Коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками


На всех этапах развития ребенка его непосредственное взаимодействие с взрослым в процессе совместной деятельности осуществляется на разных уровнях: материальном (предметном), моторном (двигательном) и информационном (коммуникативном). Коммуникация как одна из сторон и функций общения в данном случае выступает в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком. Благодаря коммуникации, ситуативным коммуникативным актам определяется смысловое поле межличностных отношений, обеспечивается взаимопонимание и взаимодействие при решении задач и достижений цели в различных видах совместной деятельности. Именно коммуникация, основным средством, которого является речь, выступает важнейшим механизмом становления ребенка как социальной личности.

Освоение предметного мира и формирование предметного сознания на начальном этапе развития обеспечивается непосредственным взаимодействием ребенка и взрослого (матери и дитя). Основными средствами в этом взаимодействии, известном как "эмоционально-положительное общение" и ведущая форма деятельности ребенка первого года жизни, выступают различные движения (в том числе мимика, жесты матери и самого ребенка) и слово ( речь) матери. Благодаря этому общению намечаются две взаимосвязанные линии в развитии коммуникативных способностей ребенка: вербальная и невербальная коммуникация. В результате активного взаимодействия с взрослым у нормально развивающегося ребенка появляется начальный репертуар коммуникативного поведения, развивается " коммуникативно-познавательный комплекс", обеспечивающий постепенное становление вербального и невербального компонентов коммуникации.

В раннем детстве у ребенка вначале появляются и вырабатываются невербальные средства коммуникации в виде различных движений, жестов и мимики, взглядов и т.д., которые сопровождаются вокализацией, дословесными голосовыми реакциями (крик, гуление, лепет и т.д). Лишь по мере взросления и практического усвоения языковой системы ребенок постепенно овладевает вербальной коммуникацией, которая в дальнейшем становится основным средством, обеспечивающим успешность становления и личностного развития.

Поскольку основным средством коммуникации в норме является слово (речь), то вполне понятно, что в случаях речевой патологии будут нарушаться все функции речи, в том числе коммуникативная.

Дети с нарушением речи должны иметь большой репертуар невербальных средств коммуникации по сравнению со сверстниками с нормой речевого развития и активно пользоваться им в качестве компенсации несформированных вербальных средств общения. К невербальным средствам коммуникации выделяют:

  • визуальные (различные движения рук, головы, мимические движения, позы, осанку и др.)
  • акустические (паралингвистические: мелодико-интонационные и темпо-ритмические проявления речи; и экстралингвистические: речевые паузы, смех и др.);
  • тактильные (прикосновения, пожатие руки и т.д.) и др.

Как показывают исследования, у дошкольников с речевыми нарушениями особенности невербальной коммуникации обнаруживаются не только на уровне собственного пользования невербальными средствами общения при межличностном взаимодействии, Но и на уровне восприятия и понимания информации, транслируемой им невербальными средствами другими людьми. Такие дети используют и понимают более " простые" средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды), характерные для детей младшего по сравнению с ними возраста. В репертуаре у дошкольников с нарушением речи превалирует мимика и визуальное взаимодействие (взгляды), тогда как их сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами и в меньшей мере мимикой и взглядами.

Недостаточность коммуникативных возможностей затрудняет взаимодействие детей с нарушениями речи с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность, что в целом ведет к смещению сроков становления предметного и других форм сознания, к деформированному развитию личности с речевой патологией.

Из изложенного становится очевидным вывод о необходимости целенаправленной работы по развитию невербальной коммуникации с нарушением речи. Проведение этой работы в системе логопедического воздействия особенно важно на ранних этапах коррекционного воздействия.

Каждый этап коррекционной работы включал в себя систему упражнений, игр и игровых приемов, специальных заданий, психогимнастических тренингов и т.д. В процессе занятий детей знакомили с различными невербальными средствами коммуникации. Их учили определять (узнавать) и дифференцировать разные эмоциональные состояния людей по мимике, выразительным жестам, позам и т.д. Вырабатывали у детей умения и навыки применения невербальных средств коммуникации в моделируемых ситуациях общения, в играх-драматизациях, на музыкальных и других занятиях, в самостоятельных играх, бытовых ситуациях и т.д. Учили выражать с помощью невербальных средств различные эмоциональные состояния.

Занятие "О дружбе, о друзьях".

Задачи:

1.Учить понимать и объяснять смысл поговорок.

2.Закреплять умение употреблять в речи имя с уменьшительно ласкательными суффиксами.

3. Закреплять умение координировать движения во взаимосвязи с речью.

4.Формировать доброжелательные отношения друг к другу.

5. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения.

Ход занятия

Под музыкальное сопровождение дети собираются на полу в круг.

- Ребята, вы знакомы друг с другом уже несколько лет. Ваша группа - это ваш второй дом. Здесь вы проводите целый день, здесь ваши друзья. А вы хотите со мной познакомиться? И я хочу с вами познакомиться, чтобы у меня появились новые друзья. У меня есть волшебный клубочек, и мы сейчас будем передавать его друг другу и ласково называть соседа.

- Меня зовут Наталья Сергеевна. А тебя как зовут?

- Костенька... Кому ты хочешь передать клубочек.

Посмотрите, как нить нас связывает. А вам приятно было, когда вас ласково называли. Какое сейчас у вас настроение? Давайте паутинку оставим на полу.

Включается песня о дружбе.

- О чем эта песня? (ответы детей)

-А я знаю пословицу о дружбе. " Человек без друзей, что дерево без корней" и предлагает детям объяснить ее значение. (нарисовать два дерева с корнями и без и по ним объяснять)

- Что такое дружба? Кого мы называем другом? Почему человека сравнивают с деревом, а друзей - с корнями дерева? Есть ли у вас друзья?

- Ребята вы устали? Давайте сделаем разминку. Я знаю интересную игру о друзьях. Встали в круг повернулись к соседу, чтобы получилась пара.

Я дрозд, ты дрозд.
У меня нос, у тебя нос.
У меня щечки аленькие
У тебя щечки аленькие.
Мы с тобой два друга.
Любим мы друг друга.

- Ребята, давайте сядем на ковер, и я вам расскажу историю, которая произошла в моей группе, где я работаю.

- У Юры был день рождения. Пришли дети, принесли подарки. А Оля самый лучший друг, случайно забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику.

Дойдя до этих слов, педагог останавливается и просит детей подумать и ответить: какими словами Оля объяснила свою забывчивость? Что ответил девочке Юра? Ответы детей.

Юра улыбнулся и сказал: "Разве забытый подарок- повод для огорчения? Я же ждал тебя в гости, а не подарок".

Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Для каждого из вас у меня есть загадка-картинка. Давайте сядем за стол. Девочка выбрала себе друга.

Как вы думаете, с кем из мальчиков она хотела бы дружить? С помощью карандаша проведите линию от девочки к мальчику. И ребята вам нужно не только провести линию, но и объяснить, почему именно этого мальчика выбрала девочка. Ответы детей.

- Ребята, давайте выйдем, все на ковер и сделаем гимнастику для наших пальчиков.

Физминутка "Игра на пальцах"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим маленькие пальчики,
Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.

- Ребята, давайте еще раз подойдем к нашим деревьям. Кто запомнил пословицу о дружбе?

- Посмотрите перед вами листочки разного цвета:

  • зеленые - очень понравилось занятие
  • желтые - интересно было
  • черный - не понравилось, скучно было

- Ребята, посмотрите какое дерево у нас получилось красивое: Как мы дружно и быстро украсили дерево.

- Ребята, мне тоже очень понравилась наша встреча, я очень рада, что у меня появилось столько новых друзей.