«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания.
Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру,
а мудрый воспитатель создаёт живой образ, смотря на который,
радуется Бог и люди».
Св. Иоанн Златоуст.
Сейчас такое время, когда всякий здравомыслящий человек о своём внутреннем состоянии может сказать: болит душа. Болит из-за страха как за своих детей, так и за тех, которых родители привели к тебе в класс. Видишь, как страдают дети от домашнего беспорядка, издевательств пьяных родителей, от насилия чужих «дядей», крадущих их, таких беззащитных. Детей бросают, продают, покупают. Взрослые заняты «добыванием денег». Есть семьи, где мамы и папы, работая в Москве, «воспитывают» только по выходным да по телефону. Вместо нормального систематического общения с родителями эти дети получают «положенную порцию воспитания» с помощью рукоприкладства. Это порождает озлобленность, отчаяние, в результате - частое пребывание на улице, где их ждут всякого рода «мании». Так и хочется задать вопрос: что же вы, мама и папа, хотите приобрести такое, что для вас стало ценнее ребёнка? Может, быть победнее, да вместе? Некоторые напрочь забыли обязанности старших, забыли известную истину: «хорошие дети – хорошая старость». В результате – бездушие и крайне тяжёлое одиночество престарелых.
Люди стали равнодушными, разучились сопереживать. Каждый теперь живёт сам по себе, поэтому некому удержать ребёнка от неверного поступка, который на озлобленность взрослых отвечает грубостью, вступает в спор с пожилыми. Страшно, когда люди становятся посторонними наблюдателями. Так попускается зло. Негативные явления нашей жизни – следствие бездуховности, порождённой трудными перестроечными временами.
Разумеется, большинство тех семей, из которых в прошлом году привели ко мне в класс первоклашек, тоже оказались далеко не идеальными. Приняв ребятишек, я подметила, что многие из них не только не владеют элементарными навыками, но порой бывают агрессивны и жестоки по отношению к одноклассникам. Часто приходилось наблюдать проявление вседозволенности и недисциплинированности: ничто не стоило выкрикнуть на уроке, назвать соседа по парте обидным прозвищем, грубо разговаривать со взрослыми. В такой ситуации задалась вопросом: что я могу сделать как классный руководитель, чтобы поправить положение к лучшему, и где тот корень зла, порождающий столько негатива. Поняла, что предстоит большая работа как с детьми, так и с родителями. И прежде всего я, как воспитатель должна, постоянно помнить, что передо мной личности, хотя ещё и несостоявшиеся, но… личности. Главная ценность педагогической культуры – ребёнок. Поэтому очень важно уважать детей, при этом хорошо знать их психологические и физиологические особенности. Ребёнок школьного возраста хрупок и беззащитен. Прежде чем обучать и воспитывать, мне необходимо знать, сыты ли ученики, сидящие за партой, какие взаимоотношения сложились у школьника с отцом и матерью, каков статус каждого ребёнка в классе. Пытаюсь о каждом ученике узнать всё.
Каждый человек на Земле нуждается в понимании, утешении, которые мы называем моральной поддержкой. Прежде чем наказать ребёнка, совершившего проступок, следует узнать мотив его поведения. Он нуждается, чтобы его выслушали. Долг учителя – защитить ребёнка. Ведь без нашей мудрости, без наших советов многие малыши, да и подростки, на своём жизненном пути будут спотыкаться и падать. Они никогда не смогут стать теми, кем мы хотим их видеть, если не придём им на помощь.
Величайшая гуманистка ХХ века св. Мать Тереза говорила: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Я твёрдо усвоила истину, что зло надо обезвреживать доброй требовательностью. Дети агрессивны по своей природе и, работая с ними, строя детский коллектив, я провожу красной линией слова из Библии «Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами». Каждодневно внушая им простые истины, я вижу, что дети становятся добрее друг к другу, внимательней к бедам и несчастиям других. В моём классе дети уже не дерутся, они умеют сопереживать. Этому содействуют и коллективные просмотры детских фильмов, которые тщательно мною подбираются, а затем анализируются и обсуждаются. Эти фильмы заставляют детей плакать и смеяться, они никого не оставляют равнодушными и несут глубокое нравственное воспитание.
