Урок развития речи. Сочинение "Разговор двух кочанов капусты"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: научить детей "видеть" характерные признаки реальных предметов, через эти признаки "открывать" в предмете возможные черты характера, создавать художественный образ и воплощать его в своем сочинении.

Учитель: - Сегодня у нас будет совсем необычный урок. Работать мы будем не с художественным текстом, а вот с этими кочанами капусты. Как вы думаете, зачем они нам на уроке чтения?

Дети: - Мы будем определять точку зрения капусты. Будем угадывать, какое настроение у нее.

У. Если мы это будем делать, то кем мы будем, какую работу будем выполнять?

Д. Мы будем читателями.

У. Так перед нами не книга, а настоящая капуста. Кем же мы будем?

Д. Зрителями. Капустой.

У. Чтобы определить точку зрения капусты, ее настроение мы действительно должны посмотреть на мир глазами капусты, с ее точки зрения, то есть в какой- то мере стать капустой. Кем же мы тогда будем?

Д. Сочинителями. Рассказчиками.

У. Верно, мы будем сочинителями, вам придется сочинять "за капусту". А еще мы будем критиками - нам придется оценить: получилось или нет. Итак, у нас два кочана капусты. Посмотрите на них внимательно. Они одинаковые?

Д. Нет.

У. Рассмотрите внимательно каждый. По каким признакам они отличаются друг от друга? Вот назовите сначала признаки маленького кочана.

Д. Маленький и зеленый, не лохматый, гладенький, круглый, неободранный, ровненький-ровненький, чистый.

У. А большой?

Д. Растрепанный, грязный, старый, бок срезан, он, наверное, папа.

У. Подожди. Ты уже хочешь его очеловечить, а мы пока только внешние признаки разглядываем.

Д. Положить можно друг на друга - будет человечек.

Д. Одна трещинка. А тут один слой растрепан.

У. Как видите, капуста разная. У нее можэно найти много разных признаков. А теперь вспомним про волшебство. Помните, что мы обещали Морозу Ивановичу? Если думать по-волшебному, то это не просто кочаны, а существа с душой и сердцем, они живые, у них есть черты характера людей, есть поведение, поступки, которые они могут совершать. Только давайте условимся: мы принимаем только одно сказочное условие - они заговорят по-человечески, а все остальное должно быть так, как может быть только с капустой.

Попробуйте теперь, на основании того, что вы заметили в их внешнем виде, угадать, какой характер, какое настроение может быть у каждого кочана.

Д. Большой - толстый, если бы продавали, выскочил бы из рук у продавца.

Д. Пухленький, толстенький. Когда он был маленький, его никто не любил, а когда его продавали, он обрадовался.

Д. А можно я скажу про два кочана? Хозяйка купила два кочана, принесла домой. Кот Барсик увидел капусту и выкатил на крыльцо, она покатилась вниз.

У. Ты молодец, у тебя капуста действует как капуста: у нее ног нет, а когда кот покатил, она катится. Но это ты уже историю сочинять начал. А мы сейчас решаем другую задачу: нам надо угадать характер, который может быть у каждой капусты.

Д. Маленький кочанчик - шаловливый, потому что он маленький - маленькие всегда шаловливые.

Д. Он шустрый, мог бы пролезть в щель. Легкий.

У. Как колобок.

Д. Про два. Большой - мужественный, пережил много, а маленький, как ребенок. Он слушает то, что рассказывает большой про свою жизнь и учится.

Д. Большой очень драчливый, все листья оборвал, любопытный, бывал в трудных ситуациях.

Д. Маленький - он играет, а если кто полезет - убегает.

У. А у него разве ноги есть? Как он может убежать? И все-таки ему один раз, видимо, влетело: вы видите небольшой порез справа?

Д. Большой от того, что надулся, вздыхает. Наверное, от злости. Вот-вот лопнет.

Д. Он ко всем лез, задирался, его побили, он надулся и завидует маленькому.

У. Итак, за внешним видом капусты можно "угадать" ее характер, настроение, чувства. И у нас много вариантов. Давайте выберем какой-нибудь один. Пусть "большой" будет драчун, а маленький, наоборот, он со всеми ладит. Большой - заслуженный, пожилой, много повидал, пережил и добрый. Маленький - молодой, шаловливый, первый рубец получил в драке.

У. А как вы думаете может драться капуста, у нее-то рук нет?

Д. Когда в машине везут капусту, кочаны могут кататься, сталкиваясь друг с другом.

У. Допустим. Вот нам и надо определить, где бы оба кочана могли встретиться?

Д. На базаре. На грядке. В магазине. На кухне. На улице. В столовой. На детской площадке. На дороге.

У. А как они встретились?

Д. Пока продавали другие кочаны, они встретились.

Д. Их посадили рядом, они выросли на грядке и познакомились.

