Урок обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с новыми буквами и звуками;
  • дать характеристику новых звуков;
  • ввспомнить и познакомить со сказкой А.С. Пушкина;
  • закрепить знания в составлении схем слов и предложений;
  • умение видеть новую букву в словах, слышать новые звуки;
  • совершенствовать навыки чтения.

Оборудование:

  • Сказка А. С. Пушкина;
  • Иллюстрации к сказке;
  • Тексты на столах у детей;
  • Мультфильм по сказке.

Ход урока

1. Организационный момент.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит … .

А.С. Пушкин

(На доске дуб. Под ним кот учёный)

У. – Кто знает, чьи это стихи?

Д. – А. С. Пушкина.

У. – Правильно, он написал много стихов и сказок для детей и взрослых. И сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по одной из этих сказок.

Посмотрите на эти иллюстрации.

(На доске: Три девицы, белка, бочка, лебедь, комар, тридцать три богатыря и др.)

У. – Из какой сказки эти герои, кто знает?

Д. – Сказка о Царе Салтане… (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь)

2. Новая тема.

Посмотрите, под нашими картинками появились надписи.

Давайте прочитаем, что здесь написано.

Белка, лебедь, кораблик, остров Буян, баба Бабариха, бочка.

У. – Скажите, какие согласные звуки повторяются в каждом из этих слов.

Д. – [ б, б’]

У. – Перед нами два слова: Баба, белка.

– Приготовьте свои коробочки со звуками, составляем на партах схемы слов. (Двое детей у доски.)

Проверьте. У ребят все верно.

– С каких звуков начинаются эти слова?

Д. – Звуки [б, б’]

У. – Какой буквой они обозначаются на письме?

Д. – Буквой б.

У. – Посмотрите вот эти буквы. Скажите, а почему их две?

Д. – Заглавная и прописная буква.

У. – Давайте ещё раз посмотрим на персонажи, прочитайте название тех, где слышится согласный твёрдый звук [ б} ?

Д.

– Бочка,
Кораблик,
Богатыри,
Баба,
Бабариха,
Буян.

У. – Теперь с мягким согласным звуком [ б’] ?

Д. – Лебедь,

Белка.

У. А какие слова начинаются с заглавной буквы? Почему?

Д. – Буян – название острова,

Бабариха – имя.

Давайте отправимся с царём Салтаном в гости к Гвидону.

“Но ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят его пустить

Чудный остров навестить. …”

У. – Поможем царю Салтану преодолеть препятствия и повидать сына и жену.

Отправимся на КОРАБЛИКЕ. В этом слове есть звук, который мы сегодня проходим, охарактеризуйте его?

Д. – [ б ] – согласный, твёрдый, звонкий.

Молодцы! Плывём дальше.

3. Физкультминутка.

“Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах”.

(Дети выполняют движения, произнося эти слова,)

4. Чтение слогов.

У. – Ой! Смотрите, бочка плывёт и задания несёт.

Надо буквы нам сложить,

Чтобы слоги получить.

Рисунок бочки с написанными на ней слогами: ба, бу, бо, бы, би, бе.

Прочитайте слоги.

– Где слышится твёрдый согласный звук [б] ?

– ба, бо, бу, бы.

– Где слышится мягкий согласный звук [б’] ?

– би, бе.

Читаем:

По порядку,

В разнобой,

Только с мягким согласным звуком,

Только с твёрдым согласным звуком.

У. – Составляем схему слова бочка. Какой здесь звук обозначает буква Б?

Д. – согласный, твёрдый, звонкий?

У. – Имеет ли этот звук пару по звонкости? Какую?

Д. – Звук [п] – согласный, глухой,

У. – Отгадайте ребус.

Рисунок бочки с зачёркнутой буквой Б, вместо её буква П.

Бочка, Почка.

5. Физкультминутка для глаз. Водим глазами по волнам. (Рисунок на доске)

6. Распознавание звуков [б, б’] .

Молодцы! Поплыли дальше. Злится баба Бабариха: “ Со следующим заданием вам точно не справиться!”