В работе очень помогают наши мудрые классики. «Всё нравственное воспитание сводится к доброму примеру», – писал Л. Н. Толстой. Вот почему постоянно стремлюсь к тому, чтобы быть для детей хорошим примером культурного поведения, широкого кругозора и высокой духовности. Стала более требовательной к себе. Активнее стала заниматься самообразованием, уделяя больше внимания народным нравам и обычаям, живописи, литературе, истории Отечества – всему, что является источником нашего духовного обогащения. Ведь педагоги больше воздействуют на детей своим отношением к работе, широтой своих знаний, культурой, нежели назидательными поучениями. С возрастом мы забываем, о чём нам говорили даже самые лучшие воспитатели, но их образ продолжает дисциплинировать нас. Поэтому педагог должен быть творческим и вдохновляющим, он должен стать идеалом для детей. Без идеалов, по словам Достоевского, «никогда не может получиться никакой хорошей действительности».
В своей работе я неоднократно убеждалась: как прекрасно, когда дети и взрослые встречают тебя радушно! И, напротив, не жди успехов, если всё начинается с настороженного ожидания очередных неприятностей. И ученики, и их родители так нуждаются в понимании, и не только в горе, но, пожалуй, ещё больше в радости. Поэтому очень важно выслушать ребёнка, порадоваться с родителями успехам детей, умело разделить их чувства. Когда это удаётся, замечаешь, что и ребёнок, и взрослый отходят от тебя таким одухотворёнными!
В воспитании нет ничего второстепенного. В силу своей занятости, мы, к сожалению, не всегда задумываемся над важностью многих, как нам кажется, мелочей, которые, однако, способствуют созданию в классе атмосферы, порождающей у детей только положительные эмоции. Поставив себя на место ребёнка, мы увидим мир и себя его глазами и поймём его внутреннее состояние. А это так важно!
Вспомним, с чего мы начинаем свой рабочий день. Право же, это совсем не пустяк – доброе приветствие педагога. И, наверное, важнее всего начать день с того, что прежде всего надо окинуть взором весь свой класс. С теплотой, доброжелательностью, с дружеским вниманием и искренней заинтересованностью всмотреться в лица учеников. И улыбнуться им самой светлой улыбкой. Естественно, это не означает снижения требовательности к ним. Однако нельзя допускать неискренности и фальши. Дети так остро чувствуют это не только в поведении, но и в тоне взрослых. Поэтому всегда помню восточную мудрость: «Кто стоит на цыпочках, тот долго стоять не может». Если дети чувствуют, что «эталонное» поведение взрослого – «игра на публику», что на самом деле он иной, тогда последует неизбежное разочарование. Искусственность, фальшь мешает, лишает всех радости. А наше педагогическое дело без «витаминов радости» не достигнет цели. «Эмоциональный авитаминоз» ведёт к скуке, к пассивности, неактивности детей в учебной и внеклассной деятельности. Замечаю, что уместно вставленная пословица, поговорка или крылатое выражение не только воспитывает, но и поднимает настроение, а это повышает производительность ученического труда, создаёт добродушное настроение.
Какой радостью наполняется сердце, когда видишь, что все в классе хотят участвовать в разговоре, в работе. Наблюдая за детьми, анализируя свой опыт, ещё раз убеждаюсь, что наибольшую активность вызывают занятия, на которых дети понимают жизненную значимость материала, сопереживают совместно с педагогом и пытаются найти ответы на поставленные вопросы, а родители помогают и поддерживают их во всём.
Если же занятие становится «Театром одного актёра», когда классный руководитель один во многих лицах: и сценарист, и режиссер, и администратор, а ученикам и их родителям отведена роль пассивных зрителей, после такого «театра» остаётся только усталость.
