Классный час по теме "Яркий Максим" (посвященный видному государственному и политическому деятелю М.К. Аммосову)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

Убедить учащихся в том, что сын Намской земли М.К. Аммосов действительно был ярким человеком и им по праву гордится его народ.

Используемый материал: слайд-шоу (презентация PowerPoint) “Яркий Максим”. Приложение

Класс:

Ход урока

1. Прослушивание песни о Максиме Кировиче Аммосове “Яркий Максим” (музыка композитора В. Зырянова, уроженца Намского улуса).

Учитель:

– Как поется в этой песне, М.К. Аммосов был действительно ярким человеком во всех отношениях. Несомненно, на его становление как государственного и политического деятеля, которого любил и почитал весь народ, повлияли его личностные качества, характер.

Максим Аммососв работал в Якутии, Казахстане и Киргизии по установлению и укреплению советской власти, формировании фундамента социализма. Он обладал большим талантом от природы, над которым он неустанно трудился, усовершенствовал, что впоследствии сделало его вождем своего народа.

II. Информация учащихся

1. Детство Максима (Новгородова Валерия).

Максим Кирович Аммосов родился 22 декабря 1897 года в Хатырыкском наслеге Намского улуса в многодетной семье якутского крестьянина. Он был пятым ребенком. Все четверо детей были намного старше Максима. Родители по своей бедности с первого года жизни сына отдали на воспитание дяде. Хоть он и рос в другой семье, все же тесно общался со своими родными братьями и сестрами. Дети с малых лет приучались к работе, помогали родителям по хозяйству. Они росли в мире и согласии и с самого детства их приучали уважительно относиться друг к другу. Уже тогда у Максима проявлялся добрый и вежливый нрав.

Заключение: С детства Максим был затейником детских игр и забав. На его характерные черты – доброжелательность и отзывчивость – повлияло то, что он рос среди большой детворы.

2. Школьные годы Максима (Лыткина Настя).

Когда Максиму исполнилось 10 лет, руководство наслега получило указ о необходимости отправить одного ребенка в Намскую начальную школу.

Богатые и зажиточные семьи, решив, что если их дети получат образование, то их непременно отправят на службу в армии, все сразу отказались от этого предложения. Наступила тревога. Князь побегал, посуетился, но так и ничего не добился. Об этом как-то узнал Максим и непременно стал уговаривать родителей отправить его на учебу. Полагая, что образованный сын сможет обеспечить себя и родителей на старости лет, дядя в конце концов согласился с просьбой ребенка. Так Максим поступил в школу. Это была осень 1906 года. Научившись в школе писать и читать, он увлекся книгами. Как вспоминает глава семьи, где проживал Максим, мальчик всю ночь читал в свете самодельной свечи (ыьыырынньык), и когда просыпался истопник, лишь немного дремал до завтрака.

Заключение: Люди, заслужившие славы и почитания своего народа, признаются, что достигли успеха и профессиональных высот с помощью книг и отмечают, что талант может стать совершенным только в сочетании со знанием и любознательностью.

3. Платон Ойунский и Максим Аммосов (Ноговицын Толя).

Дружба Платона и Максима началась в годы учебы в Якутском четырехклассном училище. Они сидели за одной партой. Жили в одной квартире за аренду. Оба хорошо учились, выделялись в группе по активности и успешности в учебе, занимались в кружках. Отличные певцы, танцоры, они также хорошо рисовали. Увлекались чтением, особенно произведениями русских классиков. Молодые люди принимали участие в подпольном литературном кружке вместе с одним из основоположников якутской литературы Н.Д. Неустроевым.

М.К. Аммосов и П.А. Ойунский были лучшими ораторами среди молодежи. Они дружили до последних дней своей жизни. П.Ойунский посвятил своему другу стихотворение “Не все ль равно?!” (“Син биир буолбаат?!”) и песнь-олонхо “Красный шаман” (“Кыьыл ойуун”). Максим Кирович работая в Киргизии, в годы репрессии защищал якутских большевиков. В это время его арестовали. Получив эту весть, его близкий друг, пламенный революционер, поэт Платон Ойунский впал в отчаяние и понял, что и его ожидает та же участь. Вот почему его последние стихи напоминают завещание. Дружба Максима и Платона была вечной.

(Юноши читают стихи “Не все ль равно?!” (“Син биир буолбаат”?!)

Не все ль равно?!

Перевод А.Кафанова

Да, только так, друзья мои!
На путь борьбы мы смело стали,
Чтоб пламя битвы разгорелось
На нашей родной земле,
Чтоб всем якутам-беднякам
Открылись в будущее двери.
Мы ниспровергнем старый строй!
А где бороться нам с врагами
И где прольется наша кровь –
Не все ль равно?!
Земная ширь необрозима.
Работать будем неустанно
И насмерть с белыми сражаться.
А если даже умереть
За революцию в боях
Вдали от родины придется –
Раскаиваться я не стану,
С дороги этой не сверну.
За светлый мир социализма,
За счастье для всего народа
Пойдем в любую даль.

