение.

Приложение 1