Как не вспомнить мудрую пословицу: «Если дать человеку одну рыбу, он будет сыт один день, две – два дня. Но если его научить ловить рыбу, он будет жить долго».
Конечно, необходимыми слагаемыми педагогического успеха являются и тщательно продуманный воспитательный материал, и формы работы, и разнообразие методических приёмов.
Разумеется, стремление к идеалу требует времени и сил, большого терпения и огромной любви к детям. Чтобы не устать раньше срока от нелёгкого труда и добиться успехов в воспитании, я твёрдо запомнила и усвоила как девиз заповедь героя фильма А. Тарковского: «Если человек каждый день будет делать своё дело, невзирая ни на что, жизнь изменится к лучшему. А сухое дерево, если его поливать каждый день, зацветёт…» Это даёт мне силы, прибавляет упорства.
Успех же лишь тогда возможен, когда школа становится для ребёнка родным вторым домом, где ему уютно и тепло, где он может поделиться самым сокровенным, раскрыть свою душу. В этом случае родители будут спокойны, вручая своё чадо в надёжные руки педагога. Доверие между учителем и родителем – это так важно и необходимо! И это зависит во многом от классного руководителя. Поэтому в классе мы стараемся жить как одна большая и дружная семья, решать общие проблемы и радоваться за успехи своих товарищей. Мы стараемся и свой классный кабинет сделать уютным и приветливым, в котором было бы приятно находиться, тем более что дети проводят в школе большую часть своего дня (они даже, часто забываясь, называют меня мамой). Вместе с ребятами мы следим за чистотой и порядком в классе, ухаживаем за комнатными растениями: поливаем, опрыскиваем, вовремя пересаживаем их. И родители, конечно же, не остаются в стороне. Они приносят нам различные отростки растений и наблюдают вместе с нами за их ростом, помогая квалифицированным советом. Многие дети из класса берут отростки домой и ухаживают там за ними. Так происходит обмен опытом. Очень любят ребята в моём классе проводить совместные праздники. Некоторые из них стали настоящей традицией нашего класса. Это «Дни именинников», «Новогодний огонёк», «До свидания, учебный год, здравствуй, лето!» и др. К «Дню именинника» дети самостоятельно готовят поздравительные открытки, различные концертные номера. Вместе с родителями мы готовим праздничные столы. Виновники торжества получают подарки, открытки, сделанные членами класса, и, в свою очередь, угощают всех приглашенных сладостями.«Новогодний огонёк» празднуют все: и родители и дети. Но этому предшествует большая и кропотливая работа родителей вместе с детьми дома. Они готовят новогодние костюмы и приятные и неожиданные сюрпризы. Дети очень любят театрализованные представления, поэтому на новый год они все, без исключения, становятся сказочными персонажами. И родители не отстают. Они тоже становятся участниками наших представлений. Мне нравится предлагать ребята не готовые сценарии, а придуманные ими самими. Я предлагаю ребятам и родителям выбрать персонажей сказок и приключенческих повестей, вместе подбираем или сами сочиняем стихи, характеризующие героев, при этом предоставляю полную свободу действий и фантазии в изготовлении нарядов. А сценарий праздника составляем потом с родителями с учетом выбранных детьми персонажей. Так рождается у нас Новогодняя сказка. Такой праздник удаётся на славу! Ребята любят петь, танцевать, участвовать в конкурсах, и конечно, лакомиться сладостями за столом, которые готовят их родители своими рукам. Родители тоже не бывают сторонними наблюдателями: они веселятся вместе с детьми, забыв о проблемах и возрасте, а позже, за чаем, обсуждают общие для всех дела, что немало помогает в установлении между ними дружеских, непринужденных отношений. Проводя воспитательную работу с детьми, я ни на минуту не забываю о воспитательной работе с родителями. Начиная работу в первом классе по становлению классного ученического коллектива, я параллельно забочусь об образовании и сплочении родительского коллектива. Пытаюсь проводить родительские собрания в удобное для них время. Считаю необходимым участие родителей во всей урочной и внеурочной деятельности. Приятно видеть, как они сопереживают вместе с детьми, ищут ответы на поставленные вопросы, фантазируют, сочиняют, находятся в творческом поиске. Родители становятся активными участниками общественной жизни: выступают на школьных и районных конференциях, пишут заметки в газету, сочиняют собственные стихи. Каждый родитель гордится своим ребёнком, но и дети хотят восхищаться родителями. «Это моя мама!» – с гордостью говорит сын, когда видит, как аплодируют выступающему. «Это мои дети!» – думаю я, радуясь успехам своих учеников. Таким образом, придерживаюсь твёрдо такой модели воспитательной системы: педагог + ученики + родители.
