Преемственность между дошкольным и начальным образованием в преподавании риторики

Разделы: Начальная школа


В условиях модернизации школы риторическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образовательного процесса.

Риторическое образование – это многоуровневая система, основной целью которой является коммуникативное развитие и нравственное воспитание личности, способной успешно взаимодействовать в различных сферах общения и самореализоваться в современном мире.

Важнейшими его принципами являются:

  • непрерывность образования, начиная от детского сада до ВУЗА, состоящая в постоянном совершенствовании человека в течение всей жизни;

  • преемственность, предполагает наличие последовательной цепи учебных задач на каждой ступени в рамках целостной системы образования.

Учителями “Ягринской гимназии” г. Северодвинска на базе начальной и основной школы уже много лет преподается такой предмет как риторика. В 1 – 4 классах мы работаем по программе “Детская риторика”, авторы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина, УМК “Школа 2100”.

Реализуя принцип преемственности вот уже три года по комплексно-целевой программе “Дошкольные группы – начальная школа” учителя гимназии ведут занятия в подготовительной группе ДОУ № 48 г. Северодвинска по программе “Дошкольная риторика”. За основу рабочей учебной программы была взята программа “Риторика общения”, автор Зоя Ивановна Курцева, УМК “Школа 2100”.

Цель программы:

Создать единую взаимосвязанную и согласованную систему риторического образования (детский сад – начальная школа), направленную на формирование коммуникативно-речевой компетентности детей.

Этапы инновационного процесса:

  1. Апрель 2006г. - сентябрь 2006г.: зарождение потребности в изменениях содержания образования, целеполагание.
  2. Была составлена комплексно-целевая программа “Дошкольные группы – начальная   школа”, определены общие и специфические цели на каждой из данных ступеней.

  3. Сентябрь 2006 г. - октябрь2006 г.: разработка идеи содержания образования и рабочей учебной программы.
  4. Были построены единые содержательные линии, обеспечивающие преемственность в образовании. Был выбран единый подход к построению образовательного процесса, на основе проблемно-диалогического метода и технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

    Единые содержательные линии

    Разделы программы

    Программа “Дошкольная риторика”, автор Курцева З.И.

    Программа “Детская риторика”, авторы Т.А. Ладыженская Т.А. и др.

    1 класс

    Общение

    Что такое общение?
    Общение письменное и устное.
    Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации.
    Несловесные средства общения. Слушание.

    Речь и ее значение в жизни.
    Устная и письменная речь.
    Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации.
    Мимика и жесты в устной речи.
    Как нужно слушать собеседника.

    Речевые жанры

    Чистоговорки
    Скороговорки

    Чистоговорки
    Скороговорки

    Считалки *
    Устный рассказ *

    Текст *

      Тема, заглавие, главная мысль, опорные слова текста.*

    Составление сказки по опорным словам.*

    Речевая культура

    Приветствие
    Прощание
    Обращение
    Поздравление
    Благодарность
    Извинение
    Просьба
    Разговор по телефону

    Приветствие
    Прощание
    Обращение
    Поздравление
    Благодарность
    Извинение
    Просьба
    Разговор по телефону

    Техника речи

    Речевое дыхание.

    Интонация. Четкость дикции. Темп. Голос – наш помощник.

    Речевое дыхание.

    Особенности устной речи: интонация, темп, громкость.

    __________________________

    * Звездочками обозначается расширение программного содержания риторики в 1 классе.

  5. Ноябрь 2006 г. – апрель 2008 г. Реализация рабочей учебной программы “Дошкольная риторика”.
  6. Занятия проводятся в подготовительной группе детского сада (1ч в неделю), продолжительностью 30 мин.

    В работе с детьми используется пособие “Ты — словечко, я — словечко...”, автор Зоя Ивановна Курцева.

    Это сюжетно-организованная тетрадь-игра. Каждый разворот тетради — это новая речевая ситуация, новая сказка по удивительной стране Риторике, куда попадает дошкольник и становится участником всех событий.

  7. Апрель 2008г. – сентябрь 2008 г. Подведение итогов, анализ входных и итоговых диагностик, распространение опыта.

Результаты:

  • На занятиях по Дошкольной риторике у большинства детей проявляется высокая познавательная активность и интерес к изучению новой науки. Анализ результатов входной и итоговой диагностики “Развитие способностей эффективного общения” свидетельствует о росте коммуникативных способностей, умению детей принимать конкретные решения в зависимости от определенной речевой ситуации.
  • Осуществляется преемственность в содержании, формах и методах образовательной работы между дошкольным и начальным образованием в преподавании риторики. Дети быстрее адаптируются к школьному обучению.

Приведу в качестве примера конспект одного из занятий по дошкольной риторике.

Тема: “ От улыбки станет всем светлей”

Цель:

  • Познакомить детей с улыбкой (несловесным средством общения), признаком доброго расположения говорящих друг другу.
  • Развивать речь и критическое мышление детей.

Ход занятия

I. Актуализация знаний.

  1. Речевая разминка. Дыхательное упражнение. Произнесите на одном вдохе стихотворение “Наша Таня громко плачет…”
  2. Сочини чистоговорку.

    Та - ту - ти -

    Ась – усь – ись -

    ты Танюша не … .

    поскорее … .

    Артикуляционное упражнение “Улыбка – грусть”

  3. Сообщение темы и целей занятия.

- Ребята, как вы думаете, о чем у нас пойдет речь на занятии?

