Урок - проблемный семинар по русскому языку в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Познакомить с разноспрягаемыми глаголами.
  2. Развивать навыки сотрудничества через организацию парной и групповой работы детей.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку.

ХОД УРОКА

 1. Организационный момент.

Цель: эмоционально-положительный настрой на работу.

“Языковая разминка”

У каждого на парте задания. Все строки стихотворения разделены на части. Послушайте, что получилось:

Огурцы играют в прятки

Малыши растут на грядке

Мушкетеры спят в овраге

Поросята точат шпаги

Раки в цирк бегут ватагой

Дети дремлют под корягой

Волки плавают по дну

Щуки воют на луну

Это что за ералаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы постараемся с вами все расставить на свои места и ответить на многие вопросы.

3. Постановка и осмысление проблемы

На доске – таблица, которую учитель просит детей заполнить.

Начальная
форма

2 лицо, ед. число 3 лицо, ед. число

Спряжение

       

Пишу. Хочу. Вижу. Бегу

Заполняя таблицу, дети видят, что у глаголов ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ спряжение определить нельзя.

- Как в русском языке могут называться такие глаголы?

Дети сами предлагают название темы урока.

4. Генерирование вариантов решения проблемы.

- Проспрягайте глаголы ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ в тетради.

Хотеть

    Я хочу.

    Ты хочешь – по 1 спряжению.

    Он хочет.

    Мы хотим.

    Вы хотите - по 2 спряжению.

    Они хотят.

    Бежать

    Я бегу.

    Ты бежишь – по 2 спряжению.

    Он бежит.

    Мы бежим.

    Вы бежите – по 2 спряжению.

    Они бегут – по 1 спряжению.

5. Поиск аргументов в поддержку предложенных решений и отбор наиболее аргументированных вариантов решений.

- В чем особенность этих глаголов?

- Что значит “разноспрягаемые” глаголы?

6. Работа по карточкам.

У вас на партах карточки с заданиями, которые вы можете выбрать. Эти задания связаны с темой урока. Звездочкой помечены задания более сложного уровня.

Можно работать индивидуально, в парах или в группе не менее 4 человек. (Дети вместе с учителем договариваются о времени выполнения заданий)

Дети выполняют - учитель наблюдает.

7. Домашнее задание.

На выбор:

  1. Составить рассказ, используя разноспрягаемые глаголы.
  2. Составить 5 словосочетаний или 5 нераспространенных предложений, используя разноспрягаемые глаголы.

8. Подведение итогов.

КАРТОЧКИ
(можно подобные задания)

№ 1

Употребите глаголы в прямом и переносном значении (бежать).

1. Годы быстро…. 2. Облака …….. над морем. 3. Вода………..из крана. 4. Я………..по лугу. 5. Кровь….. по жилам. 6. Тропинка……….. в гору.

№ 2

Распределите глаголы в 2 столбика.

Колоть, велеть, хотеть, смотреть, украсть, дышать, бежать, сорить, видеть, делать, клеить, писать, лежать.

№ 3

Работа с пословицами и поговорками.

Найдите пословицы или поговорки с разноспрягаемыми словами. (Дополнительная литература)

№ 4

Поставить глаголы в нужной форме. Обозначить спряжение.

Зрители (смотреть) новый фильм. Мама (хотеть) сделать сыну приятный подарок. (Дремать) бор сосновый.

№ 5

Кроссворд по теме “Глагол”.