Проводя заранее анкетирование, выясняю, какой вопрос родителей больше всего волнует на данном этапе. Наблюдая за детьми и опираясь на анкеты родителей стараюсь построить родительское собрание таким образом, чтобы родители могли почерпнуть интересную и нужную информацию из лекций, а затем стали активными собеседниками по данному вопросу. Перед каждым родительским собранием я оповещаю родителей через пригласительный билет о теме выступления и предлагаю определённые вопросы для размышления. Мне необходимо, чтобы родители стали более просвещёнными и с большим желанием шли на родительское собрание. Этого можно добиться только тогда, когда родители сами становятся активными участниками и заинтересованы в решении данного вопроса. Тогда родители понимают, что время ими потрачено не зря, они смогут правильно воспитывать своего ребёнка.
Чтобы помочь родителям глубже изучить проблемы детей, больше узнать о своём ребёнке, я провожу дни открытых дверей, приглашаю принять участие в открытых уроках. Родители видят своего ребёнка в школьной обстановке, как он себя ведёт, как отвечает на уроке, с какими трудностями сталкивается. Часто предлагаю детям совместно с родителями выполнять творческие задания: нарисовать картину, сочинить сказку, написать стихотворение или сочинение на заданную тему, изготовить книжку- малышку или заняться исследовательской работой. Ненавязчиво руководя всем этим, я пытаюсь, как можно теснее сблизить родителей со своими детьми. Родители сами начинают писать стихи и изготавливать поделки. Даже на конференциях дети выступают со своими родителями и получают большое удовлетворение не только ребята, но и взрослые. И конечно, мне очень приятно, что у нас образуется классный творческий коллектив.
Все эти методы и формы работы способствуют воспитанию в широком смысле этого слова. Всё это сплачивает коллектив, разносторонне развивает детей, превращает обычные трудовые будни в красочные, полные впечатлений приключения.
Проанализировав обстоятельства, пришла к выводу, что причина многих бед, в том, что утратились главные семейные традиции: уважение к старшим, забота о меньших, причём не только в материальном смысле, но и в духовном. Начала систематическую работу и с родителями, и с детьми по возвращению памяти о своих предках, по восстановлению истории быта и нрава русского человека, чтобы не стали люди «Иванами, не помнящими родства». Руководством к действию в этом направлении стали слова академика Д. С. Лихачёва: « Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».
Действительно, без уважения к прошлому и к малой своей родине невозможна любовь к Родине. Ведь из верности к малому рождается верность к великому, что является необходимым качеством патриота, готового защищать своё Отечество, стремящегося к активному участию в трудовой деятельности. Всем нам надо помнить, что безделье – мать всех пороков.
Совместно с родителями и детьми мы изучаем истоки православной культуры на факультативе «Православие», читаем необходимую литературу, готовим исследовательские работы, посещаем святые места, изучаем историю святынь, организуем краеведческие поездки по Зарайскому краю. Всё это помогает детям полюбить свою малую родину, взглянуть по-новому на свой родимый край, а, следовательно, и свою страну. Изучая свой город (а славной историей города Зарайска мы можем только гордиться) ребята больше узнают о родном крае.