(Верно, мы будем говорить об улыбке)

- Тема занятия “От улыбки станет всем светлей”

- Что вы хотите узнать на занятии? Задайте вопросы.

(Почему от улыбки становится всем светлей? Зачем люди улыбаются? И т.п.)

- На нашем занятии мы попытаемся ответить на все ваши вопросы.

II. Осмысление содержания.

  1. Комментированное слушание.

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию в книге, кого вы на ней видите? (Енота)

- Что вы знаете об этом животном?

- Что сейчас я буду читать? Почему?

- Сказка называется “Крошка енот и тот, кто сидит в пруду”,  написала ее Лилиан Муур. Предположите, о чем может быть сказка с таким названием?

- Проверим ваши предположения, послушаем сказку.

Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Однажды Мама Енотиха сказала:

- Сегодня луна будет полной и светлой. Крошка Енот, можешь ли ты один сходить к быстрому ручью и принести раков на ужин?

- Ну да, конечно, - ответил Крошка Енот. - Я наловлю вам таких раков, каких вы никогда ещё не ели.

При свете луны Крошка Енот отправился в путь. Он был такой счастливый! Такой гордый! Вот он какой - пошёл в лес совсем один, первый раз в жизни! Сперва он шёл не спеша, потом чуть быстрее, а дальше – вприпрыжку.

- А вы, ребята, когда-нибудь без мамы отправлялись в путешествие? Что вы при этом чувствовали? Какие чувства испытывает Крошка Енот?

Недалеко от пруда он увидел Толстого Кролика.

- Ой, ты меня напугал! - сказал он. - Куда же ты идёшь совсем один, Крошка Енот?

- Я иду к быстрому ручью! - сказал Крошка Енот гордо. - Это по ту сторону пруда.

- Оо-ооо! - сказал Толстый Кролик. - А ты не боишься Его?

- Кого мне бояться? - спросил Крошка Енот.

- Того, кто сидит в пруду, - сказал Толстый Кролик. - Я Его боюсь!

- Ну, а я не боюсь! - сказал Крошка Енот и пошёл дальше.

И вот наконец Крошка Енот увидел большое дерево, которое было перекинуто через пруд.

Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда.

Он был храбрым, но зачем только он повстречал этого Толстого Кролика! Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он! Сидел там и смотрел на Енота при свете луны. Крошка Енот и виду не подал, что испугался.
Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа!

Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног, не останавливаясь, до самого дома.

- Так какого же зверя увидел в пруду Крошка Енот? Почему же он испугался самого себя?

Крошка Енот рассказал своей маме всё про Того, кто сидит в пруду.

- О мама, - сказал он, - мне так хотелось пойти одному за раками! Мне так хотелось принести их на ужин домой!

- И ты принесёшь! - сказала Мама Енотиха. - Вот что я тебе скажу, Крошка Енот. Вернись назад, но на этот раз… Не строй рожи!

- Что же я должен делать? - спросил Крошка Енот.

- Что же должен делать Крошка Енот? Проверим ваши предположения.

- Только улыбнуться! - сказала Мама Енотиха. - Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.

. И он пошёл обратно к пруду.

- Может быть, Он ушёл наконец! - сказал Крошка Енот сам себе. Нет, не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду.
Крошка Енот заставил себя остановиться. Потом заставил себя заглянуть в воду. Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду.

- Как вы думаете, что произошло дальше?

И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ! Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать. И ему показалось, что Тот, кто сидел в пруду, хохочет, точь-в-точь как это делают еноты, когда им весело.

- Он хочет со мной дружить! - сказал сам себе Крошка Енот.

- Почему Крошка Енот так решил?

- Он хочет со мной дружить! - сказал сам себе Крошка Енот. - И теперь я могу перейти на ту сторону.
И он побежал по дереву. Там, на берегу быстрого ручья, Крошка Енот принялся ловить раков. Скоро он набрал столько раков, сколько мог донести. Да! Никогда ещё ни он, ни его мама не едали таких вкусных раков.

- С чего начинается дружба? О каком первом правиле дружбы вы узнали из сказки?

(Дружба начинается с улыбки).

Физминутка (под музыку В.Шаинского)

2) Работа с пособием.

- Как вы думаете, если у друга плохое настроение, можно ли его изменить, заставить улыбаться? Как это сделать? Проверим ваши предположения, обратимся к учебнику с 31.

- Узнал Риторик, что в некотором царстве, некотором государстве живет царевна Несмеяна. Почему ее так назвали? Наш Риторик решил помочь этой несчастной царевне. Трудно даже представить себе, что эта девочка никогда не смеялась, не улыбалась, а только плакала.

- Посмотрите на рисунок. Каким образом Риторику удалось рассмешить царевну? (Риторик в сапогах-скороходах буквально влетел в зал, где сидела царевна, сбил с ног царя и купца, испугал других. Стремительно забрался по колонне кверху и стал крутиться как волчок. Все это и рассмешило царевну, чему был очень рад Риторик: нельзя же все время грустить и плакать.)

- Итак, с чего же начинается хорошее настроение?

III. Рефлексия.

Работа в паре.

- Улыбнитесь друг другу. Расскажите, как реагировали тот, кому вы улыбались? Изменилось ли у вас настроение? Какое оно стало?

Дари другим улыбки, и ты сам будешь чувствовать радость.

Итог урока.

- Почему от улыбки становиться всем светлей?

- Покажите мимикой, понравилось ли вам на занятии?