Урок "Окружающий мир" по теме "Голубая планета Земля". УМК "Планета знаний" во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: Ознакомление с темой "Голубая планета Земля"

Задачи:

  • Повторить ранее изученный материал, формировать представление о Земле, как планете.
  • Развить у учащихся умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитать бережное отношение к своей Земле, к Земле республики Башкортостан.

Оборудование:

  • Пропись "Окружающий мир" часть 1.
  • Индивидуальные карточки.
  • Плакаты.
  • Портрет Ф. Магеллана.
  • Глобус.
  • Футбольный мяч, горошина, мяч для пинг-понга, детский/маленький/мяч.
  • Книга "Вопросов и ответов".
  • Компьютер.

Организационный момент.

Вступление

Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Надо многое знать, уметь,
Думать, логически рассуждать.
Вам я думаю, все по плечу,
Ведь я вас второй год учу.

Проверка домашнего задания

Тест "Космический диктант" + Индивидуальное задания.

1. Звезда-это

a. Маленькие сверкающие точки.

b. Огромные огненные шары.

2. Сколько созвездий насчитали ученые.

a. 89

b. 88

3. Солнце-это.

a. Звезда

b. Планета

4. Самая яркая звезда.

a. Альтаир

b. Лира

5. В каком созвездии находится полярная звезда:

a. Малая Медведица

b. Большая Медведица

6. Раскаленные небесные тела:

a. Солнце

b. Планеты

7. Спутников Земли (естественных)

a. 2.

b. 1.

8 Допиши недостающую планету:

Меркурий, Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, Нептун, Уран, Плутон и ...

Ответы: б, а, б, а, а, а, б, Земля.

Индивидуальные карточки.

Соедини точки, запиши название созвездия: "Рисунок №1"

Сообщение темы.

- Сегодня на уроке мы будем изучать тему. Голубая планета Земля.

Волшебная книга вопросов и ответов.

Люди давным-давно стали задавать себе вопросы:

  • Что там далеко-далеко?
  • Какой он, этот огромный мир?
  • Земля, какая она?
  • Где висит?

На эти и многие другие вопросы нам поможет ответить волшебная книга вопросов и ответов.(показ книги). Открываем книгу и первый вопрос:

1. Вопрос.

  • Какую форму имеет Земля?
  • Какую форму имеет Земля?
  • Кто может ответить на вопрос? (шарообразную)

Это сейчас, каждому малышу известно, что Земля круглая, а раньше люди думали иначе., (показ изображений).

Работа с рисунками (в группах)

Рассмотрите рисунки и расскажите какой представляли себе Землю в древности?

А) Земля плоская, имеет форму круга и лежит на спинах китов.

Б) Земля в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша опирается небесный свод.

В) Земля плоский выпуклый круг, которую держат 4 слона, а слоны стоят на огромной черепахе.

А как люди догадались, что Земля круглая? Ведь тогда в космос не летали и телескопов не было?(путешествовали, наблюдали, сравнивали.)

И первым доказал, что Земля имеет форму шара, португальский мореплаватель Фернандо Магеллан(портрет), капитан парусного корабля, почти 5 веков назад со своей командой отправился на Запад. Плывя в одном и том же направлении, корабль Магеллана обогнул Землю и вернулся обратно.

Соедините цифры и вы получите маршрут Магеллана. "Рисунок№2"

Шарообразность Земли подтверждали и другие мореплаватели. Они давно заметили, что на горизонте сперва появляется мачта с парусами. Лишь по мере приближения становится виден весь корабль. "Рисунок№3". Горизонт - это воображаемая линия между небом и землей.

2. Вопрос. Как возникла Земля? (доклад ученика)

Как возникла Земля.

Ученые полагают, что Земля была сформирована 4,5 миллиарда лет назад. В течении многих миллионов лет наша планета оставалась безжизненной, воды на ней не было, одни голые камни.

  • Земля образовалась из газопылевого облака, вращающегося вокруг Солнца.
  • Температура облака повышалась и оно превратилась в расплавленный шар.
  • Постепенно шар остывал и на его поверхности образовалась земная кора.

3. Вопрос. Как устроена Земля? (с. 51 Пропись с. 33-35).

(Выполнение работы под музыку "Земляне "Трава у дома"")

4. Вопрос. Что больше: Земля или Солнце?

Как вы думаете ребята?

