Обучение студентов педагогического колледжа подбору аккомпанемента к школьным песням

Разделы: Музыка


Методические рекомендации предназначены для преподавателей и начинающих учеников по индивидуальному обучению игре на музыкальном инструменте.

Занятия направлены на формирование интереса у обучающихся, созданием ситуации успешности (за одно занятие в 45 минут можно сыграть и спеть не менее пяти песен), развитие навыка подбора аккомпанемента к школьным, студенческим и популярным песням по слуху. Это позволит накопить и обогатить музыкально-исполнительский багаж выпускников педагогических заведений, подготовить к музыкальной работе в школе.

От простого к сложному, по усмотрению учителя и в зависимости от индивидуальных особенностей учеников будет ненавязчиво проходить изучение нотной грамоты, игра и чтение нот с листа.

Распределение исполнительского объема на уроке не регламентируется и зависит от индивидуальных способностей обучающихся.

Цель занятий: формирование эмоционально-осознанного и деятельно-практического отношения студентов к игре на музыкальном инструменте через создание ситуации успеха.

Задачи:

  • Формирование эмоционально-осознанного и деятельно-практического отношения к игре на музыкальном инструменте;
  • Развитие ладо-гармонического слуха у обучающихся;
  • Освоение простейшего аккомпанемента в аккордовом и мелодическом изложении в процессе собственного пения;
  • Простейшая музыкальная импровизация исходя от образного содержания темы.

Освоение основных функций лада на слух и в процессе игры

До мажор

Познакомить на клавиатуре с тремя ступенями до и фа первой октавы, соль малой октавы.

Задания студентам:

  1. Найти и сыграть данные клавиши по всей клавиатуре инструмента (вначале все “ДО”, затем все “ФА”, затем все “СОЛЬ”).
  2. От каждой клавиши построить и сыграть одновременно еще два звука через один. Получился аккорд, который называется трезвучием.

Объяснение учителя с демонстрацией на инструменте:

а) 2 обращения трезвучий;
б) буквенные обозначения нот: С – до, F – фа, G – соль.
в) характеристика звучания мажорных трезвучий и лада.

Тоника и доминанта

Задание студентам:

1. Играть цепочку № 1 сначала в аккордовом, а затем в мелодическом изложении.

Аккордовое изложение – в ритме шага, на счет – раз и, два и.

Левой рукой играть бас, правой рукой играть аккорд.

Мелодическое изложение – в ритме вальса, на счет раз, два, три.

Левой рукой играть бас, правой рукой – аккорд в мелодическом изложении.

Цепочка № 1.

Аккорд

Соль Соль Соль
Ми Ре Ми
До Си До
Бас До Соль До
Буквенное обозначение аккордов C5/3 G6 C5/3

(То же самое обозначить в нотной записи.)

Задание студентам:

  1. Играть цепочку № 1 в аккордовом и мелодическом изложении. Ритм вальса, на счет – раз и два и , три и.
  2. Левой рукой играть бас, правой рукой играть аккорд, аккорд. Аппликатура меняется. Не настаивать на обязательной. Играть аккорды и петь песни под собственный аккомпанемент вместе с учителем:

(Приложение 1)

Тоника, субдоминанта, доминанта

Задание студентам:

Играть цепочку № 2 в аккордовом и мелодическом изложении.

а) Ритм шага, на счет – раз и два и.
б) Ритм вальса, на счет “раз” – левой рукой играть бас , на счет “два” и “три” правой рукой играть аккорды.

Цепочка № 2.

  Соль Ля Соль Соль Соль
  Ми Фа Ми Ре Ми
  До До До Си До
Бас До Фа До Соль До
Буквенное обозначение аккордов C5/3 F 4/6 C5/3 G6 C5/3

в) Разучить детские песни с пением под собственный аккомпанемент. (Приложение 2).

Домашнее задание:

  1. Играть цепочку аккордов из трех функций мажора в двух- и трехдольных размерах. (S – Т – D – T). Бас исполняется всегда на первую долю.
  2. Петь изученные песни под собственный аккомпанемент.
  3. Записать в тетрадь звукоряды в скрипичном и басовом ключе с обозначением аппликатуры, октав, слогового и буквенного обозначения нот. (самостоятельная работа)

Задания студентам:

  1. Играть звукоряд в две октавы отдельно каждой рукой, соблюдая указанную аппликатуру.
  2. Запомнить расположение на нотном стане нот до, фа и соль в скрипичном и басовом ключе.
  3. Пение новых песен под собственный аккомпанемент в тональности ДО-мажор. (По выбору учителя и студента.)

Буквенное обозначение нот

Мажор – свет, радость, уверенность.

