"Раз - словечко, два - словечко…" Урок: "Путешествие в страну Русский язык" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Отрабатывать умение читать, анализировать задание; повторить изученные буквы.
  • Развивать внимание, мышление, речь, смекалку, каллиграфию.
  • Воспитывать интерес к слову, русскому языку.

Оборудование:

  • таблицы "алфавит - код",
  • "карта" страны "Русский язык",
  • карточки с пословицами,
  • ленты изученных согласных,
  • табличка со словами: чемпион, стряпуха, гречка, хомут, слоговое лото,
  • рисунок с заданием для игры "Горка",
  • иллюстрации к русским народным сказкам.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

  • Улыбнитесь друг другу.
  • Пожелайте доброго настроения.

II. Основная часть.

- Сегодня мы с вами побываем в очень интересной стране, название которой зашифровано. Кодом к этому заданию является алфавит. Расшифруйте название этой страны.

(Приложение 1)

18, 21, 19, 19, 12, 10, 11

33, 9, 29, 12. (Русский язык)

Молодцы.

- В этой стране самую главную роль играют слова. И тема сегодняшнего занятия: "Раз - словечко, два - словечко:"

Взгляните на карту этой удивительной страны.

III. Начинаем свой путь.

1. Итак, мы в городе "Букваринске". Наш путь лежит через проспект " Гласные ", чтобы пройти этот проспект, нужно прочитать пословицу, которая находится перед вами, подчеркнуть все гласные буквы.

(Пословица: "Что написано пером, того не вырубишь топором". )

- Проверка выполненного задания. Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Молодцы, ребята. В путь! Нас ждут удивительные приключения.

2. Следующий этап нашего путешествия бульвар "Согласные".

Перед вами карточки с буквами. Разделите согласные на звонкие и глухие.

п, т, с, г, к, р, н, м, л, ш.

- Отлично!

3. Далее наш путь проходит по улице Школьной.

Задание: За 3 минуты подобрать как можно больше слов на тему "Школа", записать их на карточках (по 1-му слову на каждой).

- Проверка.

(По-одному произносят записанные слова. Карточки кладут на стол. )

- Хорошо.

4. Продолжаем наше путешествие. Прочитайте название города, расположенного на нашем пути.

(Отгадайск)

Мэр города для всех посетителей устраивает серьёзные испытания.

Инсценировка.

Мэр.

Я вам дам сейчас задание
И устрою испытание.
Вы загадки отгадайте.
Вместе дружно отвечайте!

1.

То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать:
Что такое я?. . (Тетрадь)

2.

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные -
Все ужасно важные. (Портфель)

3.

Чёрные, кривые,
От рождения все немые.
А построятся все вряд
Сразу все заговорят. (Буквы)

4.

В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки -
Что угодно для души. (Пенал)

5.

Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж-
Что же это? (Карандаш)

Мэр. Быстро вы справились с этим заданием. А сказки вы знаете?

Задание.

Договорите рифму, вспомните название сказки.

1.

Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился, по дорожке: (покатился).
Был он весел, был он смел
И в пути он песню: (пел)
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый :(мишка)
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую : (лису),
От неё уйти не смог.
Что за сказка?. . . ("Колобок").

2.

Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под :(кустом).
Рада мышка - поскребушка
И зелёная :(лягушка).
Рад и побегайчик -
Длинноухий : (зайчик).
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко -
И кабан туда попал,
И лиса, и :(мишка).
Всем хватило места в нём -
Вот какой чудесный : (дом).
Дзинь - ля-ля - поёт синичка:
Это сказка: "Рукавичка".

3.

Жили-были семь ребят -
Белых маленьких : (козлят).
Мама их любила,
Молочком : (поила)
Тут зубами щёлк, да щёлк,
Появился серый :(волк).
Шкуру белую надел,
Нежным голосом : (запел).
Как коза запел тот зверь:
- Отоприте, детки, :(дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам :(принесла).
Мы ответим без подсказки
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
::::::::::
"Волк и семеро козлят".

Мэр:

Молодцы, вы, ребятишки,
Удивили, вот дела!
И девчонкам, и мальчишкам
Я желаю лишь добра.

(Прощается, уходит).

IV. Перед нами раскинулся следующий город - Словореченск.

Жители этого города отличаются остроумием и смекалкой. Сами названия улиц говорят о том, что этот город не простой. Итак, в этот город мы пройдём по улице Головоломки.

а) игра "Эхо".

Прочитайте слова, записанные в табличке. (Чемпион, стряпуха, гречка, хомут). Присмотритесь к этим словам и ответьте на следующие вопросы:

1. Какой цветок вручили чемпиону? (пион)

2. Какое блюдо приготовила стряпуха? (уха).

3. Как называется водный поток, у которого растёт гречка? (речка)

4. Куда забросили хомут? (омут).

- Первое задание в городе "Словореченске" вы выполнили на отлично.

По переулку Слов мы перейдём к следующему заданию. Но и здесь нас ожидает задание.

б) игра "Буква потерялась".

. нег

. осулька

. неговик

. анки

. нежинка

. тужа

- Что нужно сделать?

- Назовите потерявшуюся букву.

И с этим заданием справились. Чтобы ворота этого города выпустили вас, нужно суметь выполнить последнее задание

в) игра "Слоговое лото"

Используя данные слоги, составить слова.

РА, РЕ, РО, НО, ГА, ПА, ТА, КА, СА.

- Какие слова получились? Запишите их, поставьте ударение, разделите на слоги.

Самопроверка

- Замечательно, ребята, молодцы.

- Скажите ребята, какой праздник приближается? (Новый год).

- Что нам несет этот праздник?

- А какие игры и забавы нам дарит Зима?

- Итак, сейчас мы окажемся снова в своём любимом классе. Только нужно суметь съехать вот с этой высокой горки.

- Покатаемся вместе с буквой "п"?

- Поехали! (Составление слов ).

Приложение 2.

- Все сумели скатиться с этой горки? Понравилось?

V. Итог.

- В какой стране сегодня побывали?

- В каких городах?

- Хотели бы вы бывать в этой стране? Почему?

- Какое задание понравилось больше всего? Почему?

Список литературы

  1. Волина В. Учимся играя. "Новая школа"- Москва, 1994.
  2. Степанов В. А. Первые уроки для малышей Родная речь. - "Омега", 2002.