Формирование экологической культуры старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


"Природу мы сохраним только тогда, когда эта идея овладеет умами и душами всех и каждого без исключения".
М. С. Гиляров.

Вода и воздух. Жалобная книга природы

Цель:

  • Дать детям представление о планете Земля, атмосфере; расширить и уточнить знания детей о воде и воздухе.
  • Рассказать об основных причинах загрязнения воды и воздуха, мероприятиях по защите их от загрязнений.
  • Формировать интерес к экспериментальной работе.
  • Развивать речь, мышление, любознательность.
  • Воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха и воды, развивать экологическую культуру.

Предварительная работа:

  • беседы по теме
  • чтение художественной литературы
  • проведение опытов
  • игры с водой и воздухом

Словарная работа: глобус, пресная и солёная вода, планета.

Материалы: глобус, картинки с изображением природы, картинки с изображением завода, сливающего грязную воду, картинки с изображением дымовых труб, загрязняющих атмосферу; кукла - поросёнок; стаканы с водой, тазик с водой, полоски бумаги, банки с грязной водой, мешочек с мусором, воздушный шар, трубочки, свечка, стекло.

Ход занятия

- Наше занятие сегодня называется "жалобная книга природы". А что такое природа? (ответы детей).

На доску вешаем картинки с изображением природы.

- А давайте подумаем без чего не смогли бы жить ни животные, ни растения, ни люди. (ответы детей).

- Сегодня мы с вами поговорим о воде и воздухе.

- Вот посмотрите, кто знает, что это такое? (показываю глобус).

- Вот такой наша планета выглядит из космоса. Это модель нашей земли, только уменьшенная в несколько раз.

- Как вы думаете, что обозначено на карте зелёным цветом? (растительность), коричневым? (горы), а голубым (вода): моря и океаны.

- Посмотрите сколько воды в морях и океанах, но она не годиться для питья. Почему? (потому что она солёная)

- А пресной воды очень мало. Где есть пресная вода? (в реках, озёрах, ручьях, лужах)

- Посмотрите, голубенькими ниточками и пятнышками обозначены на глобусе реки и озёра. Много их? (нет)

- По сравнению с солёной водой их очень мало.

Как вы думаете, кому и зачем нужна вода? (людям, животным, растениям)

Вывешиваем картинки.

- Как вы думаете, кому и зачем нужен воздух? (ответы детей)

- Вот как-то раз поспорили вода и воздух о том, кто из них важнее.

Сказка "Спор".

Вывод: Всё для этой жизни важно: и вода, и воздух, и солнце.

- Дети, воду мы видим, можем её попробовать, можем потрогать. А где воздух! (ответы детей).

-Отгадайте загадку: "Такой большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет". (воздух)

- Воздух окружает нашу землю, он есть везде. Давайте с вами попробуем увидеть, услышать его или осязать.

Проводим опыты

  • 1 опыт: Опускаем камень в воду, вокруг него появляются пузырьки. Это воздух
  • 2 опыт: Выпускаем воздух из воздушного шара и слушаем его. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, то его можно почувствовать.
  • 3 опыт: Воздух необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берём стакан с водой, и через соломинку в стакан выдыхаем воздух. В стакане появляются пузырьки.

Вот мы с вами увидели и почувствовали воздух.

Стук в дверь.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Такой грязный, такой несчастный.

Кашляет, чихает. (ответы детей)

- Как вы думаете, что с ним могло случиться?

Почему он такой грязный? (ответы детей)

Поросёнок: "Я решил сходить на рыбалку и посмотрите, что я поймал". (показывает мешки, банки, бумагу)

- Потом я решил искупаться. Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята, может вы знаете, что со мной случилось? (ответы детей)

Поросёнок: "Ой, я вспомнил! На берегу я видел длинную трубу, которая тянулась от завода, из неё текла чёрная вода. Вот такая". (показывает банку с водой)

- А ещё там стояла высокая труба, и из неё выходил разноцветный дым. Вот такой. (показывает картинку)

- Вдохнул я воздух с дымом и закашлялся. Так мне стало плохо, неприятно.

Дети жалеют поросёнка.

