Звуки [г'], [г]. Буквы Г, г. Урок обучения грамоте. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: изучить согласный звук [г, г,] и его буквенное обозначение.

Задачи:

  • совершенствовать навык фонетического анализа, навык чтения;
  • развивать речь, внимание, память, мелкую моторику рук.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со словами, разрезная азбука

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и постановка цели урока.

– Сегодня, в одном из Буквенных домов новосёл и очень скоро вы с ним познакомитесь. Этот новичок, прежде чем с вами познакомиться, хочет убедиться, знаете ли вы всех жильцов дома. Давайте покажем свои знания.

III. Повторение изученного материала.

1. Индивидуальная работа.

А) В каких словах звуков больше, чем букв?

 В) Найди в таблице слова и раскрась их.

я я я я я я я я я   я я я в я я о я я
я к р а с и в а я я я б ы с т р а я
я я я я я я я я я я я я я я я я я я
к у д р а в а я я я я м о р с к а я
я я я я я я я я я я я я я я я я я я
я т о н к а я я я я в ы с о к а я я

– Обменяйтесь листочками. Оцените работу товарища (согласен с ответами – синий, не согласен – зеленый). Вы все старались, похвалите друг друга.

2. Коллективная работа.

– Игра “Наборщик” Слайд 1

Составьте, как можно больше слов из слова “земляника”. (учащиеся записывают слова на доске)

– Игра “Вижу общее” Слайд 2

Разделите слова в группы, объясните, по какому признаку вы делили, сколько получили групп.

Арбуз; яблоня; сорока; Марина; земля; яма; Аля. Никита

Варианты:

1. Первая буква гласная-согласная; Слайд 3

2. Первый звук гласный-согласный Слайд 4

– Почему слова яма и яблоко отнесли во второй столбик?

– В каких случаях буква я означает два звука?

3. Одушевленные – неодушевленные. Слайд 5

4. 2 слога – 3 слога; Слайд 6

– Как определить количество слогов в слове?

5. С заглавной – со строчной буквы). Слайд 7

– Объясните написание слов с заглавной буквы.

– Составьте из слов предложение. Слайд 8

“Высокие, в, растут, ели, лесу”

В лесу растут ели.

– Объясните, что необходимо исправить? (Заглавная буква, точка)

– О чем говорится в предложении?

– Что ели делают?

– Какие ели?

– Где растут ели?

Молодцы! Я думаю пора знакомиться с новичком.

IV. Изучение нового материала.

Послушайте слова, определите, какой первый звук вы слышите.

Гром, гриб, гном, глаз, гора.

– Звук [г] – запись на доске

– Какой это звук гласный или согласный? Обоснуйте свою точку зрения.

– Звук согласный. Что вы можете сказать об этом звуке? (твердый)

– Есть ли этого звука “мягкая” пара? Подберите слова – примеры.

Транскрипцию записать на доске.

– Молодцы!

– Ребята, а какой буквой мы обозначим на письме эти звуки?

– Сделайте вывод. (Буква Г обозначает звуки [г – согласный твердый и г, – согласный мягкий].

– Составьте слоги – слияния с известными гласными буквами. Работа с разрезной азбукой на доске.

ГА ГО ГИ ГЕ ГУ

– чтение слогов – слияний.

V. Динамическая пауза.

VI. Работа по “Азбуке" с. 122-123.

Чтение слов хором.

Беседа по иллюстрации.

– Что изображено на картинке?

– Придумайте название деревне. Дайте имена жителям, такие чтобы в них встречался звук с которым мы сегодня работаем.

– Составьте рассказ по картинке.

– Чтение текста на с. 123.

– О ком говорится в тексте?

– Что делали дети?

– Какие грибы в корзинах у детей?

Игра “Съедобное – несъедобное”. Движения для обозначения можно выбрать любые (хлопки, поглаживание живота и т.п.)

Опята, маслята, поганки, подберезовик, груздь, мухомор, подосиновик.

-Чтение пословиц на с. 122 по рядам. Объяснение смысла.

VII. Моделирование буквы. Подготовка к письму, запоминание образа буквы.

  1. Используя любые учебные принадлежности, выложите букву Г на парте.
  2. – Сколько элементов?

  3. Из прямоугольного листа бумаги пальцами “вырвите” силуэт буквы Г.

VIII. Изучение нового.

– Ребята, давайте, определим квартиру для новой буквы.

– Как вы думаете, есть ли у этих звуков пара? Какая?

– Объясните, почему вы так считаете.

– Вы подобрали пару Г– К, дайте характеристику.

– Назовите парные по звонкости-глухости (Б-П, Д-Т, З-С)

Продолжение работы по учебнику. С.124

1. Чтение слогов – слияний по таблице

2. Словесное рисование по опорным словам.

IX. Обобщение.

– Назовите букву, с которой мы сегодня работали.

– Какой звук она обозначает? (согласн., тв. или мяг., звонк)

– Назовите парную согласную.

X. Итог урока.

– Что вы узнали нового на уроке?

– Чему научились?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9 (презентация)