А) Эксперимент.

Если Солнце футбольный мяч, то что по сравнению Земля? "Рисунок№4"

Б) Для человека земной шар - огромное тело. Если обходить Землю вокруг и идти 30 км. В день, то понадобится 4 года. Но солнце в 1300 раз > Земли.

5. Вопрос. Долго ли добираться до Солнца?

Смотря на чем добираться. Пока самым быстрым кораблем может быть солнечный лучик: в 1 сек он пробегает, 300 тыс.км. Вот если бы на нем отправиться, то за 8 мин.20 сек можно было бы добраться.

Ну, а если на поезде - то за 173 года.

А космическая ракета может преодолеть это расстояние за 7-8 месяцев. "Рисунок№5"

6. Вопрос. Без Солнца была бы жизнь на земле?

А)- Как вы думаете? (свет, тепло)

Солнце - мощная машина, вырабатывающая энергию, а энергия - это источник жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть/ дольку излучаемого солнечного тепла. Но этого хватает для всего живого на Земле/

Б) Работа в парах.

Подумай и обсуди с товарищем:

- Что было бы если все солнечное тепло обрушилось бы на нас?/ Земля быстро бы превратилась в пар/.

А если бы упала 1 крупинка такого солнечного тепла, то такая крупинка сожгла бы все вокруг на сотни км.

7. Вопрос. Физминутка. Здравствуй.

Здравствуй, солнце золотое {(нарисовать руками круг)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх помахать кистями)
Здравствуй, вольный ветерок, (помахать руками перед лицом)
Здравствуй, маленький дубок! (поднять руки вверх и помахать ими)
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!(пожать друг другу руку)

8. Вопрос. Какое место занимает Земля в солнечной Системе?

Астероиды - малые планеты.

  • Какая по счету Земля от Солнца? Её так и называют "третья планета".
  • Какие ближайшие соседи?
  • Назовите планеты "земной группы"?
  • Назовите планеты "внутренние планеты"?
  • Перечислите внешние планеты?Рисунок№6

9. Вопрос. Почему Землю называют Голубой планетой?

А) Работа в парах.

Б) Ответить поможет глобус - уменьшенная модель Земли./вращаю/. Если смотреть на Землю из космоса, то видна голубая вода, зеленовато-коричневая суша, белые облака и темные тучи./можно определить самое глубокое место,(темнее цвет самое высокое)/

В) - Красивая наша планета?/передавайте друг другу/ И эта планета в ваших руках.

- А что мы можем уже сейчас сделать для того чтобы Земля, как будущее Башкортостана, оставалась такой же цветущей, богатой и разнообразной?

Г) Работа по компьютеру (фотографии).

  • Где мы живем? (показ рисунка)
  • Где находится Земля? (показ рисунка)
  • Где находится Солнечная система? (показ рисунка)
  • Где находится галактика? (показ рисунка)

Обобщение.

1.

Эй, Земля, моя планета
Где твой край? -
А вовсе нету,
Вокруг своей оси вращаюсь,
Солнцем я обогреваюсь,
Вокруг Солнца я кружу,
Знать, не на китах лежу.

2.

Кто ж они - твоя семья,
Солнце дочь и сыновья?
- То Венера и Меркурий
И еще 6 братьев хмурых.
Марс, Юпитер и Сатурн
Да Плутон, Уран, Нептун.

3.

Эй, Земля, а с кем ты дружишь?
Иль одна вкруг Солнца кружишь?
- Я в компании приличной:
Братьев 7, одна сестричка,
Мы горды своей почтенной
Нашей Солнечной системой.

4.

И с такой семьей солидной
Где живете вы - не видно?
- Ты на небе можешь видеть
Часть от дома, лишь чуть-чуть.
Дом - галактика большая
Под названьем млечный путь.

5.

А галактика, она-то
Где находится и с кем?
- Есть галактики другие,
Неизвестные совсем,
И живут они все вечно
Во Вселенной бесконечной.

Итог.

- Что нового узнали на уроке?

- Поднимите руку, кому понравился урок.

Выставление оценок.

Есть планеты похожие на нашу, какие там живут люди?/инопланетяне/

Какая жизнь на других планетах? Стр.32.

Домашнее задание.

Пересказ стр 51-52, Пропись стр 36 - нарисовать рисунок, как вы представляете себе инопланетян.

Оценивание.