Практические рекомендации молодому учителю иностранного языка в начальной школе при работе с неуспевающими учащимися

Разделы: Иностранные языки


Одной из проблем школы является проблема неуспевающих и слабоуспевающих учащихся. Эти ученики в большей степени, чем сильные учащиеся, зависят от методов преподавания, продвижение их вперед может быть достигнуто только специальной работой. Говоря о неуспеваемости, имеем в виду, что ребенок не занимается в полную силу и не дотягивает не столько до требований государственной программы, сколько до своих возможностей; а так же проявляет недостаточную активность в процессе обучения или избегает ее всеми возможными путями.
В основе неуспеваемости лежат два комплекса черт:

  • обучаемость, характеризующаяся различной способностью к усвоению знаний и способов деятельности;
  • отношение учащихся к учению, к школе, его мотивация.

Взяв первый комплекс черт относительно иностранного языка, мы имеем 4 специальных способности к изучению иностранного языка:

  • самостоятельное установление языковой закономерности;
  • вероятностное прогнозирование в речевой ситуации;
  • объем оперативной вербальной памяти;
  • слуховая дифференциация.

На уроках, как для преодоления, так и для ее профилактики, желательно использовать разнообразные упражнения, развивающие компоненты способности к иностранному языку.

Упражнения по развитию слуховой дифференциации.

Не пренебрегать фонетической разминкой в любом классе, как на первом году обучения, так и далее. Это позволяет детям переключаться на английский язык, приготовиться воспринимать иностранную речь.

Задание «Сколько слов?»

Цель: развитие фонематического слуха.

Инструкция: Послушайте предложения и посчитайте количество слов.

  • Ted likes to swim.(4) He goes to the swimming pool.( 6)
  • I have got a mother.(5) She is a doctor.(4)
  • Pam has got many toys.(5) They are balls, dolls, bears and cats.(7)

Задание «Играем со словом»

Цель: обучение звуковому облику слова.

Инструкция:

а) покажи карточку со звуком [d,e,s] в следующих словах:

[d] – doll, football, toy, doctor;
[e] – very, cat, pencil, men;
[s] – nose, dress, cats, toys, giraffes.

b)  Выложи на парте звуки, которые ту услышишь. Прочитай полученные слова и запиши их буквами.

[d o g], [k i t n], [t o i], [f r e n d]

с) Назови слова, где есть следующие звуки.

[m] – America, my, mother…
[n] – nine, on, many…

Задание «Лесенка»

Цель: устранение недостатков при произнесении и вырабатывание четкости.

Инструкция: читайте вместе со мной про себя, затем вслух, затем самостоятельно, увеличивая темп.

Take
Take that
Take that bear
Take that big bear
Take that big, white bear
Take that nice, big, white bear
Take that nice, big, white, funny bear

Упражнения по развитию оперативной памяти.

Развивать зрительную память, использовать разнообразный наглядный материал для повторения слов.

Задание «Запомни картинку»

Цель: развитие непосредственной произвольной памяти.

Инструкция: посмотри и запомни предметы, изображенные на картинках, назови их по памяти; найди их среди других. ( Постепенно количество увеличивается с 4 до 7)

Задание «Запомни картинку»

Цель: развитие непосредственной кратковременной памяти.

Инструкция: внимательно прослушать 10 слов и постараться их запомнить.( слова не связаны между собой по смыслу, произносятся с интервалом 2-3 секунды, воспроизводятся сразу после их запоминания)

Упражнения по развитию вероятностного прогнозирования высказывания.

Использовать разнообразные упражнения на антиципацию с дальнейшим переводом, в работе в паре.

Задание «Досочиняй диалог»

Цель: развитие антиципации.

Инструкция: прочитай вопросы и придумай по смыслу ответы.

Phil: why did you come home so late yesterday?
Jane: …
Phil: Were you hungry?
Jane: …

Задание «Доскажи фразу»

Цель: развитие антиципации.

Инструкция: прослушайте начало предложения и закончите его.

For breakfast I ate…
Every day I drink…
My father likes to eat…
My friend swims…
I don’t like eat ice-cream…

Упражнения по развитию установления языковых закономерностей.

Давать задания, где необходимо использовать такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Задание «Пословицы»

Цель: развитие способности к пониманию и обобщению смысла фразы.

Инструкция:  сравните пословицы в левой и правой частях страницы; подберите к пословице слева соответствующий перевод справа.

There is no place like home. – свой дом лучше всех;
– в гостях хорошо, а дома лучше;
– люби свой дом;
An apple a day keeps the doctor away. – ешь больше яблок;
– ешь по яблоку в день, и доктор тебе не понадобится;
– доктор ест по яблоку в день;
The right thing in the right place. – делай всё правильно и своевременно;
– правильные вещи в правильных местах;
– всему своё место;
Every thing is good in it season. – всё хорошо в своё время;
– каждое время года хорошо по-своему;
– всё хорошо, что хорошо кончается.

Задание «Посмотри вокруг»

Цель: развитие абстракции.

Инструкция: посмотрите  вокруг себя и назовите предметы:

– одного цвета (red, white, black);
– начинающие на одну букву (P,B,N)

Задание «Прочитай по правилу»

Цель: учить применять правило в новых ситуациях.

Инструкция: попытайтесь прочесть второй столбик слов. Слова из первого столбика вам помогут.

take make
tooth foot
apple carrot
big fish
table tasty
know grow
blue grew
see tree

Задание «Составь по образцу»

Цель: развитие зрительного анализа.

Инструкция: прочитайте предложения из первого столбика и из второго. Чем они похожи, а чем отличаются. По этому же признаку сделать остальные предложения.

My father and I swim in the swimming pool. We swam in the swimming pool.
The pupils run at the sort ground.
The teacher thinks so.
The Browns know Kate’s aunt.

Приведенные выше упражнения и аналогичные желательно использовать систематично они могут быть включены в разные уроки и их этапы. При этом надо не забывать об индивидуальных особенностях учащихся и учитывать их в своей работе. Хочется отметить, что в разных УМК некоторые упражнения на развитие компонентов способности к иностранному языку присутствуют. Необходимо их выполнять и дополнять своими.