Урок-семинар по русскому языку в 9-м классе по теме "Типы сложного предложения. Пунктуация в различных типах сложного предложения" (Обобщение изученного)

Разделы: Русский язык


Организационный момент.

а) Сообщение темы урока.

Слово учителя:

- Сегодня мы с вами проводим урок-семинар по теме "Типы сложного предложения. Пунктуация в разных типах сложного предложения". Эпиграфом к уроку возьмём слова В.Кулемина:

Человеку нужна тишина, чтобы слышать, как дышит трава,
Чтобы верить, что речка жива,
Чтобы думать о песне в ночи,
Чтобы слышать, что пушка мертва и что сердце любимой стучит, -
Человеку нужна тишина.

- С помощью какой синтаксической конструкции автор выразил своё отношение к потребности человека жить в тишине, жить в мире? В чём актуальность эпиграфа?

Ознакомьтесь с планом проведения урока, проведите аналогию с домашним заданием и попробуйте самостоятельно сформулировать образовательную цель урока.

(ответ учащихся: повторить и закрепить обобщённый теоретический материал по теме "Типы сложного предложения. Пунктуация в разных типах сложного предложения", отработать приёмы применения полученных знаний при выполнении практических заданий).

План урока:

  1. Теоретические основы классификации сложных предложений.
  2. Защита проектов по типам сложного предложения.
  3. Анализ синтаксической структуры текста с точки зрения строения сложных предложений.
  4. Написание сочинения-миниатюры с использованием разных типов сложных предложений.

- Первый блок нашего урока - теоретический. Что явилось исходной точкой в работе над темой? (Классификация) С классификации сложного предложения мы и начнём работу над темой.

б) Сообщение учащегося: "Виды классификаций сложного предложения в современном языкознании".

- Проанализируйте сообщение в соответствии с планом устной рецензии (ответ учащегося с использованием памятки "Как работать над рецензией на устный ответ"):

Вдумайтесь в тему рецензируемого ответа, осмыслите её.

Соответствует ли ответ теме; полно ли раскрыта тема, не ли отклонений от неё?

Насколько последовательно изложение материала? Насколько оно логично?

Нет ли фактических ошибок, неточностей?

Каково речевое оформление ответа? Достаточно ли количество примеров?

Общая оценка ответа.

- В каком стиле было построено сообщение? Назовите признаки научного стиля (ответ учащегося: "Научный стиль отражает особенности теоретического мышления. Основная цель: сообщение знаний и доказательства их истинности. Конструктивные признаки научного стиля: объективность, системность, доказательность, отвлечённость от всего случайного. Научный стиль характеризуется достаточно сложной синтаксической организацией, большим количеством терминов, отсутствием образных средств, наличием уточнений, пояснений. Научный стиль отличают определённые языковые особенности на уровне лексики: общекнижной, терминологической, где снижено количество слов с конкретным значением; на уровне морфологии, где отмечается присутствие глаголов в настоящем времени, использование существительных в единственном числе и т.д.; на уровне синтаксиса: наличие составных именных сказуемых, инфинитивных безличных предложений, вводных слов с логическим значением; высокая активность обособленных оборотов; отсутствие побудительных и вопросительных предложений).

- Дома вы работали над своими проектами. Задание было следующим: используя доступную вам знаковую систему, определённую символику, представить в обобщенном виде теорию по разным видам сложного предложения (по группам).

в) Представление и защита проектов.

- Обменяйтесь мнением о проделанной работе, определите, чей проект можно назвать лучшим?

- Итак, я надеюсь, что теоретической базой вы владеете в достаточной степени, поэтому мы переходим к практической части нашего семинара.

Практическая часть семинара.

- Всё больше лет нас отделяет от дня Великой Победы 1945 года. Но время не властно над памятью народа, передающего из поколения в поколение историческую значимость и нравственную суть подвига, совершённого людьми во имя спасения человечества от фашизма. Проблема патриотизма, проблема памяти о войне - важнейшая проблема нашей современности. Нужно всегда помнить о том, что "хотя бои суровые прошли, но не прошла и проходит тревога за судьбу земли!" Давайте узнаем, как знаменитый поэт Александр Твардовский писал о чувстве Родины, о защитниках земли нашей. Чтобы прочитать его размышления, вам необходимо, вспомнив признаки текста, различные средства связи предложений в тексте, собрать эти части в единое целое (из разрезанных по абзацам частей учащиеся собирают текст). Прочитайте, что у вас получилось, используя памятку "Как подготовиться к выразительному чтению текста". Аргументируйте, почему вы считаете сумму этих суждений текстом.

Земля.

Человек появляется на свет на земле; тут он растёт, узнаёт мир и жизнь. Познаёт память о тех, кто жил до него, кто защищал землю, на которой он живёт. Познаёт чувство ответственности перед родившей его землёй, которая дала ему всё.

В преданиях всех народов любимые героин набирались сил, если припадали к родной земле. Землёй клялись. Горсть родной земли брали с собой, когда отправлялись в дальние страны.

Из любви к самому дорогому и сокровенному клочку земли рождается любовь молодых людей к Отчизне нашей, потому что человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

У большинства чувство Родины в обширном смысле - родной страны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей скромной и непритязательной красотой предстаёт человеку в детстве, и с этой личной родиной он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и для всех одна.

Но бывают в жизни людей часы и минуты, когда Родина становится до предела конкретным и точным понятием. Это война: Мы знаем, какие страшные раны наносит война земле. И нет у людей ничего важнее, чем сохранение мира для Отчизны. Родина в опасности - долг каждого помочь ей мужеством и отвагой.

