Антитеза как композиционная основа романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (урок литературы в 10-м классе)

Разделы: Литература


Цели:

  • выяснить основной композиционный принцип романа;
  • расширить литературоведческие понятия «антитеза» и средства создания   художественного образа.

Задачи:

  • актуализировать знания текста через электронный тренажёр (СД «Виртуальная  школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 10 класс»;
  • проанализировать ключевые эпизоды 1 части 1 тома, речевую характеристику;
  • сопоставить литературный текст и экранизацию (эпизод ИМЕНИНЫ в доме Ростовых – СМЕРТЬ графа Безухова), выявив концепции писателя и режиссёра.

Методы: слово учителя, практическая работа с текстом, наблюдение, сравнение, анализ, самостоятельная работа отдельных учащихся.

ИКТ:

  • диск CD «Виртуальная  школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 10 класс»,
  • тренажёр № 8 урока № 43,
  • DVD фильм «Война и мир» (режиссёр С.Бондарчук),
  • проектор (цитаты из электронной хрестоматии),
  • CD электронная энциклопедия «Русская литература»

Место урока 3-й урок по анализу текста романа. Видится возможным определить одну из художественных особенностей романа, рассмотреть основной приём – антитезы – в промежуточном обобщении (не в начале или конце изучения). Это позволит при дальнейшем изучении более осознанно читать и анализировать текст, выявляя авторскую идею. На предыдущих уроках были рассмотрены первые главы 1 часть 1 тома, представляющих развёрнутую экспозицию романа, выявлены основные персонажи, намечены проблемы, обозначен авторский замысел. Акцент был сделан на содержательном  аспекте.

План урока:

1. Актуализация знаний:

  • Индивидуальное задание (термин «Антитеза» по электронному справочнику);
  • Работа с электронным тренажёром.

2. Основная часть урока

  • практическая работа «Речевая характеристика»
  • сравнение  текста и кинофрагмента

3. Подведение итогов
4. Домашнее задание

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

  • Индивидуальное задание термин «Антитеза» по электронному справочнику;
  • Работа с электронным тренажёром.

На предыдущих уроках были рассмотрены первые главы 1 часть 1 тома, представляющих развёрнутую экспозицию романа, выявлены основные персонажи, намечены проблемы, обозначен авторский замысел. Акцент делался на содержательном  аспекте. В начале урока используется электронный тренажёр № 8 урока № 43 по диску CD «Виртуальная  школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 10 класс», позволяющий повторить предыдущие темы, выявить более подготовленных ребят, т.к. задания тренажёра охватывают большой текстовой материал. Тренажёр не несет функцию контроля, служит для совершенствования знаний основных деталей. Яркие зримые образы карты, иллюстративность, цитаты, звуковые подсказки позволяют создать в начале урока позитивный настрой, активизировать весь класс, т.к. обсуждение совместное. Учащиеся знакомы с этой работой, один ученик выступает координатором.
Отдельные учащиеся получили задание – изучение словарной статьи «антитеза» в электронной энциклопедии «Русская литература» с дальнейшим выступлением перед классом после тренажёра (при отсутствии электронной версии работа идет с обычными справочными материалами, разница только во времени). Теоретические сведения подтверждаются примерами по тексту: сравнение портрета Шерер и графини Ростовой, топографическими границами – автрийские земли и русские, внутри страны Петербург и Москва, имение лысые Горы).

2. Основная часть урока

  • Практическая работа «Речевая характеристика»
  • Сравнение  текста и кинофрагмента

Практическая работа по вариантам: выписать глаголы речи 1)гостей салона Шерер, 2)Ростовых, 3)Безуховых, 4)на вечеринки у Анатоля Курагина, 5)Болконских.
При обсуждении результатов очевиден приём антитезы в речевой характеристике. Повторяется понятие контекстуальных антонимов, синонимов (синонимы порой становятся антонимами, например, глаголы сказать – проговорить, закричать, прошептать, возразить; хохот Курагиных – смех Ростовых, шёпот Безуховых злобный – шёпот Ростовых задушевный).
Для наглядности используется проецирование цитатного материала на доску, что позволяет наглядно обобщить, подчеркнуть слова, выделить ключевые сочетания, отставшим учащимся доработать записи, активизировать внимание, ввести подвижность через выход к доске.
Антитеза не только выражена в художественном аспекте (речь, портрет), но и в сюжете – чередование глав «Именины Ростовых» и «Смерть графа Безухова». Для этого логично сравнить текст и кинофрагмент (режиссер использует сменяющиеся кадры, разделение одного кадра на две части, наслоение, где возникает возможность одновременно видеть и злобную корысть Безуховых, и искреннюю радость Ростовых). Перед просмотром видеофрагмента обозначена задача: выделить кинематографические средства создания эффекта антитезы.
Предполагаемые ответы: свет, крупный план руки, портфеля, круговорот танца и т.д.

3. Подведение итогов

В ходе итогового обсуждения с помощью наводящих вопросов учащиеся должны прийти к выводу, что антитеза, действительно, – основной композиционный принцип романа, позволяющий понять авторскую идею ЕДИНЕНИЯ, поскольку этот принцип в романе «Война и мир» не столько разъединяет, сколько соотносит, сопоставляет разнородные явления.

4. Домашнее задание

Прочитать главы 2 части 1 тома, выявить антитезу (героев, событий и т.д.)
Готова ли русская армия к войне? (гл.2 часть 2 том 1)
Действия Кутузова (гл.14 часть 2 том 1)
Поведение князя Андрея, его мечты (гл. 3, 12, 20-21)
Шенграбенское сражение (гл. 20-21 часть 2 том 1)

Приложение