У. – Смотрите, рыбка плывёт. Составьте схему слова.

– Сколько слогов в этом слове?

Д. – Два.

У. – Какой ударный?

Д. – Первый.

У. – Какой фишкой вы обозначили звук [б] . Почему?

Д. – Синей. Твердый, согласный.

У. – А вот и Царевна Лебедь, для продолжения пути, составьте схему этого слова.

У. – Сколько слогов в слове?

Д. – Два.

У. – Какой ударный?

Д. – Первый.

У. – Какой фишкой обозначили звук [б’] ? Почему?

Д. – Зелёной, согласный, мягкий. После [б] стоит гласная буква е , которая обозначает мягкость предыдущего согласного.

У. – Мы убедились, что буква б обозначает твёрдый и мягкий согласный звук.

7. Физкультминутка.

“Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовёт их в гости, …”

(Дети выполняют движения, произносят стихи).

8. Работа с текстом.

Мы добрались до острова, но почему же печален князь? Лебедь и мы должны ему помочь. В чём же дело?

(Читают подготовленные ученики или учитель)

Князь Гвидон ей отвечает:
“Грусть – тоска меня съедает –
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел”.
……………………………………..
… И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
……………………………………
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”.

У. – Прочитайте слова написанные на доске.

БУРЛИВО (бурное, вода бурлит, кипит)
НА БЕРЕГ
БЕГ
БОГАТЫРИ
ПОДБОР (подобрали по росту, по фигуре)

У. – Хорошо! Что же ответила лебедь князю.

“Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные”.

У. – Давайте прочитаем, что случилось дальше.

(Тексты у всех детей на парте, читают читающие дети)

“Князь пошёл, забыв про горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
“Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежедневно
Вместе будем неприменно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли”.

У. – Найдите в тексте слова с буквой Б, прочитайте.

– Самые внимательные, найдите слова родственники?

Д. – В беге, сбегает, бежит. (Все слова родственники слова бег)

9.

У. – Но мы забыли о бабе Бабарихе. Она, посмотрите, что сделала. Рассыпала строчки сказки Пушкина и белочка попала в беду. Разрушился её домик, спутались скорлупки и ядра орехов. Помогите собрать текст из отрывков.

(На доске в нарушенном порядке текст)

“Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладёт,
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе:
Во саду ли, в огороде.”

У. – Прочитаем получившийся текст. Белочка рада, что вы ей помогли.

10. Работа с предложением.

У. А Гвидон опять печален. Он подслушал слова бабы Бабарихи.

“За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает, будто пава”.

У. – Давайте поможем князю найти царевну Лебедь. Составьте из данных слов предложение из сказки.

(На доске слова)

ПОД МЕСЯЦ КОСОЙ БЛЕСТИТ

Д. – Месяц под косой блестит.

У. – Сколько слов в предложении?

Д. – 4 слова.

У. – О чём говорится в предложении?

Д. – О месяце.

У. – Что месяц делает?

Д. – Блестит.

У. – Откройте тетради. Составьте схему этого предложения.

На доске ученик составляют схему предложения, дети проверяют.

У. – Посмотрите, а вот и царевна. Все довольны. Подходит к концу наше путешествие.

11. Итог урока.

Посмотрите ещё раз на эти персонажи, что нам встречались. Как вы думаете, почему именно они?

Д. – Потому что в этих словах встречается буква б.

У. – Какие звуки обозначает эта буква?

Д. – Согласные, звонкие, мягкие и твердые [б, б’].

У. – А, вы не забыли по тексту какой сказке мы путешествовали, кто её автор?

Д. – “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и прекрасной царевне Лебедь” А. С. Пушкин.

У. – А как вы думаете, чем закончилась эта сказка? Печальный или радостный будет у неё конец? Что будет с бабой Бабарихой, которая строила столько препятствий?

Ответы детей.

– Сейчас мы это узнаем. (Учитель включат заключительную часть мультфильма)

12. Домашнее задание.

Составить рассказ по картинке в азбуке. Выучить отрывок из сказки.