Урок русского языка в 3-м классе по теме "Разбор слова по составу"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формировать умения разбирать слова по составу;
  • формировать у учащихся действия контроля и оценки;
  • создавать условия для формирования учебной деятельности.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный момент Настраивает на работу Приветствуют учителя, садятся.
2. Актуализация опорных знаний (восстановления способа разбора слова по составу) На доске запись:

– приозерный (приозерного, приозерном)
– приозерный (озеро, озерцо, озерный)
– приозерный (лесной, дорожный)
– приозерный (пришкольный, приморский)
– приозерный
– Перед вами работа Вити, ученика 3 “Г” класса, который правильно выполнил полный разбор слова приозерный по составу. Давайте мы воспользуемся работой Вити и вспомним способ разбора слова по составу.

Дети выходят к доске, восстанавливают пошаговый способ разбора слова по составу


□   ٮ   Ç    ^   ¬

3. Контроль за выполнением способа. Работа в парах – Ребята, у меня есть работа ученика этого же класса, но она не проверена. Давайте ее проверим и узнаем, умеет ли Сережа применять способ разбора слова по составу. Проверьте каждый шаг способа и зафиксируйте.

– походный (походному, походная)
– походный (походы, походят, походик)
– походный (горный, красный)
– походный

(Примечание: У Сережи допущены ошибки в нахождении корня и не выделена основа)

– Скажите, все шаги Сережа выполнил верно?
– Умеет ли Сережа разбирать слова по составу?

Проверяют пошагово работу Сережи, фиксируют правильность выполнения каждого шага, делают вывод об уровне умения разбирать по составу.
4. Применение способа, контроль и самооценка, выбор заданий для тренировки. Даю работу по вариантам, сделать полный разбор слов:

1 вариант – посадка
2 вариант – перевозка.

– Как вы думаете, сможете ли вы справиться с этим заданием?
– Отметьте на шкале, на сколько хорошо вы думаете у вас получится разобрать слово (прогностическая оценка).
– Если кому–то из вас на каком-то шаге будет трудно выполнить задание, воспользуйтесь карточкой-помощницей.
Возьмите образец и проверьте правильность. Сделайте оценку результата своей работы, сравните с прогностической оценкой.
– Кто хочет рассказать, как получилось?
В каком шаге способа вы ошиблись?

Чертят шкалу, делают прогностическую оценку, выполняют работу, проверяют по образцу, дают рефлексивную оценку своей работе.
5. Работа в группах, выбор задания для тренировки.
Выбор домашнего задания.
– У вас на столе карточки. Давайте разберемся какие задания помогут вам отработать определенный шаг способа. Поработайте в группах, определите.
На доске на способе учитель отмечает номера карточек.
Обратитесь к результатам выполнения задания, вспомните, какие у вас были трудности.
Выберите необходимую карточку для выполнения домашней работы.
Дети в группах определяют направленность заданий на шаг способа, высказываются, относятся к высказываниям товарищей.
6. Рефлексия. – Над каким умением мы с вами работали на уроке?
– Посмотрите на работу, определите, какой шаг способа требует доработки.
– Предложите, какие задания приготовить для вас на следующий урок? Почему?
Отвечают на вопросы, анализируют свою работу и выбирают карточки в соответствии с выявленными трудностями.

Приложение 1
Приложение 2