Использование воспитательного потенциала народных промыслов и национальных культур на занятиях дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа


Дополнительное образование детей – это пространство, на котором воспитываются, осваивая духовные богатства народной культуры и народных традиций.

А.К. Бруднов.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России и Башкортостана.

Поэтому приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Сегодня в системе дополнительного образования сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся, которые базируются на идее воспитания активного гражданина, любящего свою Родину, обладающего духовными ценностями.

Трудно переоценить влияние культурных ценностей народов населяющих Башкортостан в трудовом воспитании обучающихся.

Народное декоративное искусство – неиссякаемый источник народной мудрости, народного знания. Сегодня мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья, неиссякаемый источник красоты, который открывается тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью и пытливостью мы к ним обращаемся, но и потому, что это наши истоки.

«Трудно представить, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит свое житейское уменье, не будет знать как обойтись с близкими, и будет принужден все начинать сызнова» какими же пророческими оказались эти слова В.О.Ключевского сказанные им в начале прошлого столетия.

Сегодня, когда покачнулись в очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь и вновь обращаемся к мудрости народного искусства. Народное искусство и есть тот механизм, который развивает в человеке « житейское умение» – способность жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром.

Изучая историю народного творчества, я с тревогой думаю о том, что уходят с земли и жизни нашей один за другим древние ремесла, еще больше беспокоит то, что они уходят из умов и сердец наших. Уходят, оставляя темные провалы в памяти исторической, тревогу в душе, напрочь отделяя нас от корней наших, от чистых источников народной культуры.

Работая много лет с детьми, я часто сталкиваюсь с тем, как порой не хватает в их цепочке бытия этого связующего колечка. В настоящее время изменилось многое и, к сожалению, в большинстве случаев не в лучшую сторону.

Повальная американизация нашего духовного быта и его целенаправленное заполнение кич – серийной культурной продукцией, Использование культуры в политических играх, все это мощные разрушительные силы. Торжество коммерциализации и непрофессионализма привели к пошлости, насилию во всех его самых изощренных формах. Навязчивая реклама, низкопробные телепрограммы, многие товары для детей и зачастую даже игрушки, призывающие к разрушению и насилию, вызывают далеко не добрые чувства. Все это вытесняет многовековые национальные культурные традиции и внедряет упрощенные нормы и образцы зарубежной массовой культуры. Нарушение равновесия эмоционального и рационального начала в современном человеке, дефицита интеллекта, ставят серьезные проблемы развития полноценного общества в недалеком будущем. Особенно опасно утерять остроту эмоционального восприятия в детстве, когда духовная сторона личности только зарождается. Поэтому недостаточное внимание к образованию в области художественного развития детей, способствующего духовному становлению личности ребенка, уже сейчас ставит большие проблемы творческой вне состоятельности, неспособности воспринимать прекрасное в искусстве и жизни. Но несмотря на все трудности переживаемого нашим обществом периода социально-экономического развития нам необходимо устоять, выдержать, не растерять то разумное, доброе, вечное, что пронесло человечество через века.

Мы все хотим видеть своих детей счастливыми. Но счастье – это не стечение внешних обстоятельств, не благосклонная судьба. Быть счастливым надо уметь, надо учиться, и первое условие такого умения – способность видеть и чувствовать прекрасное. Это способность дается не только природой. Она – от нас, воспитателей, родителей, педагогов, взрослых друзей.

И наша обязанность, наш долг, сохранить в это нелегкое время чистые детские души, чтобы не разучились дети радоваться солнышку и ясному небу, видеть во взрослых любовь, доброту и защиту, научить их быть смелыми, сильными духом,справедливости, чтобы они росли добрыми. Ведь дети впечатлительнее взрослых.

Дети более восприимчивы к боли и радости . Дети видят прекрасное там, где мы - взрослые его не замечаем – в мутном ручье, в высохшем дереве, в морщинках бабушкиных рук. Какое счастье – умение все это видеть вокруг в будни, и в праздники и каждый раз открывать для себя заново красоту окружающего мира. да дети непосредственны, дети добрее нас, дети умеют по-настоящему любить, И мы обязаны помочь сохранить им – эти чувства на всю оставшуюся жизнь.

У каждого из нас в широком мире прекрасного есть свои пристрастия. Не все одинаково открыто, не все одинаково близко. Есть любимое, есть заветное, то в чем мы богаче и сильнее. Тем и делимся с детьми особенно щедро. Таким делом для меня стало занятие мягкой игрушкой. Вернее изготовление игрушки из кусочков меха и тканей. Традиции изготовления игрушки уходят корнями в далекое прошлое, они были известны у многих народов в разных странах мира.

Со временем изменились сюжеты игрушки. Отражая жизнь, события, людей, мастера создавали новый мир образов, сохранив лучшие традиции. Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, опыт людей, которые жили до нас, помогает нам создавать будущее.

Современная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям – она исчезает из игры детей, как исчезают из жизни многие ремесла.

Но и в наше время высокоразвитой индустрии игрушка – самоделка в тень не уйдет. Конечно, сейчас время такое, что все можно купить в магазине, но никогда готовая игрушка, даже являющая чудеса промышленной техники не заменит ту, что сделана своими руками.

Самодельная игрушка из ткани и меха все чаще входит в разряд современных сувениров. Простата изготовления, яркая декоративность этих игрушек завоевали симпатии и у детей, и у взрослых.

А еще процесс изготовления красивых и нужных игрушек, умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания у детей здорового нравственного начала, уважения к своему труду и к людям труда.

Вот почему так важно чтобы дети наши, как можно раньше соприкоснулись с тем добрым наследием, что оставили нам наши предки, веками отбирая все самое лучшее, бережно сохраняя, передавая его из поколения в поколение.

А для чего нам – это нужно? В ответ на этот вопрос мне бы хотелось процетировать слова народного мастера из северного городка Вельска Е.М.Дружинина: «Дом не стоит без фундамента, дерево не растёт с подрубленным корнем, человек не может жить без основы. Сердцевинка должна быть в нём. А это – прошлое наше и светлая память о нём; народные обычаи и устои семейные,  родной дом. Верно в народе говорят: «Только дурная птица своё гнездо не бережёт.» Если вдуматься только тем и можно жить по- хорошему, по-людски».

Более исчерпывающего ответа, я думаю, и быть не может. Как бы не были велики старания педагогов, как бы не заботились о том же в самых различных общественных организациях, но настоящее развитие чувства прекрасного невозможна без глубокого постоянного влияния семьи. Важно, чтобы родители с первых дней жизни своего ребёнка видели в его развитии залог его счастья, непременное условие полноты его человеческого существования.

Ведь народное искусство является непосредственной копилкой народной мудрости бытия, нравственных устоев, духовного богатства и ненаглядной красоты.

Доброе солнышко народного творчества незримо присутствует, освещая путь любому доброму началу. Оно щедро питает своим живительным соком, помогая : подняться уставшему, очиститься грешнику, увидеть смысл жизни ослепшему, почувствовать силу слабому, порадоваться опечаленному, ощутить себя счастливым несчастному.

В этом великая сила народного искусства. Воспитывая детей, я припадаю к многочисленным родникам народного искусства, напоминая и уточняя, откуда они родом. Просвещая, показывая безмерное море творчества наших предков, раскрывая истоки обычаев и традиций нашего народа. В результате дети тянут из клубка истории красную нить назначения человеческого бытия. Мотает её каждый ребёнок на свой клубочек, получая уроки нравственности, трудолюбия, духовности, красоты, светлые уроки наставления к добру, сплетая цепочку мастерства: природа – человек – творчество.