Занятие познавательного цикла по гражданскому воспитанию "Моя семья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, могу дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своей Родине, своему краю, родному городу, своей семье. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Неотъемлемой частью гражданского воспитания является социальная компетентность. Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. В условиях социальных, идеологических, экономических правовых изменений, произошедших в нашей стране, детям необходимо создать условия для успешной социализации в современном обществе.

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но во все времена важно воспитывать патриотов, граждан правового государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и религиозной терпимостью. Именно поэтому я обратилась к теме: «Патриотическое воспитание дошкольников», которая предусмотрена программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.

Подготавливаясь к занятиям, я тщательно отбираю материал. Люблю сама придумывать загадки и различные дидактические игры по теме занятия. Так же использую разные формы работы: на заседаниях клуба «Землячок» дети получают знания о своем родном городе Минусинске, о людях-земляках, о жизни и традициях предков, об истории развития города. Так же использую проектную деятельность. Основной формой передачи информации использую - занятия. Часто на моих занятиях присутствуют родители, которые принимают активное совместное с детьми участие как на занятиях так и в работе над проектами.

Предлагаю вашему вниманию занятие на котором пройдет презентация проекта по теме «Я и моя семья». (подготовительная группа).

Тема. «Моя семья».

Цель: закончить работу над проектом.

Задачи:

  • расширить у детей знания о ближнем окружении, продолжить учить разбираться в родственных связях;
  • развивать любознательность, наблюдательность, кратковременную и долговременную память;
  • воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Оборудование: загадка на картинке, домик со звуками, индивидуальные проектные альбомы, аудио-запись песни М. Боярского «Старый альбом», оформленная выставка «Семейный вернисаж», «волшебная палочка», разрезанная пословица /в хорошей/, /дети/, /семье/, /хорошие/, /растут/,стихи, придуманные родителями вместе с детьми о своей семье, детские интервью детей с родителями.

Ход занятия

Дети заходят в группу, а там на столе сюрприз- картинка./см. Приложение №1/

Вос-ль: -Кто-то здесь был! Что это здесь нарисовано, я даже не пойму. /выслушивает ответы детей/.

Вос-ль: -Это прямо загадка у нас получилась: «Рубашка на улице, а рукава дома». Дети отгадывают, что это солнце и солнечные лучики.

Вос-ль: -А как можно показать в группе солнышко нам всем вместе?

Дети: -Встать вкруг, руки вытянуть в центр.

Д/игра «Подбери к слову лучики слова, отвечающие на вопрос: какие?»

Вос-ль: -Закройте глазки, представьте себе, что с вами стоят ваши родные. Коснитесь их своими руками и пожелайте им всего хорошего, тёплого.

Вос-ль: -Кто с Кристиной стоит?

Кристина: Мама.

Вос-ль: - Что Кристина пожелает своей маме?

/Воспитатель легким движением  дотрагивается до головы каждого ребёнка и те отвечают/.

Вос-ль: -А давайте, как будь-то все ваши родные с нами побудут на занятии. Пальчиковая гимнастика «Семья»:

  • о  этот пальчик- дедушка
  • о  этот пальчик- бабушка
  • о  этот пальчик- папочка
  • о  этот пальчик- мамочка
  • о  ну, а этот пальчик- я -вместе дружная семья!

Вос-ль: -А где же живёт семья? Дети: - В доме

Вос-ль: - А в нашем буквенном доме живут буквы. Я буду загадывать загадки, а вы у отгадки определите первый звук. Если слово женского рода, то положить букву нужно справа от домика, а если слово мужского рода, то положить букву слева от домика /см. Приложение №2/

Загадки:

  • Кто встаёт раным-рано, в доме с ней добро, тепло.
    Дочку, сына одевает, да и в садик провожает? /мама/
  • Он машину ловко водит, в стенку гвоздик заколотит.
    Маме дома помогает и детишками играет? /папа/
  • Кто, ребята, отвечайте, вкусно стряпает всегда?
    Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера?
    Кот- мурлыка под столом поиграл её клубком./бабушка/
  • Носит медали он на груди, всем он на помощь стремиться придти.
    Бабушка кличет его молодцом, стар он годами, да молод умом. /дедушка/

Вос-ль: - Что же мы тут зашифровали? Я забыла. /Дети показывают на буквы и говорят слова:

М_____________МАМА
П_____________ПАПА
Б_____________БАБУШКА
Д_____________ДЕДУШКА

/Раздается стук и из шкафа вываливается Домовёнок Яша./

Яша: - Я слышал у вас тут сегодня праздник- презентация проекта. Не пора ли заглянуть в ваши проектные альбомы?

/Дети располагаются там где им удобно, слышится аудиозапись М. Боярского «Старый альбом», а Яша ходит и смотрит альбомы, интересуется изображениями на генеалогических древах. Дети показывают альбомы Яше и друг другу. В это время воспитатель проводит работу с родителями: д/игра: «Сказка по кругу»/.

Д/игра «Сказка по кругу»

Воспитатель с родителями становится в круг и начинает сказку: «Моя семья живёт в городе Минусинске. И вот однажды.../передаёт палочку родителям, а те придумывают продолжение истории и передают палочку по кругу/.

Яша: - А я знаю, что вы готовили выставку «Семейный вернисаж», расскажите мне пожалуйста! А кто-то из вас брал интервью у своих родителей, расскажите, нам будет интересно послушать, как познакомились ваши родители, чем вы любите заниматься дома. А ещё я с великим удовольствием послушаю ваши стихи, посвященные семье! /Выслушивает ответы детей и родителей, хвалит/.

Яша: - Вот это да! А что это- то у вас за домик с буквами?

/Дети вспоминают шифр и говорят его Яше/.

Яша: А я к вам не с пустыми руками пришёл, пожалуйста ответьте на мои вопросы: /Воспитатель предлагает разделиться на две команды: родители и дети./

Яшины вопросы командам:

  • Кем приходится мама папе?
  • Кем приходится папа маме?
  • Кто такая золовка?
  • Кем является мама бабушке?
  • Почему родители называют дедушку папой?
  • Кем являетесь вы маме и папе?
  • А кто бабушка и дедушка между собой?
  • Кто старше мама или бабушка?
  • Кто родился раньше дедушка или папа?
  • Кем вы приходитесь свекрови?

Яша: Молодцы, всё знают! А я вам за это что-то мудрое- поучительное принёс, только я его нечаянно порвал, помогите мне его собрать!/Дети собирают предложение и читают его: «В хорошей семье дети хорошие растут!»

Вос-ль: Как вы понимаете эту мудрость? /Дети и родители высказывают своё мнение/.

/Родители и дети вместе с воспитателем и Яшей становятся в общий круг/.

Вос-ль: - В конце нашего занятия я хочу поблагодарить всех участников проекта за активное участие, пожелать вам благополучия в ваших семьях, а кому-то и прибавления в них и чтобы в ваших семьях росли самые хорошие и послушные дети. Всего хорошего!