Демократические преобразования в РФ

Разделы: История и обществознание


Тип урока: повторительно-обобщающий на 2 урока.

Форма урока: урок-практикум.

Технология: защита проекта-презентации.

Метод обучения: словесный, наглядный.

Формируемые понятия: Конституция, президент, премьер-министр, Федеральное собрание, Государственная дума, Совет Федерации, Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд, Генеральная прокуратура, прокурор, импичмент, спикер.

Оборудование: медиапроектор, Плакат «Уровни государственной власти», карточки с заданиями для каждой группы обучающихся.

Подготовительная работа: Обучающиеся 11 класса разбиваются на группы по 3-4 человека. За две недели до урока дается задание выполнить проект-презентацию на заданные темы:

  1. Права и обязанности гражданина РФ
  2. Президент
  3. Правительство
  4. Федеральное собрание
  5. Судебная власть
  6. Избирательная система

Цель урока

  1. Проследить изменения в системе Государственной власти в соответствии с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года.
  2. Развивать навыки работы в группе, умение работать с государственными документами (Конституция РФ), аргументировано и лаконично отвечать на поставленные вопросы, делать выводы.
  3. Воспитывать патриотизм, активную гражданскую позицию, политическую культуру.

Эпиграф: «Каждый гражданин РФ должен знать Конституцию РФ, свои права и обязанности.» Из выступления президента РФ Путина В.В.

Ход урока:

I. Орг.момент (5 мин) Приложение 1

Вступительное слово учителя: В современном мире большинство государств заявляют о своей приверженности принципам демократии. В тоже время, по утверждению аналитиков, нет ни одного государства, в котором демократические принципы были бы в полной мере реализованы. Принципы демократии таковы, что для их реализации необходимы определенные условия: зрелость гражданского общества, высокий уровень общей и политической культуры граждан, соответствующий исторический опыт, традиции.

Как показывают социологические опросы, значительное число граждан России видит в демократии такой порядок, при котором человек может делать все, что хочет, считаясь с интересами других людей.

Демократия – это общество, в котором признание прав и свобод человека неразрывно связано со строгим соблюдением принципа «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное полное развитие его личности (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, 1948г.)

Итак, тема нашего урока «Демократические преобразования в Российской Федерации». Вы проследите изменения в системе Государственной власти в соответствии с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года и как сказал Президент России на мартовской пресс-конференции для журналистов, что каждый гражданин РФ должен знать Конституцию РФ, свои права и обязанности.

II. Актуализация знаний учащихся (работа в группах) (20 мин).

Класс делится на три группы. В каждой группе есть консультант, который руководит работой группы. Группам дается задание. Время подготовки 5 мин.

1 группа Приложение 2

1. Прочитайте статьи 1-5, 7, 10-13 ,15 Конституции РФ, ответьте на вопросы:

1.1. Как определены формы правления государственного устройства и политического режима РФ?

1.2. Какие принципы демократии закреплены в главе 1 Конституции РФ?

1.3. Назовите основные конституционные принципы, регулирующие вопросы государственного устройства России.

1.4. Объясните смысл следующей конституционной формы: «Конституция Российской Федерации имеет… прямое действие на всей территории Российской Федерации»

2. Прочитайте статьи 65 – 68, 71 – 73, 76 – 78 Конституции РФ (Приложение 3) и ответьте на вопросы:

2.1. Какие территориальные образования имеют по Конституции статус субъектов РФ? Сколько их?

2.2. Какие вопросы отнесены к ведению федеральных органов власти (укажите основные)?

2.3. Какие вопросы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (укажите основные)?

2.4. В каком отношении находятся федеральные законы и законы субъектов федерации?

2.5. Устанавливает ли Конституция РФ государственный язык РФ? Могут ли республики – субъекты Федерации устанавливать свой государственный язык?

2.6. Каков порядок изменения границ между субъектами Федерации?

2 группа Приложение 4

1. Прочитайте статьи 80, 81, 83 – 93 Конституции РФ и ответьте на вопросы:

1.1. Каков Конституционный статус Президента РФ?