До мажор: ДО; РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
С Dur: C D E F G A H

Основные функции лада:

ТОНИКА 1 ступень

СУБДОМИНАНТА 4 ступень

ДОМИНАНТА 5 ступень

Домашнее задание:

  1. Закреплять исполнение цепочки аккордов из трех функций мажора в двух- и трех-дольных размерах. (S – Т – D – T) Отрабатывать исполнение ритмов вальса и марша.
  2. Петь изученные песни под собственный аккомпанемент.
  3. Записать в тетрадь длительности нот и пауз.(самостоятельная работа)

Танцевальные ритмы. (Пляска, частушка)

Функции – S – Т – D – T

Цепочка к плясовой – F – C – G – C

  Ля Соль Соль Соль
  Фа Ми Ре Ми
  До До Си До
Бас Фа До Соль До
  F C G C

Фактура изложения аккомпанемента бывает – аккордовой – все звуки одновременно и мелодической – все звуки исполняются последовательно.

Задание студентам:

1.Играть плясовую в ДО – мажоре.

в аккордовом и мелодическом изложении.

Форма трехчастная:

1 часть – А;
2 часть – М;
3 часть – А.

“А” – аккордовая фактура изложения,
“М” – мелодическая фактура изложения.

Домашнее задание:

Закрепить исполнение ритмов плясовой музыки. Выучить песню – пляску “Ах, вы сени, мои сени”.

Приложение 2

Музыкальный образ и выразительность в музыке.

Музыкальный образ – отражение жизненного содержания и душевного состояния человека средствами музыки. Образы бывают разные, значит средства выразительности тоже разные. Выразительность должна отражаться в аккомпанементе и в пении.

Задания студентам:

1. Подобрать на клавиатуре звуки к следующим образам:

Слоны, птицы, люди, дождь, ручей, гром и т.д.

Передать звуками на музыкальном инструменте характер предложенных образов.

2. Запись в тетради:

Регистр – объем звуков определенной высоты. Регистры бывают

Высокие, средние и низкие.

Динамика – сила звука.

(Динамические оттенки изучить самостоятельно).

Темп – скорость звука.

Домашнее задание:

  1. Играть цепочки в разных ритмах;
  2. Изменять в исполнении средства выразительности в зависимости от образа;
  3. Заполнить таблицу. (Приложение 3)

МИНОР.

  1. Минор – тень, печаль, лирика.
    Moll c, d, es, f, g, as, b.
  1. Учителю проиллюстрировать основные функции до-минора.

Задание студентам:

  1. Играть цепочку № 3.
  2. Сравнить функции мажора и минора и отметить, что изменилось всего две клавиши, и характер тоже изменился.
  3. Проиграть со студентами функции минора в аккордовом и мелодическом изложении.

Цепочка № 3

  Соль Ля-бемоль Соль Соль Соль
  Ми-бемоль Фа Ми-бемоль Ре Ми
  До До До Си До
Бас До Фа До Соль До
Буквенное обозначение аккордов C5/3 F 4/6 C5/3 G6 C5/3

Домашнее задание:

Выучить Р.Н.П. “Во поле береза стояла” с пением под собственный аккомпанемент. (Приложение 3).

Подобрать на слух аккорды к Б.Н.П. “Перепелочка”.

Чтение нот с листа.

1. Объяснение:

Мелодия – звуковой рисунок.

Ритм – организация звуковых длительностей

Задание студентам:

2. Чтение нот с листа (упражнений или попевок), состоящих в объеме 2 – 3-х нот и из половинных и четвертных длительностей.

3. Освоение 7 и 3 ступени в миноре, построение аккордов и их исполнение.

Цепочка № 4.

  Соль Ля-бемоль Фа Соль Соль Соль
  Ми-бемоль Фа Ре Ми-бемоль Ре Ми
  До До Си-бемоль Си-бемоль Си До
Бас До Фа Си-бемоль Ми-бемоль Соль До
Буквенное обозначение аккордов C5/3 F 4/6 В Еs G6 C5/3

Домашнее задание

1. Играть цепочку № 4;

2. Разучить и спеть песни под собственный аккомпанемент. (Приложение 4).

Примечание: Освоение песен в разных тональностях. (Приложение 4)

Контрольные требования для первого года обучения:.

До мажор, до минор.

  1. Цепочка функций в мажоре С – F – C – G – C :

а) аккордовое изложение на счет раз и, два и.;
б) мелодическое изложение на счет раз, два, три.

  1. Цепочка функций в миноре Сm – Fm –B – Es – Cm – G – Cm :

а) аккордовое изложение на счет раз и, два и.;
б) мелодическое изложение на счет раз, два, три.

В дальнейшем аккордовое изложение обозначается под буквой “а”, мелодическое изложение обозначается буквой “б”.

  1. Вальс в мажоре (а – б – а)
    Вальс в миноре от ступеней С – Fm – В – Ees – G – C (а – б – а)
  1. Плясовая в мажоре от F – C – G – C (а – б – а)
    Плясовая в миноре от F – C – G – C (а – б – а)
  1. Марш в мажоре от ступеней F–C–G–C на ритмоинтонацию “Стой, кто идет?”. (а – б – а)