Классный час "Моя родина - Алтайский край" (с применением ИКТ). 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Цели:

  • воспитывать чувство гордости за малую родину, чувство восхищения красотой природы края; бережное отношение к родной природе; интерес к своему краю, его прошлому и настоящему;
  • развивать познавательные интересы, навыки работы в группах, умения высказывать своё мнение, показать свои знания.

КСО: интерактивная доска, компьютер, листы бумаги, фломастеры, ручки.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Чтение стихотворения ученика о родном крае

Что такое Алтай?
Вы спросите об этом геолога,
Вам геолог расскажет про золото.
От забытых веков, с незапамятных пор
Этот край золотых,
Край невиданной щедрости гор.
Что такое Алтай?
Вы спросите теперь зверолова,
И услышите – золото,
То же услышите слово.
Это лисы и выдры, горностаи и соболя
Это мягкое золото
То, что дарит земля.

2. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по нашему краю, увидим, чем он богат, как красива наша природа. Вы будете не просто слушателями, но и активными мыслителями.
Группам даётся задание: после всего увиденного, обсудить и записать, зарисовать, что ещё не сказал учитель о родном крае (в данном случае дети смогут показать свою начитанность, осведомлённость о крае).

3. Работа с интерактивной доской (рассказ учителя по слайдам в приложении).

– Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири, занимает часть Алтая и прилегающие к нему на севере части Западно-Сибирской равнины; граничит с Казахстаном, Новосибирской, Кемеровской областями, Республикой Алтай. Площадь 169,1 тысяч кв. км. Население 2653 тысяч человек (2001), в городах живет 52%; плотность составляет 16 человек на кв. км. В Алтайском крае 11 городов, 30 поселков городского типа (Приложение 1, слайд 2).
– Барнаул – столица Алтайского края. Основан в1730году, город с 1771 года. Расположен на левом берегу реки Обь, при впадении в нее реки Барнаулка. Узел железнодорожных линий и автодорог. Имеет речной порт, аэропорт. Население 666,3 тыс. человек (Приложение 1, слайды 3-5).
– Второй по размеру в Алтайском крае город Бийск. Основан в 1709 году. Город с 1782 года. Начало Чуйского автомобильного тракта. Имеет пристань, железнодорожную станцию. Районный центр. Население 224,4 тыс. человек (Приложение 1, слайды 6-7).
– Город Рубцовск возник как село Рубцово в 1886 году. Город с 1927 года. Население 161,8 тысяч человек (Приложение 1, слайд 8).
– Богата и разнообразна природа Алтайского края. Одно из прекраснейших озёр Алтая – Телецкое озеро (Приложение 1, слайды 9-10).
Знаменит на всю страну Алтайский заповедник. Он расположен в северо-восточной части Алтая (к юго-востоку от Телецкого озера) в основном в бассейне реки Чулышман. Заповедник основан в 1932 году (в современных границах существует с 1968 года). Площадь около 882 тыс. га: около 250 тыс. га покрыты лесом, 13 тыс. га занимают водоемы. В заповеднике зарегистрировано 73 вида млекопитающих, 310 видов птиц, 10 видов земноводных и пресмыкающихся (Приложение 1, слайды 11-15).
– По территории Алтайского края протекают большие и малые живописные реки (Приложение 1, слайды 16-17).
– Гора Белуха самая высокая вершина Алтая (Приложение 1, слайд 18). В Катунском хребте 2 вершины (наибольшая высота 4506 м). Знамениты ледники Катунский, Берельский, Менсу и другие (общая площадь оледенения около 700 км2).
Только в Алтайском крае ленточные боры — сосновые леса, растущие по песчаным берегам рек. По междуречьям, в понижениях рельефа растут березовые колки. Только в Алтайском крае растет уникальная черневая тайга (кедрово-пихтовые леса с примесью березы и осины). Достоянием горных лесов является сибирский кедр, или кедровая сибирская сосна, дающая кедровый орех, лечебное масло и ценную древесину (Приложение 1, слайд 19).
Среди кустарников лесного пояса – даурский маральник, покрывающий ранней весной склоны гор яркими фиолетовыми цветами. А также – можжевельник, рябина, крыжовник, малина, смородина, жимолость, голубика, ежевика, брусника (Приложение 1, слайд 20).
На Алтае растет большое количество лекарственных растений: золотой (маралий) корень, толстолистый бадан, валериана, марьин корень, адонис весенний (Приложение 1, слайд 21).
– Много можно говорить о красоте природы алтайского края. Важно одно – другого такого нет во всей России (Приложение 1, слайд 22).
– Сейчас вам предстоит поработать в группах и подготовить короткие выступления о том, что сейчас не было сказано. Это может быть о знаменитых людях нашего края, о каких-то достопримечательностях, красивых уголках природы.

4. Работа в группах

Учащиеся в группах обсуждают увиденное, по очереди высказываются о том, что не было сказано, показано учителем, делают записи, зарисовки на листах.

5. Выступление спикеров от каждой группы

Спикеры по очереди делают сообщение от своей группы, подкрепляя рассказ нарисованным или написанным на листах. Например, об озёрах края, о богатых урожаях зерновых, о знаменитых земляках, о полезных ископаемых края и т.д.

6. Заключительное слово учителя

– Спасибо за хорошую плодотворную работу. Я увидела, как много вы знаете о своём крае. К сожалению, на одном уроке невозможно рассказать обо всём, чем знаменит и хорош наш родной край. Давайте продолжим изучение сведений о крае. Объявляю в классе конкурс сообщений о нашей родине: его истории (во время Великой Отечественной войны, освоение целины и другое), а также о людях, живущих и живших в крае, о примечательных местах и о многом другом. Хотя, я думаю, вы любите свою родину не за что-то, а просто потому, что вы здесь родились и растёте.