Урок обучения грамоте. Знакомство с ударением

Разделы: Начальная школа


Образовательная система: «Школа 2000…», «Школа 2100».

Авторы учебника «Букварь»: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Предмет:  обучение грамоте.

Тема: «Знакомство с ударением. На уроке труда».

Тип урока:   изучения нового материала.

Цели:

  • Образовательныея:
    • повторить и закрепить знания  о гласных звуках, слогах;
    • учить наблюдать за позициями гласных звуков в слогах;
    • формировать новое понятие: ударение.
  • Развивающая:
    • развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
    • совершенствовать навык работы с учебником;
    • развивать  внимание, память, эмоции, мышление, стимулировать интеллектуальное развитие.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к книге, любознательность;
    • способствовать воспитанию доброжелательного отношения учащихся друг к другу;
    • воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку. 

Задачи урока:

  • Формировать практические навыки звуко-буквенного анализа слова.
  • Развивать  устную речь, умение составлять логическую связь между словами в предложениях, самостоятельность,  мышления.
  • Использовать языковые знания на практике.
  • Формировать умение активного поиска информации.
  • Формировать умение работать в группе.
  • Способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения.
  • Добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту, развивать эмоции и чувства детей.

Оборудование урока:

  • Схемы «человечков» – гласных звуков.
  • Предметные картинки: сосна, береза, бабочка.
  • Картина леса.
  • Аудиозапись звуков леса.
  • Магнитофон.
  • Учебник «Букварь». Авторы Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка готовности.
Сообщение общего плана действий.
Психологический настрой.

У.:  Вот и прозвенел  звонок. Начинается урок. Урок наш сегодня необычный. Урок – путешествие. В путешествие вместе с нами отправляются «Человечки». Кто это?
Д.: Гласные звуки.
У.: Перечислите их.
Д.: А, О, У, Ы, И, Э.
У.: В каждом путешествии мы узнаем что-то новое для себя, встречаемся с трудностями, учимся их преодолевать. Куда же мы с вами сегодня отправимся?

 2. Актуализация знаний (мотивирующий прием)

У.: Я знаю, что вы очень любите отгадывать и загадывать загадки. Отгадайте, ребята, мою загадкУ.: «В шубе летом, а зимой одетый». Что это?
Д.: Это лес.
У.: Правильно. А зачем люди ходят в лес?
Д.: За грибами и ягодами.
Д.: Подышать свежим воздухом.
Д.: Отдохнуть.
Д.: Полюбоваться природой.
У.: Да, вы правы. А мы пойдем в лес за звуками! Закройте глаза и послушайте внимательно.  Какие звуки живут в лесу?

Включается запись звуков леса.

У.: Что можно услышать в лесу, если внимательно прислушаться?
Д.: Голоса птиц. Шелест листьев. Крики зверей.
У.: Это звуки речевые или неречевые?
Д.: Неречевые.
У.: А можно ли в лесу услышать речевые звуки? Когда мы их там слышим?
Д.: Да, можно. Когда в лес приходят люди.
У.: Что кричат люди в лесу?
Д.: АУ! ЭЙ! Эге-гей!
У.: Иногда люди зовут друг друга по именам.  Я позову сейчас сюда двух ребят и попрошу написать с помощью схем их имена. (Вызывает Злату и Дениса)

Дети составляют схемы: чертят линию, гласные звуки обозначают красным цветом, делят слова на слоги. Получаются одинаковые схемы.

У.: Что такое? Их зовут одинаково?
Д.: Нет.
У.: Как же различить схемы слов?

3. Открытие новых знаний

У.: На помощь к нам придет волшебник Ударение. Стоит ему волшебной палочкой ударить по одной гласной в слове, как она вдруг станет  ударной, а остальные безударными. Нужно только пропеть или окликнуть предмет: Зла-та, Де-нис. Посмотрите на «Человечка». Что изменилось?
Д.: На один башмачок поставили ударение.
У.: Что надо сделать со схемами имен, чтобы они стали разными?
Д.: Поставить ударение.

4. Первичное закрепление

У.: Давайте потренируемся. Я буду называть слова, а вы их позовете и определите, какой слог в слове ударный, т.е. произноситься с большей силой: листья, ветки, белка, лиса, медведь, сосна, рябина.
У.: Молодцы. Теперь в ваших руках всегда будет волшебный молоточек. Он поможет вам не путать слова, называть их правильно.
На доске нарисованы схемы слов, дорожка от схем направляется к рисункам березы, сосны, бабочки. Дорожки проведены не верно.
У.: Ребята, правильно ли проведены дорожки?
Д.: Нет.
У.: Исправим ошибки.

Три человека по очереди  подходят к доске и исправляют ошибки, устно доказывая свои ответы.

5. Физминутка

Стихотворение Юнны Мориц «Попрыгать – поиграть». Дети выполняют  движения, которые показывает учитель.

В лесу стоит избушка,
А в ней живет Петрушка.
К нему идет зверюшка
Попрыгать – поиграть.
Олени, носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
попрыгать – поиграть.
Косули и еноты,
Ежи и бегемоты
Идут после охоты попрыгать – поиграть.
Малиновка, овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и тоже
Попрыгать – поиграть.

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе

У.: Откройте учебник на с. 11-12. Рассмотрите рисунки. Оказывается, в лесу очень много природного материала, из которого можно сделать прекрасные вещи своими руками. Послушайте загадки и отгадайте, о чем идет речь.

Все паны поскидали кафтаны,
Один пан не снял кафтан. (Листья и хвоя)

В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет –
На зубок он попадет. (Орех)

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Желудь)

Дети в учебниках самостоятельно или в парах работают со схемами этих слов, один человек позже выходит объяснять к доске.

У.: Посмотрите, что можно сделать из природного материала. Поработайте со схемами.

Дети выполняют самостоятельно разбор слов: петух, лошадь, корабль.

У.: Все эти предметы можно изготовить на уроках труда. Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и составьте предложения по картинке.

Дети озвучивают свои предложения. Неудачные ответы корректируются, исправленные записываются в тетрадь для печатания в виде схем.

7. Итог урока

У.: Вот и подошло к концу наше путешествие по лесу.
У.: Что нового вы узнали?
Д.: Гласные бывают ударные и безударные.
У.: Чему научились на уроке?
Д.: Научились  определять ударные гласные.
У.: Что было трудно?
У.: Что понравилось?