1.2. Кто может быть президентом РФ?

1.3. Какие полномочия закреплены за Президентов РФ Конституцией РФ (в области государственного строительства, в отношении с Федеральным собранием, отношениях между субъектами Федерации, в области внешней политики и обороны)?

1.4. Каков порядок отрешения Президента от должности? В каких случаях может быть начата процедура отрешения?

2. Прочитайте статьи 94 – 100, 103 – 109 Конституции РФ (Приложение 5) и ответьте на вопросы:

2.1. Как определено в Конституции место Федерального собрания в системе органов власти РФ?

2.2. Каков состав обеих палат Федерального собрания? Как называются эти палаты?

2.3. Кто может быть избран депутатом Государственной Думы?

2.4. Какие полномочия закреплены за Государственной Думой?

2.5. Кто обладает правом законодательной инициативы?

2.6. Каков порядок принятия федеральных законов?

2.7. Может ли Президент досрочно распустить Государственную Думу? При каких условиях?

3 группа Приложение 6

1. Прочитайте статьи 110 – 117 Конституции РФ и ответьте на вопросы:

1.1. Как называется высший орган исполнительной власти РФ?

1.2. Каков порядок формирования Правительства РФ?

1.3. Какие полномочия закрепляет Конституция РФ за правительством?

1.4. Может ли Президент принять решение об отставке Правительства? В каком случае?

1.5. Может ли Государственная Дума отправить Правительство в отставку? В каком случае?

2. Прочитайте статьи 118 -128 Конституцию РФ (Приложение 7), ответьте на вопросы:

2.1. Какие конституционные принципы регулирует правосудие в РФ?

2.2. Какие виды судопроизводства существуют в России?

2.3. Каковы полномочия и задачи Конституционного Суда РФ?

2.4. Какие дела находятся в юрисдикции Верховного Суда РФ?

2.5. Каковы полномочия Высшего Арбитражного Суда России?

В течение подготовки консультанты определяют ответственных за тот или иной вопрос, обсуждают ответы и затем каждая группа представляет свои ответы. (15 мин)

Брейн-ринг: На экран с помощью медиапроектора выводятся вопросы, на которые необходимо ответить. Отвечает группа, первой подавшая сигнал о своей готовности.

Задание: Какие изменения в политической жизни РФ и структуре органов государственной власти произошли после 1993 года?

  1. Как называется совещательный орган при Президенте РФ? Кто туда входит? Какие вопросы решаются?
  2. Каков порядок назначения губернаторов на должность руководителей субъектов Федерации?
  3. Каковы функции Общественной Палаты, как она формируется? Цель её создания?
  4. Назовите количество Федеральных округов, перечислите их названия. Кто руководит Дальне восточным Федеральным округом в данный момент? С какой целью были созданы Федеральные округа?
  5. Какие изменения были внесены в Закон о выборах депутатов Госдумы 2007 г.? С какой целью?
  6. Какие изменения произошли в формировании Совета Федерации? С какой целью?
  7. Кто представляет Амурскую область в Совете Федерации?

III. Контроль знаний.

Тестирование в двух вариантах, с последующей взаимопроверкой и выставлением оценок. (5 мин) Приложение 8

IV. Итоги урока

Таким образом, можно подвести итог, своими выступлениями вы доказали, что в нашей системе власти произошли коренные изменения, которые закреплены в Конституции РФ. Спасибо за урок. Выставление оценок.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон о выборах депутатов Госдумы Федерального собрания Российской, М. 2003 г.
  3. Федеральный закон о выборах Президента РФ, М. 2003 г.
  4. Л.И.Боголюбов, А.Ю.Лабезникова «Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-х частях, М. Просвещение, 2001 г.
  5.  Л.И.Боголюбов, А.Ю.Лабезникова «Человек и общество», М. Просвещение, 2000 г.
  6. А.Ю.Лабезникова, М.Ю.Брандт «Уроки обществознания в 11 классе», М. Дрофа, 2000 г.
  7. Интернет сайты