Урок математики в 4-м классе по теме: "Приёмы письменного умножения для случаев вида 4 037 * 4"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с приемом письменного умножения многозначных чисел на однозначные, когда в записи первого множителя есть нули.
  • Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Развивать умение решать задачи, логическое мышление, внимание, память.

Оборудование:

  • рисунки корабля, капитана, аборигена, карты острова,
  • каточки для устного счета,
  • схемы-опоры,
  • шкатулка с шоколадными монетами.

Ход урока

Организационный момент.

- Давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы не ученики 4 класса, а матросы. Вы сидите в кафе на берегу моря, слушаете рассказы бывалых моряков и сами мечтаете отправиться в плаванье. И вот в кафе входит капитан и говорит:

- Я собираю команду, чтобы отправиться на поиски клада и когда мы его найдем, то разделим поровну. Я случайно подслушал разговор двух пиратов. Один говорил другому,
что клад спрятан в шкатулке, которая закопана на острове, и найти ее нетрудно, если знать приметы: "От побережья дойти до высокой пальмы, свернуть к большому камню и
недалеко от него, под кактусом, закопан клад".

Устный счет.

- Кто хочет отправиться со мной в это опасное, но очень увлекательное путешествие?

- Мне нужны не только отважные, но и сообразительные матросы. Я вам сейчас задам задачу. Если вы ее решите, то пойдем за кладом вместе, а если нет, то я пойду искать себе спутников в другом месте.

(Схемы-опоры на доске, карточки у каждого ученика)

Задание 1: 4 фигуры: круг, треугольник, квадрат и ромб жили в четырех разных домиках.

1-й домик был с круглым окном и без трубы, 2-й - с квадратным окном и трубой, 4-й - с квадратным окном и без трубы. Круг и треугольник жили в домике с трубой, а треугольник и квадрат - в домике с квадратным окном.

- В каком домике жила каждая фигура?

- Молодцы, я всех вас принимаю в свою команду!

- А на чем можно добраться до острова? (лодка, катер, пароход, корабль).

- Мы будем путешествовать на корабле. Но его необходимо построить, а для этого давайте выполним следующее задание.

Задание 2: Посмотрите внимательно на эти выражения и скажите, на какие 2 группы их можно разделить?

(Карточки с примерами из № 359 и № 360 на доске)

- Посмотрите на выражения  l-го столбика. Что заметили? Чему равны значения всех произведений? Почему? (правило: a * 0 = 0)

- А какое правило поможет нам вычислить значения произведений 2-го столбика? (a * 1 = a)

- Назовите, чему равны значения этих выражений.

- Усложним задание. Что заметили? (Что общего?) Чему равны значения этих выражений? Почему?

- Молодцы! Построили корабль. Можно отправляться в путь!

(Рисунок корабля.)

- Всем морякам очень важно знать математику. Самые сообразительные, старательные и внимательные отправятся за кладом.

- Приготовьтесь к работе. Откройте тетради. Запишите: "Число, классная работа".

Работа над новой темой.

- Найдите значение выражения: 406 * 5.

(с комментирование у доски, запись столбиком)

- А теперь немного усложним задание. Найдите значение этого выражения: 3 406 * 5.

- Посмотрите внимательно на эти выражения. Что вы заметили общего? (умножали на 5, первые множители похожи единицами 1 класса)

- Изменился ли алгоритм решения во 2-м случае?

- Какой можно сделать вывод? (четырехзначные числа умножают так же, как и трехзначные: сначала умножают единицы, потом десятки, сотни и т.д.)

- Раньше мы уже выполняли умножение трехзначных чисел на однозначные. Что еще интересного заметили? (Обратите внимание на l множитель). ( В записи 1множителя есть 0)
- Так чему мы сегодня будем учиться?

(Тема урока объявляется детьми.)

- Правильно, письменно выполнять умножение многозначных чисел на однозначные.

Усвоение новых знаний. Работа с учебником.

- Откройте учебники на c.74, найдите №361.

(1 ученик комментирует с места.)

- Давайте решим 2-ю строчку.

(с комментированием у доски)

(2 последних выражения выполняют самостоятельно, 2 человека у доски, с последующей проверкой)

Индивидуальное задание (для тех, кто раньше закончит): № 361.

Решите 1-ю строчку.

 

- Так чему мы сегодня учились?

- Молодцы, вы все справились с заданиями и достойны отправиться в путь за кладом на Остров Сокровищ!

- Но что это? Впереди пиратская пристань! Но нам ведь туда не надо! Наверное, капитан допустил ошибки в расчетах!

Задание: Внимательно посмотрите на выражения. Нужно скорее найти правильное решение, пока пираты не захватили наш корабль!

(Примеры записаны на доске)

- Обоснуйте свой выбор.

- Прекрасно, решение найдено! Корабль благополучно минует пиратскую пристань! Давайте немного отдохнем!

Физкультминутка.

1 - подняться, потянуться,
2 - нагнуться, разогнуться,
3 - в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,
На 4 - руки шире,
5 - руками помахать,
6 - за парту тихо сесть,
7 - 8 - лень отбросим!

Повторение и закрепление пройденного материала.

- Смотрите, впереди Остров Сокровищ! Нас встречает местный житель. Он чем-то расстроен.

- Оказывается, он не может решить задачу. Поможем ему?

Задача: 2 племени собирали кокосы, по 805 штук в день. Первое племя работало 5 дней, а второе - 4 дня. Сколько всего кокосов собрали оба племени?

- Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче?

- Назовите все известные величины. Назовите все неизвестные величины.

- Давайте запишем краткую запись.

За 1 день Кол-во дней Всего кокосов
I одинак. - 805 к. 5 дн. ? к. ? к.
II 4 дн. ? к.

- Проанализируйте задачу.

- Составим план решения.

- Запишите решение выражением самостоятельно.

- А как по-другому можно решить эту задачу?

- Какой способ рациональнее?

- Измени вопрос задачи так, чтобы последнее действие было вычитание. Реши ее.

- Можно ли было, не решая, ответить на этот вопрос?

- Молодцы! Отлично справились с заданием. Местный житель так обрадовался, что подарил нам карту острова. Вот она.

- А где же нам искать клад? Кто может вспомнить: какие ключевые слова-приметы говорил капитан в начале урока?

- Давайте двигаться по плану: "От побережья дойдем до высокой пальмы, свернем к большому камню и недалеко от него, под кактусом зарыт клад".

- Ну, вот и то место, где зарыты сокровища. Давайте их выкопаем. Для этого надо поработать самостоятельно, решить по 2 выражения из №368.

(Самостоятельная работа по вариантам)

  • I вариант - № 368, 1 строчка, 2 и 3 выражения,
  • II вариант - № 368, 2 строчка, 2 и 3 выражения.

Взаимопроверка в парах:

- Обменяйтесь тетрадями.

- Ну вот, клад мы и нашли! Давайте его поделим поровну, как и договаривались в начале урока. (Учитель достает шкатулку с шоколадными монетами и раздает по одной детям)

Итог урока. Выставление оценок.

- Чему вы учились на уроке?

- Вам понравилось путешествие?

Домашнее задание. №368 (1столбик), придумать 1 выражение и решить его.