Комплексный анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к экзамену

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательные: формировать умение работать с текстом на всех уровнях; совершенствовать навыки смыслового анализа текста; уметь находить сложноподчинённые предложения (СПП) в тексте, определять виды придаточных, составлять схемы СПП, самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях и изменённой ситуации.
  • Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность; развивать коммуникативные способности учащихся в совместной деятельности: умение слушать и слышать, грамотно, аргументированно и связно формулировать ответы.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету; воспитание морально-нравственных категорий, таких, как сострадание, сопереживание, милосердие; воспитание негативного отношения к таким понятиям, как равнодушие, безответственность, неблагодарность.

Тип урока: Комплексное применение знаний.

Приложение

Ход урока

Этапы урока. Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Проверка домашнего задания.

На дом учащимся был предложен текст, из которого они выписывали СПП с придаточными изъяснительными и определительными.

Заранее (на перемене) на закрытой доске ученик по просьбе учителя выписывает номера и схемы предложений из домашнего задания.

Все проверяют, ученик у доски поясняет свой выбор. Учащиеся формулируют вопросы для отвечающего у доски ученика, которые позволяют проверить знания по изученной теме и повторить материал “СПП с придаточными изъяснительными и определительными ”.

Например:

  • Как определить вид придаточного?
  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные, определительные?
2. Закрепление знаний и способов действий.

а) Смысловой анализ текста. ( По методике профессора Глебовой Е.Ф.)

б) Лингвистический анализ текста.

*Постановка учебной проблемы.

Одному из учеников предлагается прочитать текст выразительно вслух. Затем учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Понравился ли вам текст?

– Тронул ли он вас?

– Какие чувства возникли у вас при прочтении данного текста?

– За кого вы переживали?

– Что можете сказать о других героях текста?

– Как бы вы озаглавили этот текст?

Учащиеся предлагают варианты заголовков текста, которые учитель фиксирует на доске.

Например:

Бедная Катерина Ивановна.

Печальная история.

Старый сад.

Мама. и др.

– Наши мнения разделились.

* Кто же прав?

* Какое заглавие наиболее точно раскрывает тему текста, его основную мысль?

* Какую проблему поднимает автор текста?

* Как найти ответы на эти вопросы и прийти к правильному пониманию текста?

Учитель следит за работой групп, координирует их действия.

Разрешение проблемного вопроса.

Смысловой анализ текста. ( С этим видом работы учащиеся уже знакомы).

Для дальнейшей работы учащиеся объединяются в группы (удобно по 4 человека, т.е. 2 парты).

У каждого ученика текст и страницы рабочей тетради с заданиями.

Обсуждают, записывают.

Затем выступают представители каждой группы, зачитывают выписанные смыслы

текста (организующие ( т.е. о чём говорится в тексте ) и квалифицирующие), слушают, дополняют. Делают вывод по проблематике

данного текста (“Одинокая старость”), предлагают заголовки, определяют стиль (художественный с элементами разговорного), тип текста (повествование с элементами описания), доказывают, зачитывают примеры.

Раздаточный материал для учащихся

Текст

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась. (2)Но я знал от соседки и от доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровен час, так и умрёт, не повидав дочери, не приласкав, не погладив её русые волосы.

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.(6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны.

(8)– Дорогой мой,– сказала Катерина Ивановна,– уж вы не взыщите с меня, со старой.

(9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.(10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым.(11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго.(13)Крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело.(15)Сад облетел.(16)Палые листья мешали идти.(17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.(18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(21)– Не дай вам бог, родной мой,– сказала она мне,– дожить до такой одинокой старости!(22)Не дай вам бог!

(23)Я осторожно повёл её домой и подумал о том, как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (По К.Г. Паустовскому)

Страницы рабочей тетради

СМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Организующие Квалифицирующие
   
   
   
   

1. Озаглавьте текст _______________________________________

2. Тема текста ___________________________________________

3. Какова основная мысль текста?___________________________

________________________________________________________

4. Стиль текста (докажите своё мнение). _____________________

________________________________________________________

5.Тип текста (докажите своё мнение). ________________________

_________________________________________________________

6. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) доброго
2) тёплый
3) деревья
4) деньги

7. Каков способ образования слова (на) зеленеющей (предложение 7)?

1) приставочный
2) бессуффиксный
3) суффиксальный
4) сложение

8. В составе какого сложного предложения есть безличное?

1) 2
2) 6
3) 7
4) 23

9. Среди предложений 19–23 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите № предложения._______________________

10.Среди предложений 5-9 найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите № этого предложения.

______________________________________

Домашнее задание

Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение (не менее 50 слов).

Выразите свою позицию по данной теме.

Какие размышления вызывает у вас данный текст? Приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

При необходимости используйте материал для справок: актуальная тема; серьёзная проблема; заставляет задуматься; мир не без добрых людей; материнская любовь; на мой взгляд; я считаю; хочется привести пример…;

Строение текста-рассуждения:

Тезис

Доказательство
(Примеры из личного опыта, средств массовой информации, из художественной литературы).

Вывод

4. Обобщение и повторение.

Выполнение грамматических заданий к тексту.

 

Учащиеся выполняют тестовые задания на страницах 3-4 рабочей тетради, 2-3 ученика можно пригласить выполнить у доски, чтобы затем проверить вместе с классом.

5. Контроль и самопроверка. Слушают ответы учащихся у доски, с места называют ответы, объясняют, обсуждают.
6. Итог урока. Домашнее задание.

– Какие разделы языка повторили?

-Как вы думаете, где сможете приме-

нить знания по анализу текста?

Отвечают, обсуждают.