Проверка орфограмм слабых позиций (2-й класс)

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: содержательные коммуникации при формировании орфографического действия - овладение общим способом решения этих задач с последующей его конкретизацией в процессе решения частных задач.

ПРОЕКТ УРОКА

1 этап - Актуализация знаний (цель: восстановление признаков изученного способа).

- Посмотрите на меня внимательно. Я хочу увидеть ваши глаза, понять, как вы готовы к уроку, какое у вас настроение.

- Вы готовы к уроку?

- Что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно? (Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, уметь исправить и дополнить ответ товарища, чтобы его не обидеть; работать быстро и дружно).

- Давайте поможем нашим гостям разобраться в том, чем мы занимаемся на уроках русского языка на данном этапе.

- На уроках русского языка мы работаем :

- И вы умеете проверять их? (Да.)

- А как вы это делаете? (По способу.)

- Хотите проверить себя?

- Вот вам задание: (у каждого на карточках):

УЛЫ_ КА -

ГРИ_ -

З_МА -

ВЗ_ ЛА -

Что будете делать? (Проверять орфограммы слабых позиций.)

- Делайте. (Самостоятельная работа учащихся)

Проверка:

- Что нужно было помнить, чтобы выполнить это задание? (Общий способ.)

- Задание получили одинаковое, а результат получился разный. Почему?

- Кто прав?

2 этап (цель: раскрытие границ применения изученного способа)

- Может, попробуете вместе обсудить, как проверить орфограммы слабых позиций в словах названиях - действий?

(Работа в группах - задание на листах):

СП_СЛИ -

Д_РЖУ -

(Группы представляют свои наработки)

(если не будет варианта, то ввести свой: а вот ребята другого класса предложили действовать так: нужно связать слова со словом ОН.)

На доске:

Сп_сли - он вчера спас;

Д_ржу - он сейчас держит;

- Может этот приём действует только для этих слов?

(дети предлагают понаблюдать за другими словами: (выбирают на какой доске работать: [с м а т р` э л], [п` и ш у], [п р а ш у] )

НА ДОСКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

В зимнюю пору каждый ша_ птиц и зв_рей вид_н на чист_м сн_гу.

-Можете сказать, что вы уже научились проверять орфограммы слабых позиций во всех словах?

- Значит, нам есть над, чем работать завтра?

3 этап (цель: создание предпосылок выхода на способ)

Итоговая рефлексия.

- Какую задачу решали на уроке?

(как проверить орфограммы слабых позиций в словах-названиях действий)

- Надо в способ внести дополнения?

(дополняют модель)

- Кому было трудно? Почему?

- Кому легко?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Всем спасибо. Мне было приятно с вами работать.

Проектирование урока.

Цель данного урока - организация содержательных коммуникаций при формировании орфографического действия (овладение общим способом решения этих задач с последующей его конкретизацией в процессе решения частных задач.)

В технологии РО основной подход - деятельностный.

В соответствии с требованиями технологии уроки данного типа имеют цель: формирование определённых умений учащихся посредством переноса приобретённых знаний и их первичное применение в новых или изменённых условиях. Основные этапы урока: актуализация знаний с целью восстановления изученного способа; проблематизация с целью раскрытия границ применения изученного способа; создание предпосылок выхода на модель.

Результатом урока должно стать доказательство значимости проверки орфограмм слабых позиций в словах - названиях действий путём их изменений, связывая их с определёнными словами.

АНАЛИЗ УРОКА.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации Результат деятельности учащихся
1. Актуализация знаний с целью восстановления признаков изученного способа. 1. предъявление задания

2. организация обсуждения выполненного задания

1. выполнение задания

2. соотнесение результатов

Индивидуальная

Фронтальная

Возникновение у учащихся состояния успеха

Оценка знаний

2. Проблематизация с целью раскрытия границ применения изученного способа 1. Предъявление задания

2. Организация групповой работы

3. Организация содержательной коммуникации для того, чтобы выйти на то, что изменять слова можно связывая их с другими словами

1. Выполнение заданий

(вычленение области приложения способа)

2. Поиск новых путей проверки

3. Содержательная коммуникация

Групповая Возникновение мотива.

Планирование действий, анализ ситуации, постановка и решение учебной задачи

3. Создание предпосылок выхода на способ. Организация работы

Предъявление задания

Конкретизация общего способа фронтально Дополнения в способ

АНАЛИЗ УРОКА

Под учебными содержательными коммуникациями понимается специально организованное взаимодействие двух и более участников с целью понимания себя и других.

Целью данного урока явилась организация содержательных коммуникаций при формировании орфографического действия (овладение общим способом решения этих задач с последующей его конкретизацией в процессе решения частных задач.)

Задачами урока стали:

  1. Конкретизация способа проверки орфограмм слабых позиций в словах - названиях действий.
  2. Введение глагола в поле зрения детей как особого слова, слова - названия действия, и обеспечение овладением приёмами его проверки.
  3. Создание мотивации, как необходимого условия понимания. (Понимание - это способность применять знания в новых ситуациях.)

Средством для получения результата было создание проблемной ситуации и организация самостоятельной деятельности учащихся по решению этой проблемы.

Результатом урока должно стать доказательство значимости проверки орфограмм слабых позиций в словах - названиях действий путём их изменений, связывая их с определёнными словами.

В начале первого этапа - актуализации знаний - мы работали с моделями: орфограммы слабых и сильных позиций и общего способа проверки орфограмм.

Конец первого этапа урока - создаётся проблемная ситуация, появилась необходимость для организации коммуникаций. Предложение учащимся самостоятельного поиска.

Предъявляется задание для работы в группах, с целью раскрытия границ применения изученного способа и его конкретизации.

На заключительный этап урока - рефлексии - предъявляю задание, чтобы дети могли определить границы применения способа.