Цветковые растения. Семейство злаки

Разделы:


Цели и задачи:

  1. Сформировать понятие о семействе Злаки.
  2. Познакомить с важнейшей продовольственной культурой – пшеницей и с разнообразием растений семейства Злаки.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, экран.
  2. Дидактический материал по теме “Злаки” (корневой системы, жилкования листьев, строения цветка, плода).

Приложение

Эпиграф урока:

“Многим ли, действительно, приходила в голову мысль, что ломать хорошо испеченного пшеничного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума…” (Слайд 2)
К.А. Тимирязев

I. Оргмомент.

II. Повторение в виде графического диктанта (взаимопроверка и выставление оценок).

III. Изучение новой темы:

  • О растениях какого класса и семейства говорится в этом стихотворении?

Корни наши мочковаты,
Стебли полы, узловаты,
Листья тонки и узки,
На макушке колоски. (Слайд 3)

(Класс Однодольные (10 тыс. видов) Семейство Злаки (Мятликовые))

  • О каком растении говорится в данном стихотворении?

Суп и щи без нас не вкусны,
К хлебу тянется рука.
Мы ватрушки и печенье,
Торты, кексы и крупа.(Слайд 4)

(Род Пшеница Вид Пшеница твердая) (Слайд 5)

  • Каковы основные признаки класса Однодольные?

К. С. – мочковатая
Ст. – соломина
Л. – узкие
Ж. – параллельное (Слайд 6)

  • Каковы основные признаки семейства? Рассмотрев цветы пшеницы, что вы можете сказать о его строении? И каков плод семейства Злаки?

Ц. – 2 колосковые чешуи, 2 цветковые чешуи Т3 П1

П. – зерновка

Соц. – сложный колос (слайд 7)

Тема урока

Класс: Однодольные

Семейство: Злаки

Род: Пшеница

Вид: Пшеница твердая (на доске)

В народе говорят:

“У кого хлебушко – у того и счастье”.
“Хлеб не изба, а греет”.

Объясните смысл этих пословиц.

Вывод:

Зерно пшеницы – это природная кладовая белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных солей, так необходимых нашему организму. Они строят клетки, заставляют сердцу радоваться жизни, глазам – зорче глядеть, мозгу – интенсивно работать. (Слайд 8)

Зерно пшеницы в истинно талантливых руках человека превращается в такой вкусный продукт, без чего не может существовать ни один человек – это хлеб. Каким только не бывает хлеб: черствым и горячим, вкусным и горьким, холодным и добрым… Хлеб – дар человеку, это творенье человека. Вспомните стихи, посвященные хлебу.

Хлеб кормилец –
Пища наша,
Хлеб насущный –
Сила наша,
Молодецкая еда –
Говорил народ всегда.
Хлеб душистый, пропеченный,
С хрупкой спинкой золоченой.
Нам привычен и знаком,
К нам заходит в каждый дом.

  • Вспомним немного историю хлеба. (Слайд 9)

Французский естествоиспытатель Анри Фарб с горечью восклицал: “История прославляет битвы, в которых мы погибаем, но избегаем разговора о вспаханных полях, политых потом и кровью хлеборобов, благодаря которым мы живем. Она знает имена королей и полководцев. Но ничего не знает о происхождении пшеницы… Она же играет значительно большую роль, нежели все битвы, вместе взятые”.

Родина многих видов пшеницы – Закавказье, Турция, страны Ближнего Востока.

А в Канаде начали сеять в 1812 году.

Пшеница древностью гордится –
Уж 10 тысяч лет пшенице.
Шумит в полях под синим небом,
И кормит всех нас белым хлебом.

  • Много легенд сложено про пшеницу. Послушаем одну из них.

Царевна Пшеница.

Прекрасная богиня плодородия Деметра, видя страдания людей, спустилась на Землю, взяла из рук воина копье и провела борозду. Затем сняла с головы венок из колосьев и бросила несколько зерен. И родилась, зазвенела пшеничная нива. Теплый дождик поил их живой водой, солнышко отгоняло холодные ветры, а Деметра дарила чудотворную силу.

  • Какие интересные данные вы нашли, проработав с дополнительной литературой.
  1. В музее искусств Нью-Йорка есть круглый хлеб, возраст которого 3400 лет. Был найден в западной части Швейцарии при археологических раскопках на дне высохшего озера. Это был самый древний хлеб в Европе.
  2. В Риме до сих пор сохранился 13-метровый памятник Пекарю. Это – памятник Марку Вергилию Эврисаку, пекарю, предпринимателю. Сын греческих эмигрантов, выходец из семьи мельников и пекарей, он в 173 году до н.э. создал большую пекарню и снабжал хлебом всю столицу.
  3. С историей хлеба связано очень много обрядов, традиций. В Польше при рождении девочки закладывают тесто, замешанное на меду. Подобно сыру, тесто зреет до дня ее свадьбы.
  4. В Словакии пряник, выпеченный из медового теста, по народному обычаю преподносят невесте. Она хранит его в сундуке и вручает в день свадьбы своей дочери. А у нас в России дорогих гостей и невесту встречают с хлебом солью.
  • Какое значение играет пшеница в нашей жизни?

Значение пшеницы: (слайд 10)

  1. Главный хлеб;
  2. Сырье для пищевой промышленности;
  3. Сырье для химической промышленности;
  4. Корм для скота;
  5. Лекарства.
  • На какие группы можно распределить растения семейства Злаки? (Слайд 11)
  • Какую роль играют Злаки в нашей жизни?

Значение злаков: (слайд 12)

  1. Пищевые растения;
  2. Кормовые растения;
  3. Строительный материал;
  4. Сырье для промышленности;
  5. В медицине.
  • Каков следует вывод из всего сказанного: (слайд 13) Приложение

Вывод:

“Даже глыба золота не заменит крошки хлеба”, – правдивость этой народной мудрости не вызывает сомнений. Хлеб – это великодушный подарок природы, старейшая пища людей.

Хлеб не просто дар природы,
Хлеб – наш труд. Не забывай.
Береги же наш народный
Драгоценный каравай.

Великая Отечественная война. 125 г хлеба. Голод. Смерть детей и стариков. Дети войны знают цену хлеба. И мы должны беречь хлеб – этот самый ценный продукт на Земле.

Литература:

  1. Дидактические стихи из журналов “Биология в школе” с 1981 по 1987 г.
  2. Понамарева И.Н. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для уч-ся 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вента-Граф, 2006.
  3. Заяц Р.Г. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Выш. шк., 1997.