И невозможно победить наш народ, как невозможно погасить солнце. Несломленные и непокорённые, насмерть стояли защитники земли нашей. Они умирали, но не сдавались. Долог был путь до победы, многие не увидели праздничного салюта. Но разве можем мы забыть тех, кто сражался за нашу Родину?

Время идёт, но мы помним всё.

А.Твардовский

Словарно-орфографическая работа (запись на доске: Отчизна, отвага, чувство, мужество, ответственность, патриотизм)

- В каких смысловых отношениях находятся между собой эти понятия? Какие орфографические задачи приходится решать при написании этих слов? (запись слов в тетради, выполнение орфографического разбора).

Следующий вид работы над текстом - выполнение тестовых заданий (по группам, тест у каждого ученика). Координаторы в группе фиксируют результаты работы каждого в специальных листах учёта.

Индивидуальный тест.

1. Укажите фразу, которая не противоречит содержанию текста:

а) Человек познаёт чувство гордости перед родившей его землёй.

б) Из любви к малой родине рождается любовь к Отчизне.

в) Если Родина в опасности, долг воина помочь ей.

2. Определите тип и стиль речи:

а) художественный, повествование.

б) научный, описание;

в) публицистический, рассуждение.

1 гр.: 3. Укажите, какие морфологические средства связи используются в тексте:

а) местоимения (особенно личные и указательные);

б) союзы (подчинительные и сочинительные);

в) частицы;

г) видовременное единство глаголов;

д) наречия.

2 гр.: 3. Укажите, какие лексические средства связи используются в тексте:

а) повтор ключевых слов;

б) однокоренные слова;

в) синонимы;

г) антонимы.

3 гр.: 3.Укажите синтаксические средства связи предложений в тексте:

а) порядок слов и предложений;

б) вводные слова, словосочетания и предложения;

в) вопросительные предложения;

г) синтаксический параллелизм.

4. Какие средства выразительности использует автор текста?

а) ряды однородных членов;

б) развёрнутые метафоры;

в) риторические вопросы;

г) сравнительные обороты.

5. Найти в тексте сложные предложения, с помощью схем обосновать постановку знаков препинания:

1 гр.: сложносочинённые предложения;

2 гр.: сложноподчинённые предложения;

3 гр.: бессоюзные сложные предложения.

- Какие выводы вы можете сделать в результате анализа языкового материала? (учащиеся каждой группы в обобщённом виде отчитываются о проделанной работе). Сегодня предмет нашего разговора - сложное предложение, поэтому сейчас необходимо будет проанализировать текст с точки зрения его синтаксической структуры.

Выполнение 5 задания теста самостоятельно (ученики анализируют текст с точки зрения строения сложного предложения).

- Можно ли сказать, что сложное предложение - ведущая конструкция в тексте "Земля" А.Твардовского? Какие виды сложных предложений представлены в тексте? Предопределены ли они типом речи? (Да, так как подобные конструкции позволяют логически, эмоционально, эстетически воздействовать на читателя; в них проявляется творческая индивидуальность автора, способствующая сохранению авторской оценки, детализации и конкретизации). Итак, сложные предложения помогают организовать нашу речь в стройную систему, помогают дать развёрнутое повествование на любую тему.

- А теперь, перед выполнением творческого задания, я предлагаю провести лексическую разминку (+работа со словарём):

  1. Как называется продолжительная сильная частая стрельба из многих орудий? (канонада)
  2. Поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития (прогресс)
  3. Человечность в общественной деятельности, в отношении к людям (гуманизм)
  4. Подразделение в военно-воздушном флоте (эскадрилья)
  5. Мужество, самоотверженность, способность к совершению подвига (героизм)
  6. Не имеющий личного расчёта, выгоды, делающий что-нибудь ради любви к другим, к Родине (беззаветный)
  7. Комплекс, служащий для увековечивания памяти (мемориал)
  8. Ступень общественного развития, материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической формации (цивилизация)
  9. Система взглядов, воззрений на природу и общество (мировоззрение)
  10. Первенство во времени в открытии, изобретении чего-либо, первенствующее значение чего-либо (приоритет)

- А сейчас я предлагаю вам написать сочинение-миниатюру, выразить своё отношение к теме, которая волнует автора, используя различные модели сложных предложений. Воспользуйтесь выданными заданиями к творческой работе и ответьте на вопросы, предложенные вам (самостоятельная работа, затем прослушивание 3-4 работ).

Задания к написанию сочинения-миниатюры:

1. Какова тема текста? Какова его основная мысль? В чём убеждает нас автор?

2. 1 гр.: Ответьте на вопрос: "Стоит ли былое вспоминать?"

2 гр.: Как вы понимаете слова М.Дудина: "Павшие умели побеждать. Живые обязаны помнить".

3 гр.: Как вы понимаете пословицу: "Кто для себя живёт, тот умер для других"?

Дополнительно: письмо по памяти стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык".

- В годы Великой Отечественной войны стихотворение в прозе "Русский язык" Ивана Сергеевича Тургенева укрепляло веру людей в победу, призывало добиваться её любой ценой. Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она попросила разрешения открыть музей И.С.Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку. И вот музей открыт. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова. Первое, что видел каждый, были слова:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Домашнее задание: напишите ответ на вопрос: "Почему преображались люди, прочитав слова И.С.Тургенева о русском языке?"

Итог урока: заканчивая наш урок, давайте ещё раз обратимся к теме высказываний на занятии и послушаем фрагмент из поэмы Е.А.Исаева "Суд памяти":

Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да, вы скажете.
Неверно!
Они кричат,
Пока ещё стучат
Сердца живых
И осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь,
А в нас,
За нас кричат,
Особенно ночами,
Когда стоит бессонница у глаз
И прошлое толпится за плечами.
Они кричат, когда покой,
Когда приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Они кричат и будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была земля с пятью материками.