Интегрированный урок (русский язык + английский язык) по теме "Степени сравнения имени прилагательного в русском и английском языках"

Разделы: Русский язык, Иностранные языки


Урок разработан и проведён для учащихся 6 класса, в  форме – конференции и направлен на повышение  мотивации к обучению. Время проведения – 2 часа. Работа на конференции проводится в два этапа:

  1. Исследовательский.
  2. Практический.

Класс делится на две группы:

  1. Российская делегация школьников;
  2. Британская делегация школьников.

Преподаватели русского языка и английского языка – ведущие конференции, работают со своей делегацией. Вопросы, задания и комментарии учащихся даются на русском и английском языках.  Ученики старших классов (журналисты, репортёры) освещают работу конференции.

На уроке использованы методы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный. Формы обучения: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная.

На занятии создана атмосфера сотрудничества в позиции «учитель-ученик», «ученик-ученик», и как следствие – преобладание положительных эмоций учащихся и учителя.

Цель урока: сопоставить способы образования и случаи употребления в речи степени сравнения имени прилагательного в русском и английском языках.

Задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать знания учащихся о степени сравнения прилагательного.
  2. Сравнить способы образования сравнительной и превосходной степени имени прилагательного в русском и английском языках.
  3. Закрепить орфографические навыки написания имени прилагательного.

Развивающие:

  1. Развивать надпредметные умения учащихся: анализа, сравнения, обобщения.
  2. Развивать самостоятельность и креативность мышления.
  3. Обеспечить развитие монологической речи.

Воспитательные:

  1. Содействовать формированию бережного отношения к языку.
  2. Осуществлять воспитание патриотизма и интернационализма.
  3. Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: флаги России и Великобритании, таблички, карточки с заданиями, тексты сказок А.С.Пушкина, бейджики, фотоаппараты, видеокамера.

Ход урока

I. Организационный момент.

Постановка цели и задач урока.

II. Первый этап конференции – исследовательский.

Слово учителя. В жизни человека сравнение играет огромную роль. Оно является важнейшим приёмом мышления. Всё познаётся в сравнении: не зная плохого, нельзя оценить хорошее; не узнаешь трудного – без лёгкого, скорого – без медленного; белого – без черного. Это наблюдение народ выразил в пословице: не узнав горя, не узнаешь и радости.

Сравнивать можно всё: людей, животных, характеры, лица, предметы, дома, города явления природы и др. Предметы можно сравнивать по разным качествам: по вкусу, цвету, размеру, температуре, возрасту и т.д.

Для выражения сравнения с помощью имен прилагательных в языках существуют специальные формы.

1. - Как называются эти формы?

- Какие степени сравнения есть у прилагательного в русском языке? (таблички крепятся на доску).

- Как они называются в английском языке?

- Дайте определение сравнительной степени. Примеры.

- Дайте определение превосходной степени. Примеры.

- Как образуется форма сравнительной степени в русском языке?

- Как образуется форма сравнительной степени в английском языке?

- А, что это за слова, которые указаны в таблице? (хорошо, лучше, наилучший, плохо, хуже, наихудший).

- А, как они произносятся в английском языке?

2. Слово учителя. Ученики Вашего класса проводили исследовательскую работу в России и Британии по вопросу: чем отличаются сравнительная и превосходная степени имени прилагательного. Своими наблюдениями и наработками поделятся с участниками конференции.

Выступление учащихся и их собственные умозаключения.

Вывод: превосходная степень употребляется для сравнения только себе подобных предметов и действий. А у сравнительной степени прилагательного более широкий круг общения, что позволяет разные предметы и действия.

Второй этап конференции – практический.

Задания.

1. Фронтальные задания.

Записать в тетради (на доске) возможные формы сравнения прилагательных на русском и английском языках (берется несколько любых имен прилагательных).

2. Индивидуальные задания.

а) Учитель предлагает начало сочинения, а ученик по данному началу должен написать сочинение с использованием неправильных форм степени сравнения прилагательных.

б) Исправить речевые ошибки в тексте. Учащимся предлагается текст с речевыми ошибками в употреблении сравнительной степени прилагательного.

3. Групповые задания.

Работа в парах (русский и британский школьник). Написать пословицы и поговорки, где встречаются сравнительные формы прилагательных и выделить в них суффиксы.

4. Работа учащихся с литературными произведениями.

Учащиеся находят в сказках А.С, Пушкина сравнительные формы прилагательного и делают вывод о частотности использования данных форм и их значения для раскрытия образа героев.

III. Итоги урока.

1. У участников конференции журналисты берут интервью по вопросам урока:

- Что нового изучили на уроке?

- В чем сходство образования и употребления в речи степени сравнения прилагательного в русском и английском языках?

- В чем различие образования и употребления в речи степени сравнения прилагательного в русском и английском языках? и другие вопросы.

Ученики отвечают на вопросы журналистов и делают выводы по уроку.

2. Учитель подводит итоги урока, сообщает оценки учащимся за урок

IV. Рефлексия «Поляна мнений».

Учащиеся выбирают лепесток цветка определенного цвета, соответствующего настроению и степени удовлетворенности проведенным уроком. На заранее приготовленном ватмане, где изображена сердцевина цветка, каждый ученик наклеивает свой лепесток. Таким образом, зацветает поляна мнений учащихся по проведенному уроку.