Система игр по формирование грамматического строя речи в процессе работы над предложением

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, ''экспериментируют'' со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения - формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию. Обосновывая теорию усвоения языка в дошкольном детстве, Ф.А.Сохин подчеркивал связь этого осознания с развитием детской функций речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.

Основные задачи развития речи - воспитание культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе.

Взрослый может помочь ребенку овладеть умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказываний. Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Взрослый расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия, движения.

При решении этих задач значительное место должно занять специальное обучение - речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Они формируют у детей практические навыки: умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение.

Таким образом, у детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого они должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца. Мы должны научить ребенка пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей, чтобы в процессе формирования грамматического строя речи обеспечить сознательный выбор необходимых средств при построении связного монологического высказывания.

Соотношение языковых единиц (слова, словосочетания, предложения) играет важную роль в формировании грамматического строя речи и выражении мысли. Я предлагаю систему работы над предложением в рамках лексической темы ''дикие животные''.

1 этап. Работа со словом.

Воспитатель произносит слова: '' Заяц, лиса, волк...''

- Вы догадались, о чем будем говорить? Каких диких животных вы еще знаете? (вводится схема слова <рисунок 1>)

- Кто назовет животное, получит домик. Какое слово живет в твоем домике? (медведь, жираф).

Далее идет обучение правильно задавать вопросы "кто?", "что?" и отвечать на них. Понятие "одушевленный - неодушевленный предмет" не дается.

- Кто? - Заяц

- Кто? - Кенгуру.

- Что?- Дерево.

- Что? - Куст. <рисунок 2а, 2б>.

После этого дается понятие "слово'': " Слово может обозначать предмет, действие предмета или признак". Вводится схема слова <рисунок 3а,3б,3в>

Позднее вводятся следующие символы :

- слово - предмет <рисунок 4а>;

- слово - действие <рисунок 4б>;

- слово - признак <рисунок 4в>.

2 этап. Работа с простым предложением.

Детям дается понятие "предложение": " Если слова дружат, то они помогают нам что-то узнать. Это и будет предложение".

Педагог показывает картинку, на которой изображен бегущий заяц.

- Кто изображен на картинке? - Заяц.

- Заяц что делает? - Бегает.

- Придумайте предложение по этой картинке. - (Заяц бегает).

- Кто бегает? - (Заяц).

Выставляется схема слова - домик.

- Заяц что делает?- (Бегает).

Выставляется еще один домик.

- Сколько слов в предложении? Назовите первое слово. (Заяц). Назовите второе слово. (Бегает). Что мы узнали из нашего предложения? (Заяц бегает).

Для активизации предметного словаря детям предлагаются следующие схемы словоизменения. <Рисунок 5>

Цель: научить образовать слова с помощью суффиксов с опорой на величину предмета. Пример: заяц, зайчик, зайчонок, зайчище.

-Если заяц маленький, как мы его назовем? (Зайчик). Если это детеныш зайца? (Зайчонок). И т.д.

С помощью другой схемы <рисунок 6> идет обучение подбирать однокоренные слова. Пример: заяц, зайчик, зайчишка, заюшка, зайчонок и т.д.

После этого педагог предлагает подумать, как по - другому будет звучать предложение, если использовать новые слова (Зайчишка бегает. Зайчище бегает. Зайчонок бегает).

Затем задается вопрос: "Что может еще делать заяц?". (скакать, прыгать, пробираться, убегать, прятаться, скрываться, грызть и т.д.).

- Если заяц может скакать, что он делает? - Скачет. И т.п.

- Придумайте другие предложения с новыми словами. - (Зайчик прыгает. Заюшка мчится.)

Проводится синтаксический разбор предложения.

- Назовите первое слово в предложении. Назовите второе слово.

3 Этап. Способы распространения простых предложений.

Появляется красный сигнал <рисунок 7>.

- Дети, мы должны изменить предложение. Кто бегает? - (Заяц). Что можно сказать о зайце, он какой?- (Маленький, большой, серенький, беленький, пушистый, трусливый и т.д.).

Для активизации словаря признаков вводится карточка, с опорой на которую дети учатся правильно согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже, подбирать однородные прилагательные к существительному. - <Рисунок 8>

. Пример: заяц маленький; заяц трусливый; заяц беленький, пушистый. И т.д.

С помощью другой схемы <рисунок 9> идет работа по обучению детей образовывать сложное слово. Пример:

- Если у зайца длинные уши, он какой? - (Длинноухий).

- Если у зайца короткий хвост? - (Короткохвостый).

- Заяц какой? - (Серенький).

- Как будет звучать предложение? - (Серенький заяц бегает.).

Выкладывается схема предложения и делается его синтаксический разбор.

- Какое предложение звучит красивее?

Предложение можно распространить дополнением. Для этого вводится другая схема <рисунок 10>.

Можно задать следующие вопросы:

- Заяц бежит от кого? (от лисы, от волка и т.д.).

- Заяц бежит к чему? (К кусту, к речке и т.д.).

- Заяц бежит за кем? (за мышкой, за муравьем и т.д.).

- Заяц бежит по чему? (по лугу, по лесу и т.д.).

Остановимся на вопросе "по чему".

- Серенький заяц бегает по чему? - (По поляне).

- "По поляне"- это одно слово или два? - (Два).

- Что мы должны поставить перед словом "поляна"? Правильно, маленький домик, домик- предлог. Предлог предлагает со словом "дружить". Как будет звучать предложение? - (Серенький заяц бегает по полянке.).

Детям предлагается выложить схему предложения <рисунок 11> и сделать синтаксический разбор.

- Появился красный сигнал, и опять мы должны изменить предложение. Если серенький заяц бегает по поляне, как он может бегать?

Проводится активизация словаря наречий с опорой на схему <рисунок 13>. (Быстро, медленно, хорошо, плохо, стремительно, смело, испуганно и т.д.).

Детям предлагается выбрать наиболее удачное слово по смыслу.

- Заяц бегает как? - (Быстро). Как будет звучать предложение? - (Серенький заяц быстро бегает по полянке.).

Схема предложения выкладывается, проводится синтаксический разбор.

Далее детям задается вопрос:

- Какое предложение было в начале? - (Заяц бегает).

Вводится схема предложения <рисунок 14>.

- Кто повторит новое предложение? - (Серенький заяц быстро бегает по полянке.).

Выкладывается схема <рисунок 15>.

- Сколько слов в первом предложении? Сколько слов во втором предложении? Что можем сказать о них (воспитатель проводит указкой по схеме предложения)? Первое предложение длинное или короткое? Что можем сказать о втором предложении? Какое предложение вам больше нравится? Почему?

4 этап. Творческий.

Детям предлагаются следующие задания:

"Придумай предложения по схеме" - <Рисунок 16, 17>.

"Слова рассыпались, составь предложение" - Пример: Деревьям, скачет, по, белка. (Белка скачет по деревьям.). Усложнение. Пример: Деревья, скакать, по, белка. (Белка скачет по деревьям.).

Список литературы.

  1. Базик И. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. - 1984 - № 11
  2. Ванюхина Г. Речецветик. - Екатеринбург: 1993
  3. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание. - 1982 - № 3
  4. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - Москва: "Владос", 2003.