Интегрированный урок в 1-м классе (чтение + письмо) по теме "Гласный звук [ы]. Буква ы"

Разделы: Начальная школа


Урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.
Учебник «Русская азбука», автор В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов. «Чудо-пропись», автор В. А. Илюхина.

Цели:

  • Познакомить учащихся с гласным звуком «Ы», буквой «Ы».
  • Научить писать букву «Ы».
  • Отрабатывать умение на слух по словесному описанию определять буквы, изученные ранее.
  • Развивать речь, логическое мышление, графическую зоркость.

ХОД  УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня на уроке вас ждут открытия. Вы узнаете много интересного, сами будете исследователями.

2. Актуализация знаний

Этот звук всегда поётся. Этот звук, как песня льётся.
– О каком звуке идёт речь? Что вы знаете о гласных звуках?
– Чтобы сесть, каждый из вас должен пропеть своё имя и назвать по порядку гласные, которые есть в вашем имени.
– Каких гласных звуков не было в ваших именах? (э, о, ы). Сколько всего гласных звуков?
– Как обозначить речевой звук на письме?
– Покажите, какими буквами обозначаются на письме звуки «а, о, и»?
– Чем буквы отличаются от звуков?
– Повторим написание известных нам букв. (По указке учителя ученик комментирует алгоритм написания строчных и заглавных букв Аа, Ии, Оо. Затем дети самостоятельно записывают.)

3. Постановка учебной задачи.

На сучках растут шары – посинели от жары. (Сливы.)
Жёлтая, а не репа. Круглая, а  не солнце. С семечками, а не подсолнух. (Тыква.)
У маленькой скотинки 100 серебряных монет на спинке. (Рыба.)
– Какие слова в загадках помогли вам понять, о чём идёт речь? (На каждую загадку открываем картинки.  Отгадки делим на слоги и ставим ударение.)
– Какой звук есть в каждом слове?
– Расскажите об этом звуке. Докажите, что он гласный.
– Под осенним листочком спряталась буква Ы.
– Чему будем учиться? Какие цели перед собой поставим?
– Кто хочет научиться красиво писать букву Ы? А кто сможет научиться?
– Если вы будете очень стараться, будете всегда проговаривать написание буквы и её соединение каждый день, будете выполнять работу так, чтобы она нравилась вам самим, то у вас всё получится.

4. Открытие детьми нового знания

1) Анализ письменной буквы

– Из каких элементов состоит буква Ы?
– Есть ли знакомый элемент?
– Составим алгоритм написания буквы «ы» (составляют дети, учитель помогает).

Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх, прижимаемся на середине к наклонной, выполняем узелок, уходим вправо, вверх и на 1/3 выписываем секрет, по секрету наклонная линия вниз, качалочка, крючок до середины.

2) Письмо строчной буквы Ы

– Комментирует учитель.
– Комментирует ученик.
– Учащиеся пишут большую букву на альбомном листе.
– Пишут 2 раза на кальке с комментарием.
– Пишут по пунктиру с комментарием по цепочке.
– Пишут самостоятельно до конца строки.

3) Развитие связной речи

– А сейчас мы отправимся вслед за осенним листочком. Он приглашает нас в лес посмотреть, как разукрасила осень деревья и кусты и узнать, как звери к холодам готовятся. (Картина по развитию речи «Золотая осень».)
– Какими красками разукрасила осень листья?
– Какими стали берёзы? Берёзки стали золотыми.
– На что похожи листики берёзы? На старинные золотые монеты. Висят на ветке золотые монетки.
– На что похожи листья клёна? Листья клёна похожи на жёлтые, оранжевые звёзды.
– Рассмотрите рябинку. Какая она? На что похожи ягодки? Составьте предложение о рябинке. Высокая стройная рябина вся в красных бусах.
– Чем устлана земля? (Земля устлана мягкими разноцветными бусами.) На что это похоже? Составьте предложение. (На земле лежит пёстрый, нарядный, весёлый ковёр из опавших листьев.)
– Закончить рассказ мы можем таким предложением. Золотая осень царствует в роще.
– Что мы составили? Из чего состоит текст? Из чего состоит предложение? Как связаны слова в предложении?
– Повторите рассказ, который мы составили.
– Мы рассказали, как лес осенью готовится к зиме. Не только лес, но и каждый зверёк хлопочет, к зиме готовится. Осенний листочек хочет услышать, что вы об этом знаете. (Дети рассказывают.)

4) Ознакомление с понятием «единственное и множественное число».

заяц – зайцы                   – Прочитайте пары слов. Чем отличаются слова в паре?
лиса – лисы                     – Какая пара лишняя?
крот – кроты                 – Что происходит со словами, когда появляется буква «Ы»?
шар – шары                    – Придумайте свои пары слов.

Физминутка. Учитель называет слова в единственном и множественном числе. Если звучит имя существительное в единственном числе, дети поднимают одну руку вверх, если во множественном – обе руки.

Парты, стол, шкаф, мост, горы, тыквы, кукла, розы, астра, фрукты, грибы, река, страны.

5. Закрепление

– Листочек приглашает нас ещё к одному лесному жителю. (Учитель читает текст.)

Лесная хатка

Кто-то построил из брёвен хатку на берегу. Щели, как и положено, мхом заткнул, глиной замазал. Хороша получилась хатка, только без окон и без дверей. Любопытно, кто в такой странной хате живёт?

– А вы догадались? Кто из вас видел?
– Сколько звуков в слове «бобр»? (Ученики составляют схему слова с помощью цветной разборной модели. Для обозначения мягких и твёрдых согласных используются зелёные и синие квадраты с кармашками. Красный квадрат, обозначающий гласный звук, вставляется в кармашек, показывая слог – слияние.)

Строили лесную хату дровосеки-бобры. «Рубили» деревья зубами, зубами же «распиливали» на брёвнышки. Сучья и брёвна в кучу складывали, Щели конопатили и замазывали, чтобы не продувало зимой, не морозило. А что в хате и не окон и не дверей, так они и не нужны бобрам. Была бы дыра в полу: бултых в подполье-подводье – и на дне. А там с осени припасены сочные сучки и ветки – грызи на выбор.

– Значение слов «хата, хатка»? Где живёт зверёк? Как передвигается? Чем эта хатка странная? Как же этот зверь в хатку попадает? Какие инструменты этот зверь использует при строительстве?
– Продолжим игру. Как будет звучать название этого животного в единственном числе? Во множественном числе?
– Измените схему слова «бобр». Расскажите о звуке «Ы».

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

– Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока.
– Что узнали нового? Чему научились?
– Что было самое интересное?
– Прикрепите фонарики на наше деревце. Какими они будут? Почему?