Урок русского языка в 8-м классе. "Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цели по содержанию:

  1. образовательная: систематизация сведений об обособленных определениях и приложениях;
  2. развивающая: отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями и приложениями и использовать их в речи, графически выделять обособленные определения и приложения;
  3. воспитательная: воспитание культуры речи учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Форма урока: урок-путешествие.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.

Средства обучения: тетрадь, классная доска, маршрутный лист, отрывок текста из художественного произведения, тест.

Технология реализации: технология уровневой дифференциации, технология формирования учебных задач.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент:

Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня наш урок будет немного необычным, вы это поймёте чуть позже. Я предлагаю вам вспомнить, какую тему мы изучили? (обособленные определения и приложения). Мне бы хотелось, чтобы вы, оценив на данный момент свои знания, подняли карточки, которые лежат у вас на парте (красная- у кого есть затруднения в усвоении темы, и он хотел бы их сегодня устранить; зелёная – кто уверен в своих знаниях по теме и хотел бы в этом убедиться).

Оформление темы урока в тетради.

2. Целеполагание и мотивация:

Итак, сформулируйте, пожалуйста, цель, которую мы сегодня поставим на уроке. Что мы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи? (знать правила обособления определений и приложений, уметь выделять их графически и использовать в речи, выполнить контрольный тест).

Для чего нам необходимо знать об обособленных определениях и приложениях и уметь употреблять их в речи? (свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи, с целью подготовки к ЕГЭ).

Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие в страну Языкознания, в город Обособление, в гости к Обособленному Определению и Обособленному Приложению.

3. Актуализация знаний:

Нам необходимо вспомнить, что мы называем обособленными членами предложения? Каково их грамматическое значение? Какие члены предложения могут быть обособленными? Благодарю за ответы.

Чтобы нам не потеряться в стране Языкознания, в стране слов, предложений, знаков препинания, у вас на парте лежит маршрутный лист, следуя которому, мы попадём к Обособленным Определению и Приложению. (Приложение 1).

Итак, я предлагаю обратиться к первому заданию 

4. Закрепления знаний и умений:

А) Выполните анализ предложенных предложений, графически выделяя обособленные определения и приложения. Выполнив задание, переходите в пункт Б.

Итак, наша цель: выделить графически обособленные определения и приложения.

  1. Кусты голубики, усеянные лиловыми ягодами, виднеются на поляне.
  2. Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинной.
  3. Мы, врачи, обязаны помогать людям.
  4. Одуванчик, медоносное растение, растёт повсюду.
  5. Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.
  6. Иванов, мой коллега, был смелым человеком.
  7. Котёнок, по прозвищу Рыжик, грелся на солнышке.
  8. Сын Королёва, Михаил, жил в Москве.
  9. Мы, окрылённые надеждой, шли вперёд.

5. Систематизация и обобщение:

Б) Исходя из записанных примеров, вспомните и сформулируйте правило обособления определений и приложений (при необходимости можете обратиться к таблице предыдущих уроков в тетради)

Наша цель: привести знания в систему.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой ситуациях:

В) Примените свои знания, выполнив следующее задание (цель: применяя знания, проверим себя, как усвоили тему). Дополните предложения:

  1. причастным оборотом: На берегу растут ивы….
  2. прилагательными с зависимыми определениями: Высоко в небе зажглись звёзды…
  3. распространённым приложением: Лев Толстой… создал шедевры мировой литературы.
  4. определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки: Изнемогающий от жары…

Взволнованный этой вестью…

Вывод: умеем ли мы правильно употреблять в речи обособленные определения и приложения?

Г) Объединитесь в микрогруппы по 4 человека, прочитайте предложенный текст и подумайте, из какого произведения взят этот отрывок? Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в тексте. Для чего вводит их автор? Выполнив задание, переходите в пункт Д. (Приложение 2).

Д) Запишите домашнее задание (на выбор):

  1. напишите сочинение – миниатюру по теме «Приход весны», используя обособленные определения и приложения;
  2. найдите в художественном тексте 10 предложений с обособленными определениями и приложениями, выпишите их, выделяя графически.

7. Рефлексия (подведение итогов урока).

Уровень Е маршрутного листа.

Достиг ли урок цели? Что, по – вашему, удалось на уроке и над чем ещё нужно работать? Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме. Что изменилось в ваших знаниях после урока? Поднимите вновь зелёную или красную карточку.

8. Контроль: проверка уровня обученности.

Выполните предложенный тест. (Приложение 3).