Д. Большой продавали, он внизу был, а потом привезли еще капусту и положили туда маленький кочан.

Д. На дороге. Везли в машине. Большой и маленький скатились на дорогу. Катились, катились, потом большой остановился, и маленький на него наскочил.

Д. Они жили в одном доме и маленький играл в песочек.

У. А как это кочан капусты мог играть в песочек? Подумай еще.

Д. В магазине в тележке куча капусты, дверца открылась и вся куча выкатилась и покатилась за дверь, бац - и встретились.

Д. Капусту привезли с грядки, тетя купила два кочана капусты, принесла в столовую, положила на стол. Там они встретились.

Д. Тетя купила два кочана, проходила мимо площадки, пакет порвался и кочаны вакатились.

У. Оказалось, что внешние признаки помогают нам угадать характер наших героев. За одними и теми же внешними признаками может прятаться иногда и разный характер. Вот вы говорили, что большой может быть злым, драчливым, а может быть добрым, но много в жизни перенес. Так что за растрепанными листьями могут скрываться разные черты характера.

У. Придумайте свои характеры для наших кочанов капусты, подумайте, где они могли встретиться и о чем поговорить. Это и будет наше сочинение "Разговор двух кочанов капусты". Помните: мы должны будем узнать нашу капусту. У нас только сказочное условие: капуста может думать и разговаривать по-человечески, а во всем остальном она должна поступать как капуста. У нее ни рук, ни ног. И она видит мир по-своему, ценит то, что важно с ее точки зрения, а не с точки зрения человека.

Обсуждение детских сочинений.

Алексей. "Я живу на краю капустного поля. И две мои внучки живут со мной. А вот одну мою внучку слопал козел. И теперь мы живем вдвоем. Мимо нас иногда ходит мальчик, за которым бегает страшная черная собака и хочет нас съесть. Однажды нас сорвали, бросили куда-то, в какой-то ящик на колесах и куда-то повезли. Потом посадили в клетку, где было много капусты. Нас купила хозяйка и пошла домой. Вынула из авоськи и сделала из нас пироги. За ужином нас съели."

У. Интересное сочинение?

Д. Да.

У. Выполнил автор наши задачи?

Д. Да.

Д. Не совсем. Разговор не получился.

Лена. "Меня купили в магазине, положили в сумку и куда-то понесли. В сумке уже кто-то был. Длинный, зеленый, которого звали "огурец", и много красных коротышек - морковки. Вскоре нас положили в ящик, где было довольно прохладно. Кроме нас здесь были и другие. Вдруг я увидел своего родственника. Он тихо лежал в углу и очень мне обрадовался. Он сказал:

- Как ты сюда попал? Я очень рад, что увидел тебя. Мне здесь скучно и одиноко. Иди сюда.

Я с радостью принял приглашение. Он пододвинулся, и я уютно устроился рядом.

- Откуда ты приехал? - спросил большой кочан.

- Я приехал с юга. Там мы росли около речки, нас было много. Что-то ты очень похож на одного из них.

- И ты что-то похож на моих знакомых, и я рос у речки. Значит мы росли на одной грядке?

- Да. Мы соседи. Я тебя хорошо узнал. Как здорово, что мы опять встретились!"

У. Понравилось?

Д. Очень.

У. Что особенно понравилось?

Д. Разговор получился. Произошла радостная встреча. Выразились черты характера - они добродушные.

У. А это наши кочаны?

Д. Наши. Большой и маленький.

Ира. "На огороде росла Большая Капуста. Она жила хорошо, пока не появилась на свет Маленькая Капуста. Большая все время ссорилась с маленькой. Грядка, на которой они росли, была королевская. Однажды в огород пришла повариха, чтобы сорвать несколько кочанов к королевскому столу. Она уведела самую большую капусту и сорвала ее. Замок был далеко, а капуста - очень тяжелая, поэтому поварихе пришлось идти за тележкой. Когда она ушла они затеяли разговор.

- Ты знаешь,- сказала Большая Капуста, - я попаду во дворец на королевский бал. Видишь, меня выбрали, потому что я такая большая и красивая. А ты будешь здесь жариться на солнышке.

- Красивая, толстая и хвастливая,- прошептала Маленькая Капуста.

Потом пришла повариха, погрузила ее на тележку и привезла ее на королевскую кухню. Там из нее сварили щи.

- Лучше бы я осталась на грядке,- сказала Большая Капуста.

- Везет же этой Большой Капусте. Она попала на королевский бал! - подумала Маленькая Капуста."

Д. Хвастливую капусту наказывают, а Маленькая ей завидует, не зная, что с Большой случилось.

Д. Разговор удался.

У. На этом наш урок закончен. Спасибо всем, кто писал, кто помогал оценить сочинения и я желаю всем расти как писателям и читателям.