- Давай тебя умоем чистой водой. (умываем, вытираем).

- Знаете, дети, что я поняла. Что через поросёнка вода и воздух решили привлечь к себе внимание. Пожаловаться, дать нам понять, что они нуждаются в нашей помощи.

Как вы думаете, на что может жаловаться вода? (ответы детей)

- А на что может жаловаться воздух? (ответы детей)

- Воздух и вода жалуются на то, что люди не берегут их частоту, загрязняют их: бросают в реки мусор, моют в реках машины, выбрасывают в реки и воздух различные отходы производства: грязную воду, дым.

Как вы думает, что нужно делать, чтобы вода и воздух на нас не обижались.

Чтобы с нами не случилось такой беды, как с Поросёнком (ответы детей)

Рассматриваем картинки и ещё раз делаем вывод:

Заводы строить за городом и для очистки воздуха высаживать много деревьев.

- Посмотрите, что люди делают на реке правильно, а что неправильно. (каждый ребёнок рассказывает и дает оценку)

- Молодцы! А как вы думаете, куда деть мусор, который Поросёнок выловил в реке. (ответы детей)

- А Поросёнок хотел сжечь этот мусор. Посмотрите, даже маленькое пламя загрязняет воздух.

Опыт:

Зажигаем свечку. Горит пламя. Мы ничего не видим кроме пламени. Подержим стекло над пламенем. Оно покрылось копотью.

И к тому же, место, где жгли костер, не зарастает 5-7 лет.

Так что воду, воздух и всю природу нужно беречь и охранять - это богатство нашей страны и залог здоровья людей животных и растений.

"В лесу родилась ёлочка"

Цель:

  • Учить детей бережно относиться к растущим деревьям.
  • Учить видеть и беречь красоту того, что их окружает, активно восставать против варварства.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение, сочувствие к живой ели, потребность заботиться о деревьях, как о живых организмах.
  • Развивать творческое воображение, конструктивные умения и навыки.

Оборудование: игрушечная ёлочка, старые обои, ножницы, клей.

Предварительная работа.

- Беседы о лесе, о деревьях.

- Чтение художественной литературе по теме.

- Наблюдение за живой елью на территории детского сада.

- Рисование ёлочек.

- Рассматривание картин, иллюстраций.

Ход занятия

- Ребята, приближаются замечательный праздник - Новый год. Его всегда празднуют возле ёлки.

Вы дома наряжаете ёлки? (ответы детей)

- Какие ёлки у вас дома? (ответы детей)

Раздаётся стук в дверь. На занятие приходит игрушечная ёлка; она очень взволнована тем, что на Новый год в лесу срубят много ёлок. Ёлочка плачет - жалко деревья.

- Дети, как вы думаете, мы можем помочь ёлочкам? (предложение детей)

- Ёлочки в лесу рубить нельзя! Но у хорошего Деда Мороза есть специальный питомник, в котором выращивают ёлки для праздников.

Из этого питомника ёлки рассылают на ёлочные базары.

Можно на праздник наряжать искусственную ёлку. Она тоже красивая. Её можно украсить, она не будет осыпаться. А радость будет всем.

Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Ирина Токмакова.

Хороший подарок.

Мне ёлку купили! Мне ёлку купили!
Ёе на опушке в лесу не рубили,
А сделали ёлку на добром заводе
Хорошие дяди, весёлые тёти.
Скорей приходите, скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей!
Вся - в хвое мохнатой, блестящей и пышной.
Задень - и она зазвенит еле слышно.
А ёлка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому?
Никому, просто - ветру, метели,
Соседке - живой и неспиленной ели.

Мы с вами тоже готовимся к новогодним праздникам, и я предлагаю вам для украшения группы сделать ёлочку из бросового материала и украсить её игрушками. Ёлочку мы будем делать из старых обоев.

По длине сгибаем обои пополам и рисуем половинку будущей ёлки. Осторожно вырезаем изображение. Таким же образом вырезаем ещё пять ёлочек, затем склеиваем половинки ёлок между собой. Получается пушистая ёлочка, которая украсит группу. Очень хорошо нарядить её игрушками, сделанными из блестящих фантиков.