А если закуют нас в цепи
И если суждено погибнуть,
С родной землей навек расстаться –
Я не поверю никогда,
Что гордый дух наш укротится,
Погаснет пламя наших дум.
Да, только так, друзья мои!
Я не могу себе представить,
Что мой собрат, мой современник
Придет в унынье оттого,
Что предстоит ему разлука
С родимым краем навсегда.
Куда судьба ни занесет нас
И где бы ни пришлось работать –
Не все ль равно?!
Земная ширь необозрима.
Мы справедливый меч поднимем,
Чтоб с белыми в боях сразиться.
И огорчаться мы не станем,
Что от родных мы вдалеке.
Угроза смерти запугать не может
Нас, коммунистов, партии великой
Отважных сыновей-орлов.
Мы смело в бой с врагом вступаем,
Чтоб ниспровергнуть темный строй.
Куда судьба нас ни забросит,
Где ни прольется наша кровь -
Не все ль равно?!

Земная ширь необозрима.
Хоть мы с родной землей расстались –
Не укротить наш дух могучий
И наши пламенные мысли
Вовек не погасить!

 Заключение: Эта дружба имела особую силу и прочность, потому что она была связана не только с личными отношениями, но с защитой интереса народа, борьбой за дело партии. В любой трудной ситуации они понимали и уважали друг друга.

4. М.К. Аммосов – руководитель. (Охлопкова Юлия)

М.К. Аммосов всегда занимал высокие должности, но не потерял свой прекрасный человеческий облик. Максим Кирович с самого детства был отзывчивым, открытым, добрым и не терял эти качества до конца своей жизни.

Он ценил родственников. Живя в городе, он привез сестру Марию Охлопкову в город, водил по больницам на лечение и тем самым спас от ослепления. Его дом всегда был полон родственниками из Намского улуса.

Максим Кирович уважал трудолюбивых и умных людей. В нужное время поддерживал, защищал. Он не переносил строящих из себя важных людей, при этом ничего не умеющих и не знающих, стремящихся к власти подхалимством, плетением разных интриг. Он не терпел тех, кто безалаберно относился к своей работе и всегда предъявлял к ним высокие требования. Как утверждают историки, репрессии лучших сыновей и дочерей Якутии начались с М.К. Аммосова. Во время страшных пыток он никого не сдал.

Заслуги М.К. Аммосова перед родным народом, Якутией неоценимы. Помимо политической деятельности, он успел заложить крепкий фундамент для развития экономики и науки, образования и культуры республики.

Заключение: Скромный, веселый обладающий прекрасным чувством юмора, приятной внешности, с горящими глазами юный Максим все умел, везде успевал, был наделен природным талантом во всем… Он был бесстрашным, смелым и быстрым. Таким его запомнили соратники, его народ. Им гордятся, его имя останется в памяти народа на века.

III. Заключительная часть

Выводы, идеи учащихся.

Заключение: М.К. Аммосов – интернационалист и по зову сердца, и по разуму. Где бы он ни работал, всегда думал и скучал по родной Якутии, волновался за судьбу молодежи. Куда бы его ни отправляли, он везде заслуживал всеобщего уважения. В этом главным образом сыграла роль его человечность, твердый и благородный нрав, высокие профессиональные качества. Максим Кирович действительно был ярким по натуре и живому облику, был ярким в словах и мыслях, был ярким во всей своей партийной и государственной деятельности.

Учитель: Вы, молодежь Намского улуса, должны гордиться тем, что являетесь земляками выдающегося человека М.К. Аммосова. Вы должны внести свой вклад в будущее и развитие родной республики. Вы должны учиться и работать на благо родины, как завещали ваши великие братья, истинные сыновья народа, видные государственные и политические деятели М.К. Аммосов и И.Е. Винокуров.

– Классный час завершим стихами нашего Гриши Пермякова “Тебе, Максим!”, которые он посвятил 110-летию М.К. Аммосова.

Тебе, Максим!

Здравствуй, Намская земля!
Здравствуй, славный Хатырык!
Рожденный и оправивший свои крылья
на твоей благословенной земле,
на века воспетый на устах народа,
открывший дорогу молодым навсегда
подаешь Ты нам пример свой
Наш великий брат Максим!
Твоя добродетель
Во имя свободы
Подарила счастье народу
Лучший сын Якутии
Аммосов Максим!
Сегодня я, дитя ХХI века,
Нахожусь здесь,
На твоей малой родине
В славном Хатырыке.
Приехал передать
мысли светлые
И слова добрые.
Готов я жить, трудиться
Во имя славы земли родной,
Во имя светлого завтра.
Готов беречь честь
Моего улуса,
Ценить и уважать народ его.
И пусть твое завещание
Станет мне путеводной звездой!

Использованная литература:

  1. М.К.Аммосов. Неизвестные страницы жизни и деятельности / Сборник документов и материалов. Якутск, 1998.
  2. Макаров Д.С. Максим Аммосов. Якутск, 1992.
  3. Яркий Максим// Путь Ленина. – 1982. 21 декабря.
  4. Платон Ойунский. Стихотворения и поэмы. Москва. Художественная литература. 1993.