Большой интерес вызывает у ребят ведущиеся в нашей местности раскопки. Наблюдая за работой археологов, дети узнают о том, как жили люди тысячи лет тому назад, какие животные обитали на нашей территории. Ребята понимают, насколько наш город древний, и этим очень гордятся.
Красотой наш дивный уголок тоже не обделён. Вот почему сюда приезжают художники написать свою картину, поэты складывают стихи. Да и своих местных поэтов и художников взрастила Зарайская земля. Как же нам, взрослым и детям, не гордиться этими людьми и не брать пример с них. Дети, любуясь красотой здешних мест, пытаются слагать стихи, в этом помогают им родители, да и сами родители зачастую представляют свои произведения, которые собираем в литературные альманахи. Выставки картин родного края, фотоальбомы, сочинения, исследовательские, поисковые работы - всё это помогает лучше узнать край, в котором мы живём, и оценить его по достоинству.
На уроках математики, окружающем мире, литературы дети каждый раз получают дополнительную информацию о своём городе, населении, промышленности, великих людях нашего города. Всё это делает урок более ярким, запоминающимся. Очень популярны у детей и родителей занятия - викторины по родному краю, тематические вечера.
Посещая музеи нашего города, дети узнают об обычаях, обрядах, фольклоре своего города. Экскурсии по стенам кремля, к памятным местам нашего города оставляют неизгладимые впечатления в детских сердцах, заставляют прикоснуться к прошлому.
Природа нашей местности располагает к походам. Дети учатся преодолевать различные препятствия: спускаться вниз по канату в овраг и подниматься вверх, разжигать костёр, не нанося вреда природе. Рейды по очистке леса не оставляют никого равнодушными. Родители, учителя и дети стараются очистить лес от мусора, набирая его в мусорные пакеты и унося в город в специальные контейнеры. Различные спортивные мероприятия: весёлые старты, футбол, полосы препятствий, различные детские игры, в которых с большим удовольствием принимают участие не только молодые родители, но и даже бабушки, не оставляют никого равнодушными. Подобные мероприятия укрепляют дух коллективизма, что в наше время необходимо как прививка от равнодушия и жестокости. К походам у детей всегда особая любовь: ожидание приключений, новизны и романтики превращает любого ребенка в выносливого и терпеливого туриста, готового мириться с усталостью и неудобствами ради журчания реки, аромата леса, пения птиц. Туристические походы, которые мы проводим по окрестностям нашего района, укрепляют не только тело, но и душу. Дети учатся заботиться о природе, беречь её.
Так как здоровье человека на 5о% зависит от образа жизни, то моя задача как классного руководителя создать все условия для укрепления здоровья детей. Все учащиеся моего класса записаны в спортивную секцию, которая носит общеукрепляющий и общеразвивающий характер. Различные физкультурные минутки на уроках, ритмичные движения под музыку, релаксация, подвижные перемены, прогулки с играми на свежем воздухе – всё это способствует тому, чтобы дети меньше утомлялись и больше двигались, что характерно для их возраста. Посещение детьми занятий ритмикой также способствует укреплению здоровья, выносливости, красивой и стройной осанки.
Детям очень нравятся различные спортивные праздники с участием всех членов семьи. Родители с большим удовольствием принимают участие во всех конкурсах, они веселятся и радуются как дети. Очень интересно проходят и занятия по ОБЖ, на которых дети много нового и полезного узнают о своём организме, чтобы лучше защитить себя и близких от простуды и вредных привычек. Такие традиционные праздники, как «День здоровья», «День защиты детей», помогают детям показать свои знания и умения и на практике применить их.
Всё это, я надеюсь, будет способствовать нравственному обогащению родителей моих учеников и лучшему воспитанию детей. Это окажет благоприятное влияние на общественное сознание, на формирование такого важного качества человека как патриотизм, на возрождение истинно духовных ценностей.